на главную страницу

8 Ноября 2008 года

Армия и общество

Суббота

У России - особая роль

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул, что в развитии международной обстановки последних лет накопилось много неблагоприятных тенденций. Причем, по его мнению, ответы на новые угрозы могут быть найдены только коллективными усилиями. Он также отметил, что явно перезрел вопрос создания новой глобальной архитектуры безопасности. Появление договора о европейской безопасности, по словам российского лидера, позволило бы создать абсолютно четкие и понятные всем правила поведения, зафиксировать единый подход к разрешению конфликтов, прийти к согласованной позиции по созданию надежных инструментов контроля над вооружениями.
  О том, каковы роль и место в этих процессах нашей страны, «Красной звезде» рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий ЛИХАЧЕВ, который накануне встретился с редколлегией газеты.

     - Василий Николаевич, современная геополитическая ситуация характеризуется повышенной нестабильностью. Южная Америка, Африка, Ближний и Средний Восток, Центральная Азия, Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия, Южный Кавказ, да и Европа, - все эти регионы в последнее время бурлят в буквальном смысле слова. Насколько спокойно может чувствовать себя в подобных условиях Россия и что необходимо сделать для того, чтобы даже самые маленькие угрозы ее безопасности вдруг не превратились в глобальные?
     - К современной геополитической ситуации надо подходить предельно внимательно, системно и прагматично. Именно в духе накопленного Россией в начале XXI века международного опыта (он очень сложен и противоречив) и с учетом тех задач, инновационных инструментов их решения, которые сформулировал в своем Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. В частности, следует учитывать тот факт, что сделанный в свое время Владимиром Путиным на Мюнхенской конференции вывод о нарастании в международном порядке критической массы (явления экономического эгоизма, международно-правовой нигилизм, двойные стандарты, усиление блоковых подходов, откровенное русофобство) получает ныне значительное подтверждение. Один пример сегодня у всех перед глазами - грузинская военная и психологическая агрессия на Кавказе. Она подняла угол напряжения в международных отношениях до такой остроты, что все - и государства, и международные организации - поняли: мы наблюдаем кризис всемирной и региональной безопасности. Российское государство в качестве постоянного члена Совета Безопасности, ядерной державы, участника «восьмерки», других престижных институтов не может не реагировать на негативные тенденции и тем более быть вне зоны политической и юридической ответственности за всеобщий мир.
     Отсюда комплекс предложений, сформулированный лидером страны Дмитрием Медведевым: от заключения Договора о европейской безопасности и Соглашения о стратегическом партнерстве с Евросоюзом до активизации переговоров с США, Китаем, Ираном, Израилем, другими странами по разоруженческому досье, от поиска мира в Кавказском регионе, расширения признания Южной Осетии и Абхазии до реформы ООН, ОБСЕ, повышения эффективности «ближневосточного» квартета. И этот курс будет интенсивно обеспечен.
     

     
Визитная карточка

     Лихачев Василий Николаевич родился 5 января 1952 года. Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Ингушетия. До назначения членом Совета Федерации являлся советником президента Республики Ингушетия. Доктор юридических наук, профессор. Награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
     

     - Очевидно, что, несмотря на очевидные провалы во внешней политике, США не откажутся от претензий на мировое лидерство. Выстроить же конструктивный диалог с Вашингтоном в ближайшее время вряд ли получится - даже избранный Обама не способен в корне изменить свою страну, ее политику, да и не захочет этого делать. Так где же он, этот пресловутый компромисс, о необходимости которого все так много говорят?
     - После последних выборов президента США весь мир, включая Россию, находится в ожидании декларирования «дорожных карт» и внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов как державы глобального измерения. Интерес усиливается и тем, что два срока жизни администрации Дж. Буша добавили проблем в сферах мировой морали, политики, права и, конечно, экономики. Отрицательные последствия «неоконовской» философии однополярного мира (читай: мира по-американски) настолько очевидны и деконструктивны, что заставляют новое руководство по крайне мере задуматься на тему: «Что делать и с кем взаимодействовать, управляя современным миром». По нашим оценкам, в том числе и вследствие бесед и дискуссий с ближайшими внешнеполитическими советниками Б. Обамы, вырисовывается возможный сценарий «прагматичного реализма» в дипломатии США. На его суть влияет и сложный процесс стабилизации мировой экономической и финансовой системы.
     Компромиссы ныне - и это очевидно - не могут возникать путем абсолютной сдачи собственных национальных интересов или жесткого принуждения оппонентов. В таком варианте ни о каком суверенитете и демократии говорить не приходится. Но начало нового века показало наличие реальной совокупности объективных потребностей и интересов, которые толкают государство на путь общения, придания ему должной основы в форме общеобязательных правил поведения. Посмотрите на вопросы, составляющие повестку дня ООН. Разве можем мы добиться коллективных усилий и результатов в борьбе с международным терроризмом, СПИДом, в обеспечении демилитаризации космоса и Мирового океана, сохранения мировых культур, национальных языков, достижения реального равноправия женщин и мужчин, знаковых усилий в кризисоурегулировании, если будем опираться только на идею Pах Amerikan? Конечно, нет.
     Россия говорила и будет говорить о планетарном мышлении, глобальной культуре миротворчества, ответственности любого государства за общее мировое развитие. Этот подход, своего рода творческий интернационализм, надо всемерно защищать и прививать всем странами, в том числе и США, другим членам «восьмерки», играющим особую роль в глобальном миростроительстве. Российская дипломатия, включая ее парламентское измерение, в этом глубоко убеждена.
     - Насколько, по-вашему, приемлемы для Запада 5 принципов нового Договора о европейской безопасности, которые обозначил Дмитрий Медведев?
     - Президентская офферта, посвященная заключению нового Договора о европейской безопасности, была высказана главой нашего государства в начале июня в Германии. В ходе политического саммита в Эвиане идея получила смысловую и содержательную расшифровку. Это было важно, т.к. большинство западных стран и политическая элита Европы в целом отреагировали на предложение российского лидера интеллектуальным и волевым ступором. Взять, например, позицию стран - членов Евросоюза. За последнее время они собирались на дискуссии неоднократно, но согласованной позиции нет до сих пор. Ссылаются на опасность российской идеи для судьбы НАТО, ОБСЕ, обязательств по гуманитарной корзине Хельсинки-75, приводят и другие, далекие от потребностей построения современной системы безопасности аргументы. Отсутствие общих взглядов, даже попытки внести нечто полезное в толкование российского проекта - проявление инерции в мышлении, своеобразной политической недееспособности, нежелание объективно посмотреть на проблемы действующих институтов безопасности в Европе, что стало предельно ясным после кавказской агрессии режима Саакашвили в августе 2008 года и ее отрицательных последствий для международных отношений.
     Работу над концепцией договора, формированием новой архитектуры европейской безопасности перед вызовами и угрозами XXI века следует продолжать. При этом имеет смысл учитывать накопленный опыт, практику применения Хельсинкского заключительного акта и, конечно, новые параметры безопасности, а также принцип неделимости, равной ответственности всех государств и др. Думается, действуя в этом направлении, государства Европы смогут сформировать кодекс цивилизационного поведения, который укрепит международное право безопасности, сделает эффективным применение Устава ООН, других общепризнанных нормативов. Уверен в том, что эта проблема должна быть одной из центральных во время ближайшего саммита Россия - Евросоюз, который пройдет 14 ноября в Ницце.
     - Последний саммит глав государств СНГ продемонстрировал стремление постсоветских государств активизировать деятельность Содружества и прежде всего по ее экономической направляющей. Каковы перспективы того, что сказанное не останется без практического воплощения?
     - Последняя встреча глав государств СНГ на высшем уровне действительно дала заметный импульс к реальному, без конъюнктуры, на принципах уважения, равноправия, взаимной выгоды, движению вперед. С юридической точки зрения для этого вектора нет никаких препятствий. Нет сложностей и с самой проблематикой сотрудничества. Дефицит часто возникает в сфере политического волеизъявления. Но и там сегодня появились такие моменты, которые заставляют страны на постсоветском пространстве думать и действовать интеграционно. Здесь и мировой финансовый кризис, проблематика военной и энергетической безопасности, реальные оценки кавказских событий, которые показали, на чью мельницу льют воду США, другие страны НАТО.
     Наконец, в сторону сближения государств срабатывает и фактор политико-экономического усиления России, возросший уровень ее мировой конкурентоспособности, новый поворот к русской культуре, российской, евроазиатской цивилизованности. На последнее особое внимание обратил только что завершившийся в Москве форум соотечественников. Возникает возможность четкого определения своего геополитического места и геополитических партнеров - момент исторический для каждой страны, СНГ в целом, региональной системы безопасности. При этом не надо заряжаться антиамериканизмом. Просто следует достойно, умно и практично действовать с Россией, другими государствами бывшего СССР в пространстве прогресса и уважения собственных национальных интересов.
     - Не станет ли комплементарность политики некоторых государств Содружества препятствием на этом пути?
     - Страны Содружества - суверенные и независимые государства. Они вправе делать выбор. Ну почему надо дружить против кого-то? Сегодня, в эпоху глобализации, любая страна выигрывает от географии сотрудничества, от своего вклада в дело мира, от избавления от национального эгоизма, глубокого уважения истории и основных принципов международного права. Российская Федерация желает, чтобы любая страна, тем более члены СНГ, были самостоятельными в своем целеполагании и развитии. Хотим их убедить в том, что, идя вместе с Россией, они усиливают свою идентичность, раскрывают собственный политический и экономический потенциал. Убежден, большинство граждан этих стран именно за такой разумный и ясный сценарий.
     - Союз России и Белоруссии. Каковы перспективы Союзного государства? Что бы вы сказали по поводу возможности размещения высокоточного оружия на территории Белоруссии в связи с развертыванием элементов ПРО в Польше и Чехии?
     - Вопрос, который относится, вне всякого сомнения, к числу стратегических и для России, и для Белоруссии. Он затрагивает многие аспекты европейской безопасности. Перспективы построения Союзного государства (не определяясь с формой государственного устройства, его правосубъектностью) очень велики. Многие политики, представители общественности сделали ставку на этот проект. Причем искренне, без субъективизма. Движение вперед могло бы идти быстрее. Что-то мешает: экономическая несогласованность, политические амбиции, давление США и ЕС, которые не хотели бы такого братского и легитимного объединения. Но углублять сотрудничество на основе международного права необходимо по всем векторам. В том числе и в сфере военно-технического взаимодействия.
     Американский план ПРО - это угроза и Российской Федерации, и Белоруссии. Но это также многоаспектная опасность и для других европейских стран. Мы должны им вместе с Белоруссией этот момент объяснить. В Европе есть и иные пути достижения конкретной и реальной безопасности.
     - Нынешний мировой финансовый кризис доказал ущербность однополярной модели мироустройства. А сколько центров влияния может появиться в ближайшей перспективе? Какова будет роль России в этом процессе?
     - Положение нашей страны в мире настолько уникально, что в условиях перестройки и реформирования миропорядка она отчетливо играет роль идеолога, архитектора и гаранта его строительства как правового и справедливого сообщества. России уготовлена роль межполюсного объединения и признанного опекуна международного права. Уверен, что данная функция проявит все лучшие стороны российской правосубъектности.
     - Василий Николаевич, все помнят слова императора Александра II по поводу того, что у России есть только два союзника - ее армия и флот. А кто еще на сегодня является надежным и серьезным союзником нашей страны?
     - В эпоху глобализации любое государство зависит в своем прогрессивном и устойчивом развитии от многих актуальных внутренних и внешних факторов. Внимание высшей власти Российской Федерации к укреплению ее Вооруженных Сил, их человеческому и техническому оснащению - свидетельство особой роли армии и флота. Но для решения сложных, неординарных, построенных на основе принципов демократии и инновационных технологий задач нужны и иные предпосылки. Среди них - стратегические партнеры России по международному общению (в первую очередь, государства, международные организации), которые ведут честную игру, признают принципы Устава ООН, выполняют свои обязательства (политические и юридические) перед нашей страной. Круг друзей России образуют многие представители мировой науки, культуры. Особую роль играет мировое бизнес-сообщество. Одним словом, в этом непростом мире общения, сетевых, вертикальных и горизонтальных связей Россия может рассчитывать на значительную помощь и поддержку. Внешний мир также должен быть уверен в прагматизме и позитивности существования России, ее реальной способности вносить глобальный вклад в его прогрессивное развитие.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex