на главную страницу

11 Ноября 2008 года

Страна и мир

Вторник

Сегодня в Приморье – траур

Сергей ВАСИЛЬЕВ, Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.



В результате трагедии, произошедшей 8 ноября на атомной подводной лодке «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», еще не вошедшей в боевой состав Тихоокеанского флота, погибли 20 человек. По словам помощника главкома ВМФ капитана 1 ранга Игоря Дыгало, это произошло при ходовых испытаниях подлодки в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в носовых отсеках АПЛ.


     Среди погибших - ведущие инженеры и рабочие сдаточной команды Амурского судостроительного завода, представители предприятий-контрагентов и военнослужащие экипажа новостройки. По словам судебно-медицинских экспертов, причиной гибели людей в прочном корпусе стало попадание в легкие фреона. Кроме того, во время аварии пострадал еще 21 человек. Их осмотрели медики, которые установили, что 20 из них получили отравление легкой степени, один человек - отравление средней степени. Сейчас, по словам врачей, угрозы для их жизни нет, прогноз благоприятный. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из них 81 - военнослужащие.
     По предположению одного из офицеров Тихоокеанского флота, сами моряки-подводники успели включиться в портативные дыхательные устройства (ПДУ), которые выдаются каждому члену экипажа и позволяют до 20 минут нормально дышать кислородом. Такое ПДУ позволяет либо быстро покинуть аварийный отсек, либо успеть воспользоваться индивидуальным дыхательным аппаратом (ИДА-59), рассчитанным на более длительный срок безопасного для организма подводника использования. И, судя по всему, доведенные до автоматизма действия профессиональных подводников позволили им сохранить свои жизни. А у гражданских специалистов этого опыта в нужный момент попросту не оказалось...
     Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) на отечественных подводных атомоходах появилась в шестидесятые годы прошлого столетия. В качестве реагента используют фреон-112, который иногда называют хладоном. Он опасен тем, что связывает молекулы необходимого для жизни кислорода. При этом у человека наступает гипоксия, то есть удушье. Самый первый признак гипоксии - сонливость. Словом, в атмосфере, перенасыщенной фреоном, человек погибает.
     ЛОХ - это основное средство в борьбе с объемными пожарами в отсеках, система на подлодках автоматизирована и срабатывает самостоятельно при повышении в помещении температуры либо уровня задымленности. Главное, при срабатывании ЛОХ включаются ревуны и предупредительно мигает свет, чтобы находящиеся в отсеке люди успели воспользоваться средствами индивидуальной защиты. Правда, в истории подплава были случаи, когда система срабатывала несанкционированно, поэтому некоторые командиры АПЛ предпочитали отключать автоматику, оставив лишь ручное включение системы пожаротушения. Однако понятно, что на испытаниях никто такого сделать просто не смел. И еще одно: не раз приходилось слышать из истории трагедий в подплаве, что ЛОХ в отсеки подают, лишь когда оттуда выведены все люди. Или, как это произошло на АПЛ «Комсомолец» 7 апреля 1989 года, когда уже нет надежды, что в аварийном отсеке кто-либо остался в живых.
     По некоторым данным из штаба Тихоокеанского флота, на борту подлодки находилось 220 ПДУ, в которые могли бы быстро включиться все 208 человек, находившихся в тот момент в прочном корпусе. Почему же пострадало так много людей: семнадцать гражданских специалистов и трое военнослужащих? Беремся предположить, что даже если сдаточный экипаж плюс представители контрагентов и имели на руках ПДУ, это абсолютно не гарантирует, что они знали, как правильно в него включиться. Алгоритм действия несложен, однако конкретно последователен, и профессиональные подводники отрабатывают его до автоматизма. Тем более что в нештатной ситуации у психологически неподготовленного человека элементарно могут сдать нервы. Поэтому гибель троих моряков - это также наше предположение - вполне вероятно, произошла по той причине, что они попытались включить в ПДУ в первую очередь гражданских коллег.
     

     Наша справка. Атомная подводная лодка «Нерпа» относится к АПЛ третьего поколения проекта 971 «Щука-Б». Она была заложена на стапелях Амурского судостроительного завода в 1991 году. Водоизмещение корабля: надводное - 8.140 тонн, подводное - 12.770 тонн; максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность плавания - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата.
     

     На фоне этой трагедии возникает другой немаловажный и закономерный вопрос, касающийся обеспечения безопасности экипажа АПЛ, в данном случае конкретного проекта 971: для экстренной эвакуации подводников с терпящей бедствие на глубине подлодки при ее невозможности всплыть в надводное положение конструктивно предусмотрена всплывающая спасательная камера ВСК, рассчитанная по числу «посадочных» мест лишь на штатное количество экипажа. На «Нерпе» это 73 человека, и не более того!
     Ныне группа пострадавших в результате аварии находится на обследовании в главном клиническом госпитале Тихоокеанского флота, часть - в другом лечебном учреждении ТОФ за пределами Владивостока, некоторые - в городской больнице Большого Камня. Люди травмированы ушибами, есть случаи обморожения и острого кислородного голодания.
     Как подтвердили военные медики Тихоокеанского флота, фреон, который используют в системе пожаротушения, «не выдавливает, а связывает кислород, поэтому человек в случае ЧП должен действовать очень быстро, иначе - потеря сознания и... гибель». Этот же газ приводит и к значительному падению температуры в отсеках, поэтому пострадавшие получили не только острое кислородное голодание, но и обморожение. Всего число пострадавших составляет 21 человек.
     В связи с инцидентом, произошедшим на АПЛ «Нерпа», возбуждено уголовное дело по статье 352 (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия) УК РФ. Создана следственная группа, расследованием дела занимается военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту. В связи с происшествием военная прокуратура ТОФ начала прокурорскую проверку. По указанию Главного военного прокурора Сергея Фридинского группа офицеров Главной военной прокуратуры, которую возглавил первый заместитель Главного военного прокурора Александр Мокрицкий, уже находится на Тихоокеанском флоте. И, как сообщил СМИ официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, причиной гибели людей на атомной подлодке стало попадание в легкие газа фреона, что подтвердили результаты судебно-медицинской экспертизы, проводимой в связи с инцидентом на АПЛ.
     11 ноября в Приморье решением губернатора края объявлен траур в связи с аварией в Японском море на атомной подводной лодке «Нерпа», повлекшей гибель военных моряков и гражданских специалистов. Сергей Дарькин выразил соболезнование семьям погибших и распорядился оказать им материальную помощь в размере 100 тысяч рублей каждой семье.
     - От жителей Приморья и себя лично передаю вам слова поддержки и сочувствия, - заявил Сергей Михайлович. - Мы скорбим и разделяем с вами боль утраты. Это большое горе для всех...

     На снимке: в главной базе Тихоокеанского флота в храме Покрова Пресвятой Богородицы прошла панихида в память о подводниках и гражданских специалистах, погибших в Японском море.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex