на главную страницу

29 Октября 2008 года

Ко дню моряка-надводника

Среда

Страшись, пират, «Неустрашимого»!

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Можете себе представить, как обрадовался ректор Современной гуманитарной академии (СГА) Михаил Карпенко, когда ему в кабинет принесли поздравительную телеграмму со... сторожевого корабля (СКР) «Неустрашимый» Балтийского флота, держащего путь к берегам Сомали на выручку судну «Фаина», захваченного местными пиратами.

     «Уважаемый, Михаил Петрович! - обращался командир корабля капитан 2 ранга Алексей Апанович. - От имени экипажа СКР «Неустрашимый», который находится в дальнем океанском походе и выполняет важные государственные задачи, поздравляю вас с днем рождения. Мы помним и ценим вклад лично ваш и СГА в укрепление шефских связей с флотом и кораблем. Крепкого вам здоровья и благополучия, оптимизма и успехов во всех начинаниях. Командир корабля Апанович. Средиземное море»...
     Вот уже с десяток лет Современная гуманитарная академия сотрудничает с Балтийским флотом с целью переподготовки военнослужащих БФ, увольняющихся в запас, и членов их семей и шефствует над сторожевым кораблем «Неустрашимый». Еще в марте 1998 года такое соглашение с ректором Калининградского филиала СГА Александром Чаплыгиным заключил командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров. Уже на тот момент на заочном отделении филиала академии обучалось свыше 500 балтийцев, а за истекшие десять лет...
     Конечно же, и СКР «Неустрашимый» как подшефный - также несомненная гордость Современной гуманитарной академии. За это время экипаж и коллектив СГА стали поистине родными людьми, близкими друг другу по духу, по трепетному отношению к России и патриотизму. Сколько было волнующих переживаний, когда корабль уходил в море, и радостных встреч при его возвращении к родным берегам!
     Однако особенно запомнилось Михаилу Петровичу Карпенко его первое посещение подшефного «сторожевика» и небольшой курьезный случай, вышедший при этом. А дело было так. В 2001 году договор о шефстве Современной гуманитарной академии над сторожевым кораблем «Неустрашимый» подписывали в кают-компании.
     - Ну вот и свершилось, - улыбаясь, произнес ректор СГА, поставив размашистую подпись под историческим документом, и, встав из-за стола во весь свой гренадерский рост, вручил второй экземпляр договора командиру корабля.
     Защелкали затворы фотоаппаратов представителей прессы, а кают-компанию огласили дружные аплодисменты присутствующих.
     - Ну а теперь, - сказал командир, - пока вестовые накроют столы к обеду, приглашаю осмотреть корабль.
     - С удовольствием, - ответил гость и первым шагнул к выходу.
     Экскурсию начали с ходового мостика СКР и продолжили, как принято на флоте, сверху вниз и из носа - в корму. Шефы уже побывали в боевых постах и матросских кубриках, осмотрели корабельный камбуз и вот, проходя по коридору, подошли к приоткрытой металлической двери, из-за которой слышался монотонный гул.
     - А там что у вас? - поинтересовался Михаил Петрович.
     - Носовое машинное отделение, - ответил командир.
     - Хорошо бы взглянуть.
     - Это, конечно, можно, - сказал офицер, однако, глянув на безукоризненный костюм ректора, предупредил: - Там повсюду смазка. Мы спускаемся туда в комбинезонах.
     - Ничего, это не страшно, - произнес Карпенко и начал спускаться вниз по вертикальному трапу. - Я ведь доктор как раз технических наук, к тому же бывший нефтяник. Мне ли бояться смазки?
     - А с докторами наук не спорят, - осадил командир корабля своего «механика», который попытался вставить слово поперек.
     - Вот это да! - раздался восторженный голос снизу. После послышались шаги по «пайолам». Прошло три минуты, потом еще пять, но высокий гость не возвращался.
     - Михаил Петрович, где вы? - крикнул в люк командир, однако ответа не последовало.
     - Посмотри-ка, - кивнул командир «механику».
     Тот сиганул вниз по трапу, но уже через минуту в отверстии люка появилось его растерянное лицо.
     - Там нет никого, - испуганно произнес командир БЧ-5.
     - То есть как это нет? - удивился командир корабля. - Ты все осмотрел?
     - Да что же я, слепой? - возмутился «механик».
     Командир, а вслед за ним и другие офицеры стали спускаться в машинное отделение. Оставшиеся на палубе гости волновались и с тревогой заглядывали в зев люка.
     - Ну и что там у вас случилось? - прозвучал вдруг у них за спинами знакомый ректорский голос.
     - Михаил Петрович, что же с вами произошло? - облегченно воскликнул командир.
     - Да ничего, - смущенно улыбаясь, ответил ученый. - Пока осматривал машины и механизмы, так увлекся, что позабыл, откуда входил. Тут у вас, как в лабиринте. Ну не кричать же: «Ау!» Стыдно как-то: вроде бы доктор наук, бывший нефтяник. Словом, пошел искать выход. Вдруг гляжу, такой же трап. Поднялся - нет никого. Ну, думаю, все: продолжили экскурсию без меня. Кинулся догонять, правда, опять не в ту сторону. Благо моряки подсказали путь. А тут гляжу, вы столпились и вниз глядите, я и присоединился. У вас тут все так интересно, за день не осмотреть. Только одно удивляет: как вы сами не заблудитесь в этих лабиринтах?
     - Да, собственно, привыкли уже, - сказал командир...
     В январе нынешнего года исполнилось пятнадцать лет, как СКР «Неустрашимый» находится в боевом строю Балтийского флота. Корабль по старой флотской традиции назвали в честь эскадренного миноносца «Неустрашимый» - первого эсминца, построенного после Великой Отечественной войны. Современный «Неустрашимый» создан на судостроительном заводе «Янтарь», является на сегодняшний день единственным кораблем своего проекта, находящимся в боевом составе ВМФ России с 1993 года, и со своего дня рождения несет службу под Андреевским флагом в составе бригады противолодочных кораблей.
     В Балтийске вам каждый скажет, что «Неустрашимый» - самый ходовой корабль БФ. С 1994 года в составе корабельной ударной группы (КУГ) он неоднократно завоевывал призы главкома ВМФ по противовоздушной, противолодочной обороне и артиллерийской подготовке. А матросы и старшины «Неустрашимого» не раз откомандировывались для выхода в море на других кораблях соединения как признанные мастера в освоенных ими флотских специальностях.
     Пять раз корабль участвовал в международных учениях «Балтийская операция». А также в совместных с иностранными ВМС военно-морских маневрах «Балтопс» в 2004, 2006 и 2007 годах, в ходе которых балтийцы приобретали навыки проведения миротворческих операций на море, повышали оперативную совместимость с зарубежными коллегами, укрепляли региональное взаимопонимание и сотрудничество с ними. Кстати, немецкие и американские моряки всегда подчеркивали профессионализм экипажа СКР «Неустрашимый».
     Кроме этого, корабль выполнял учебные задачи в дальних морских походах, посетил с дружественными визитами порты Норвегии, Германии, Швеции, Дании, Бельгии, Польши, Франции и совсем недавно - Ливии.
     А в 2003 году - в год 300-летия Балтийского флота - успешно осуществил официальный визит в британскую столицу Лондон, где на борту корабля побывал Президент России Владимир Путин и подписал там ряд международных договоров. По результатам боевой подготовки в 2000, 2005, 2006 и 2007 годах СКР «Неустрашимый» признавали лучшим в Военно-морском флоте России. Он также занимал первые места среди кораблей своего класса на Балтийском флоте.
     Пятнадцать лет - возраст нежный для человека, для кораблей же - полный расцвет сил. Кстати, по проекту срок их службы в ВМФ - четверть века! Кроме этого, в активе моряков «Неустрашимого» - звание «самого сплоченного и дружного» флотского экипажа. За пятнадцать лет безупречной службы за его кормой - тысячи и тысячи морских миль, визиты в десятки портов многих европейских государств.
     «Неустрашимый» - это многоцелевой корабль типа «фрегат», основная задача которого - обеспечение противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны оперативного соединения кораблей от надводных сил и подводных лодок противника. «Неустрашимый» воплотил в себе лучшие разработки советских кораблестроителей 1980-х годов. Его водоизмещение - 3.450 тонн, скорость - 30 узлов (порядка 55,5 километра в час), экипаж - 210 человек. Он оснащен уникальным вооружением: ракетными комплексами противолодочного и зенитного оружия, универсальной 100-миллиметровой артиллерийской установкой, торпедными аппаратами и реактивными бомбометными установками. Может нести на борту вертолет Ка-27 корабельного базирования. И хотя главной задачей для винтокрылой машины является поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, вертолет также можно использовать при поисково-спасательных операциях, эвакуации раненых и перевозке срочных грузов. И все-таки главная уникальность «Неустрашимого» в том, что на сегодняшний день он - единственный из семидесяти запланированных к постройке серийных кораблей проекта 11540.
     Безусловно, при таком сложном оборудовании и техническом оснащении требования к морякам повышенные, однако балтийцы с честью справляются с поставленными задачами, о чем ярко свидетельствуют многочисленные благодарности и награды. А море - неуправляемая стихия - регулярно испытывает молодых парней штормами, изнурительной качкой и трудной матросской работой. Но после такой подготовки и закалки моряки, прошедшие службу на «Неустрашимом», становятся настоящими мужчинами. К тому же опыт, полученный ими на корабле, помогает и в дальнейшей жизни неустрашимовцев.
     В чем, кстати, немалая заслуга и Современной гуманитарной академии. С 2001 года, момента подписания договора о шефской помощи, СКР «Неустрашимый» и СГА связывает прочная дружба. Академия первой подписала договор о шефстве высшего учебного заведения над боевым кораблем ВМФ России. За это время вместе совершили немало добрых дел. Серьезной помощью СГА кораблю стало бесплатное обучение в вузе членов экипажа и их семей. За эти годы восемь человек успешно завершили обучение и получили дипломы о высшем образовании, и столько же продолжают обучение в Современной гуманитарной академии. Академия передала «Неустрашимому» персональные компьютеры и учебно-методические материалы на электронных носителях, что дает возможность членам экипажа повышать профессиональный уровень на корабле в море. А подаренная оргтехника, комплекты телевизионной и видеоаппаратуры помогают морякам организовать полноценный досуг в свободное от вахт время.
     Стали доброй традицией встречи членов экипажа и коллектива Калининградского филиала СГА, посещение сторожевого корабля его студентами. И на «Неустрашимом», и в академии красочными фотографиями оформлены стенды, ярко повествующие о буднях и многолетии флотско-академического шефства. А у студентов СГА неизменно повышенный интерес вызывают видеофильмы, которые рассказывают о дальних океанских походах и боевой учебе экипажа СКР «Неустрашимый».
     Командование Балтийским флотом и его военный совет неоднократно выражали благодарность и признательность ректору СГА профессору Михаилу Карпенко и директору Калининградского филиала академии Александру Чаплыгину за активное участие в повышении образовательного уровня моряков-балтийцев, а также за постоянную и многократную материальную помощь...
     Некоторое время назад сторожевой корабль «Неустрашимый» форсировал Суэцкий канал, вошел в акваторию Красного моря и, пополнив запасы в йеменском порту Аден, вновь вышел в поход. Тем самым он фактически приступил к патрулированию с целью обеспечения безопасности российского морского судоходства в этом районе, сопровождения и защиты гражданских судов от сомалийских пиратов, бесчинствующих у восточного побережья Африки. Также СКР будет координировать свои действия с зарубежными судами, ведущими наблюдение за ситуацией вокруг украинской «Фаины», а также с кораблями ВМС США, Франции и других стран, которые выполняют аналогичную задачу в районе Африканского рога. Планируется, что пребывание «Неустрашимого» в сомалийских водах продлится до конца ноября, однако в Главном штабе ВМФ не исключают, что этот срок может быть увеличен.
     Поэтому ректор Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко и обратился в редакцию с просьбой через газету «Красная звезда» выразить огромную признательность экипажу «Неустрашимого» за поздравление с днем рождения и в канун профессионального праздника - Дня моряка-надводника - по-флотски пожелать балтийцам семь футов под килем их корабля во время сложного дальнего похода. А главное - скорейшего и счастливого возвращения к родным российским берегам!
     На снимке: Так заключался договор о шефстве.
     Фото предоставлены Современной гуманитарной академией.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex