на главную страницу

29 Октября 2008 года

Без камуфляжа

Среда

История, написанная кистью

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».



Человеческие судьбы - словно книги. Есть среди них скучные и банальные, но встречаются такие, что не оторвешься. Судьба у Михаила Гуревича напоминает длиннющий роман со множеством глав, достойных отдельного разговора. Причем этот роман Михаил Владимирович украсил множеством собственных иллюстраций. Но лучше обо всем по порядку...

     С Михаилом Гуревичем я познакомился не так давно в Воронежском гарнизонном Доме офицеров. В фойе ГДО в торжественной обстановке были установлены и освящены рукописные иконы святых Георгия Победоносца и Александра Невского. Среди многочисленных гостей находился и автор этих икон - фронтовик, полковник в отставке Михаил Гуревич.
     - Наверное, призвание рисовать, - признался он в беседе, - было уготовано мне свыше.
     Отец Миши хотел, чтобы сын освоил мандолину: мол, в жизни это всегда пригодится. Осваивал подросток инструмент в оркестре Дома пионеров города Бежецк, куда из Смоленска перебралась семья Гуревичей. Восьмилетний паренек исправно ходил в Дом пионеров, учился играть с интересом, но при любой возможности заглядывал и в соседний зал, где школьники занимались рисованием. Это было замечено: Мише однажды дали бумагу, карандаш и предложили попробовать. Рисунок мальца признали удачным. Так, собственно, и началось постепенное восхождение к статусу художника.
     В мае сорок второго Михаил Гуревич вместе с одногодками попал на фронт. Поначалу его направили в авиаучилище в Челябинскую область, затем для продолжения учебы - в Тюмень, теперь уже в пехотное училище. Но на том этапе Гуревич офицером не стал. Через полгода его ждала действующая армия. Кем только не довелось Михаилу послужить - минометчиком, стрелком, пулеметчиком, комсоргом батальона, а затем и полка. Однажды сослуживцы обнаружили в трофейном немецком планшете листы плотной бумаги. Тогда-то и появились первые фронтовые портреты Михаила Гуревича. Он рисовал товарищей. Эти рисунки бойцы складывали треугольничком и отправляли домой.
     - Однажды командир полка вызвал к себе и велел собираться: «Хватит, комсорг, повоевал. Поедешь учиться...» Победу добудем и без тебя, - вспоминает Михаил Владимирович.
     В Вольске, в школе авиатехников, куда направили Гуревича, он тоже много рисовал. И оказавшись в Подмосковье, не оставил своего увлечения. Военачальники, герои сражений, простые солдаты - все это его герои. Тогда же, еще старшим сержантом, Михаил Гуревич оказывается в Воронеже, куда перевели часть. В его богатой биографии помимо перечисленного - учеба в Киевском военном авиационно-техническом училище и долгая служба в Военно-воздушных силах СССР. Германия, Прибалтика, Забайкалье, Центральная часть России... И везде Гуревич, как художник, творческая личность, верен себе. Лишь в конце 1971 года он по возрасту увольняется из рядов Советской Армии.
     За эти годы сделано немало. Но еще больше художнику удается в новой, гражданской жизни, да еще на склоне лет. Активному творчеству ничего теперь не мешает. В Германии Михаил Владимирович постиг секреты школы немецких живописцев. Все это оказалось очень кстати - и владение техникой офорта, и тонкости работы пером, акварелью, тушью. С семьдесят шестого года Михаил Гуревич - постоянный участник выставок. Он то и дело получает серьезные награды, его работы приобретают крупные музеи страны. В Воронеже, где он обосновывается с семьей, Михаил Владимирович становится известным и уважаемым человеком. В его творческом активе не только портреты, но и сельские пейзажи, городские зарисовки, сюжетные композиции.
     Летом 1990 года состоялась первая встреча Михаила Гуревича с Митрополитом Воронежским Мефодием. Владыка, увидев работы Михаила Владимировича, на которых изображены храмы и монастыри, пожелал познакомиться с автором. Состоялась задушевная беседа, которая трансформировала взгляды Михаила Владимировича на жизнь. Книги по истории государства Российского с тех пор стали его настольными, он еще усерднее изучает иконопись. Создаются портреты Петра I и Николая II, членов семьи последнего самодержца России.
     «Царская серия» из 8 портретов была приобретена для постоянной экспозиции одной из галерей США. 16 портретов императоров России отправились в Белоруссию - в Гомельский областной краеведческий музей. А Михаил Гуревич тем временем пишет портреты и иконы Александра Невского, Димитрия Донского, Федора Ушакова, а еще - Михаила Тухачевского, Семена Буденного, Алексея Маресьева, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина. Затем затевает новую серию. Портреты полководцев Великой Отечественной войны Иосифа Сталина, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, командующих фронтами и дивизиями, освобождавшими Воронеж от фашистов, выполненные Михаилом Гуревичем, можно увидеть в Доме офицеров Воронежского гарнизона и в городском Центре патриотического воспитания «Музей-диорама». Очередной портрет, работа над которым завершается, он собирается подарить одной из городских школ.
     Повествование о Михаиле Гуревиче было бы неполным, если бы мы не упомянули еще об одной грани его дарования. Он - изобретатель, имеющий несколько авторских свидетельств. В 1974 году, работая на Воронежском химфармзаводе, Михаил Владимирович впервые в мировой практике получил текстовое изображение на твердых сплавах. Это изобретение было внедрено на всех предприятиях Министерства медицинской промышленности СССР от Балтики до Камчатки.
     Сегодня, несмотря на 84-летний возраст, Михаил Владимирович по-прежнему полон разных задумок. Еще так много нужно успеть. А дело, да еще творческое, общественно значимое, - основа жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex