на главную страницу

12 Ноября 2008 года

Армия и общество

Среда

На станции – учение

Федор БОНДАРЕНКО, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Одна из самых страшных технологических катастроф в новейшей истории человечества - это, бесспорно, авария на Чернобыльской атомной электростанции. 26 апреля 1986 года там произошло разрушение четвертого энергоблока. Оно носило взрывной характер, в окружающую среду произошел выброс большого количества радиоактивных веществ. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю ядерной энергетики как по числу пострадавших от ее последствий, так и по экономическому ущербу.
  Радиоактивное облако прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США.
  Идут годы, а уроки той давней трагедии не забываются. Практика, полученная при ликвидации ее последствий, востребована.

     Именно ликвидации последствий аварии на атомной электростанции было посвящено недавнее командно-штабное учение под руководством начальника войск радиационной, химической и биологической защиты полковника Евгения Старкова. Для участия в нем были привлечены органы управления, соединения и части войск РХБ защиты центрального подчинения, Московского и Приволжско-Уральского военных округов, авиационные отряды, мобильные диагностические группы и научно-исследовательские подразделения.
     Основной особенностью учения, в котором приняли участие около 1.500 военнослужащих, более 250 единиц военной техники, 4 самолета испытательной эскадрильи войск РХБ защиты, а также вертолеты Ми-8МТ и Ми-24р, стало тесное взаимодействие войск с органами управления и формированиями МВД, МЧС и ФСБ России, местной администрацией, специалистами АЭС.
     Необычным учение стало с самого начала. Достаточно сказать, что первый этап его активной фазы проходил на Балаковской АЭС. Это позволило на практике ознакомиться с объектом, на котором придется действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
     По легенде учения, на первом энергоблоке станции в результате прорыва теплопровода произошла утечка радиоактивных газов. К месту аварии выдвинулись подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты.
     Первыми на территорию станции вошли разведывательные химические машины РХМ-4 на базе БТР-80. Их экипажи произвели необходимые измерения и обозначили зараженные участки желтыми флагами с предостерегающим словом «Заражено».
     Через несколько минут на территорию АЭС вошли авторазливочные станции АРС-14КМ, основная задача которых - пылеподавление. Важно, чтобы радиоактивный материал не разносило ветром...
     Итак, ликвидация последствий аварии началась. Настало время подумать о безопасности населения, провести его эвакуацию из прилегающей к электростанции 30-километровой зоны. Однако и люди, и техника уже подверглись заражению, значит, перед тем, как вывезти их в безопасный район, необходимо удалить спецобработкой опасные вещества.
     Для этого силами войск РХБ защиты и МЧС в поселке Маянга, на промежуточном пункте эвакуации, были созданы пост специальной обработки техники и имущества и пост санитарной обработки населения.
     В ходе учения основной упор делался на практику. Перед зрителями, занявшими небольшую трибуну, прошла колонна автомобилей и специальной техники. Вот регулировщик поднимает красный флажок, машина останавливается под датчиками подвижного контрольно-распорядительного пункта КРПП-У. Небольшая пауза, в ходе которой оценивается степень загрязнения автомобиля, и получивший команду регулировщик флажком указывает машине, куда ей следовать дальше.
     Зараженной технике предстоит пройти очистку на одном из трех пунктов, укомплектованных современной техникой. Зрителям была продемонстрирована работа тепловой машины специальной обработки ТМС-65Д, парожидкостной установки для специальной обработки ПЖУ-СО, авторазливочной станции АРС-14, автономного прибора специальной обработки АПСО и комплекта дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники ДКВ-1У.
     После специальной обработки очищенная техника уже может следовать туда, куда не долетели смертельно опасные частицы. Вместе с экипажами, прошедшими санитарную обработку. Комплекс средств санитарной обработки личного состава КССО и дезинфекционно-душевой комплекс ДДК-01 позволяют в сжатые сроки удалить радиоактивные вещества с кожи и одежды. Кстати, для демонстрации возможностей упомянутых выше комплексов были привлечены дети, которым, случись реальная беда, уделялось бы приоритетное внимания.
     Напоследок зрителям продемонстрировали работу по сбору проб воздуха и грунта вертолетами Ми-8МТ и Ми-24р отдельной испытательной эскадрильи.
     На этом совместный этап учения подошел к концу. Но войскам радиационной, химической и биологической защиты предстоял последний и, пожалуй, наиболее важный этап. На своем полигоне, на макете атомной электростанции, им предстояло осуществить весь комплекс мероприятий, проводимых в случае чрезвычайной ситуации.
     Позволю себе привести небольшую цитату, которая языком документа характеризует те мероприятия, о которых будет рассказано дальше: «Ликвидация чрезвычайных ситуаций на радиационно-опасных объектах осуществляется с целью оказания помощи пострадавшим войскам и населению, снижению их потерь при действиях на зараженной местности и созданию условий для нормального функционирования военных объектов и жизнедеятельности населения. Основными мероприятиями при ликвидации чрезвычайных ситуаций на радиационно-опасных объектах являются прогнозирование радиационной обстановки в районе аварии, радиационная разведка, организация ликвидации чрезвычайной ситуации, локализация зон радиоактивного загрязнения, дезактивация транспортных коммуникаций, местности, объектов, помещений и оборудования, техники и средств индивидуальной защиты, санитарная обработка личного состава, сбор, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов».
     На полигоне войск РХБ защиты в Саратовской области был сооружен макет трех энергоблоков. Отработка аварии на АЭС началась неожиданно и эффектно - на одном из них прогремел взрыв, клубами повалил густой черный дым.
     Тушение пожара на аварийном энергоблоке осуществлялось силами двух расчетов из роты специальных работ батальона РХБ защиты. На наших глазах к блоку устремились два хорошо всем знакомых пожарных автомобиля
     АЦ-8-40. Их расчеты, на полном ходу подлетев к очагу возгорания, начали заливать его водой и пенообразователем из брандспойтов с применением лафетной установки. В последнем случае экипаж имеет возможность тушить огонь, не выходя из машины, не тратя времени на развертывание рукава.
     Нужно сказать, что действия роты специальных работ сводятся к воспрепятствованию распространения огня, локализации очагов пожара и ликвидации очагов горения.
     Одной из первоочередных задач при ликвидации последствий аварии на объекте атомной энергетики является оперативное выявление радиационной обстановки в районе аварии и прилегающей территории. Задача эта выполняется силами и средствами воздушной радиационной разведки местности.
     Не успели расчеты пожарных машин начать тушить огонь, как над нашими головами пролетел и приступил к ведению радиационной разведки самолет Ан-26. Затем в воздухе появились два вертолета. Пилоты Ми-8МТ, параллельно с выявлением следа радиоактивного облака, занялись оценкой радиационной обстановки в районе, прилегающем к территории атомной электростанции. С помощью вертолета радиационную разведку можно вести как днем, так и ночью, в простых или сложных метеорологических условиях. При этом одно из основных требований, предъявляемых к пилотам, - забота о собственной безопасности.
     В это самое время вертолет Ми-24р совершил посадку для отбора проб грунта, осуществляемого автоматически, с использованием специального манипулятора.
     В воздухе еще кружились вертолеты, когда из «чистой» зоны вышли разведывательные химические машины РХМ-4. Их экипажи обозначили границы радиационного заражения местности, отобрали пробы грунта для радиометрической и химической лаборатории АР-4К. В эту же лабораторию позже будут поступать и все прочие пробы, полученные в подвергшемся загрязнению районе.
     Итак, масштабы радиоактивного загрязнения местности выявлены. Теперь подразделения батальона РХБ защиты приступают к локализации зон загрязнения. В первую очередь к аварийному объекту вновь направляются машины АРС-14КМ, приступившие к пылеподавлению на дорогах, особенно проходящих через населенные пункты.
     Не успели завершиться работы по пылеподавлению, как такие же АРСы подключились к дезактивации наружных поверхностей макетов зданий, имитирующих небольшой поселок в окрестностях АЭС.
     Зараженные вещества нужно захоронить. Эту задача выполняет инженерно-дорожная рота. Пункт захоронения оборудован с применением войскового экскаватора.
     Еще один важный элемент работ по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия - срезание верхнего слоя грунта, подвергшегося радиоактивному загрязнению. Выполняется эта задача с использованием бульдозера БАТ-2.
     Вот экипаж одной из машин, выполнив поставленную перед ним задачу, покидает «грязную» зону. Но в «чистую» зону просто так его никто не пропустит - сначала необходимо пройти специальную обработку. Все это у воинов-химиков отлажено в совершенстве.
     Учение подходит к концу, и мы можем наблюдать, как взвод разграждения инженерно-технического батальона занимается сбором высокоактивных осколков топливной композиции энергоблока атомной электростанции. В случае, когда нет возможности использовать технику, военнослужащим, снабженным дополнительными средствами защиты, приходится убирать остатки конструкций вручную, с помощью шанцевого инструмента.
     Собранные осколки силами взвода транспортировки спецгрузов вывозятся на специально оборудованных грузовых машинах для последующего захоронения в определенном месте.
     После завершения учения его итоги для «Красной звезды» подвел начальник войск радиационной, химической и биологической защиты полковник Евгений СТАРКОВ.
     - Основная цель учения - проверка готовности органов управления, а также соединений и частей к выполнению задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация взаимодействия с органами федеральной власти, органами управления штабов военных округов, а также оперативными группами других министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий данной аварии, считаю, достигнута.
     Отмечу, что учение прошло в канун юбилея войск РХБ защиты. 13 ноября исполнится 90 лет со дня образования войск, поэтому учение стало главным экзаменом не только по итогам специальной подготовки в 2008 году, но и своеобразным отчетом о современных возможностях войск. Войска обеспечены новыми образцами вооружения и специальной техники, которые позволяют не только оперативно выполнить задачи, но и снизить до минимума роль человека при ликвидации последствий аварий, особенно в зонах с высоким уровнем радиации. Это дистанционные приборы радиационной разведки, современные комплекты специальной обработки, а также различные технические средства, которых раньше в войсках РХБ защиты не было.
     - Как вела себя техника?
     - В динамике учения безотказно действовали авторазливочные станции АРС-14КМ, машины радиационной и химической разведки РХМ-4-01, у которых полный комплект современных приборов радиационной и химической разведки. Не подводила нас и робототехника, позволяющая работать в местах с высоким уровнем радиации. Широко использовались воздушные средства разведки - самолеты и вертолеты.
     - Как вы оцениваете уровень взаимодействия между войсками и органами местного самоуправления, силами МЧС?
     - За последние 5 лет с Балаковской АЭС у нас налажен очень хороший контакт, что позволяет отрабатывать действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций не только на полигоне, но и непосредственно на объекте.
     В плане подготовки войск и проведения совместных тренировок и учений с администрациями атомной электростанции, города Балаково и Саратовской области хочется сказать, что взаимодействие вполне соответствует требованиям времени.
     На снимке: Разведка радиационной обстановки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex