на главную страницу

12 Ноября 2008 года

Армия и общество

Среда

Момент трансформации

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



Жизнь подполковника запаса Олега Алехина можно разделить на два больших этапа. Один описывается словами: армия, служба, Афганистан, Карабах, Чечня, тяжелое ранение, госпиталь. Другой - дети, приют, педагогика, воспитание и опять же армия.

     Профессия журналиста одаривает возможностью знакомиться с необыкновенными людьми. К таким я отношу и Олега Николаевича Алехина - директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Красносельский» Центрального административного округа г. Москвы, в прошлом строевого офицера со сложной судьбой и необыкновенной силой духа.
     Первая наша беседа с Олегом Николаевичем была исключительно по поводу социально-реабилитационного центра. В разговоре выяснилось, что он служил, и довольно долго. Служил так служил, посчитала я, ничего особенного в этом нет. И лишь потом постепенно стала догадываться, что в службе Олега Алехина не все было гладко. Слово за слово - и человек раскрылся.
     В каждом поколении его семьи были военнослужащие. Причем чаще всего в армию уходили младшие сыновья. Так и он, третий ребенок в семье, младший, пошел по велению сердца в Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище. После его окончания был направлен в Ригу, а через три месяца - в Афганистан. Как он сам говорит, тогда в эту беспокойную южную республику хотели попасть многие молодые лейтенанты, вышедшие из училища. Но толком повоевать Олегу не довелось: через три месяца подхватил «афганский букет» болезней - малярию и гепатит. После такого «подарка» его направили на лечение, а как поставили на ноги, отправили в разведбат на Дальний Восток в Биробиджан. Туда, где далеко не курортная зона, где комары - с ладонь.
     - Это я с товарищами на вокзале Биробиждана, - показывает Алехин старую фотографию. - Улыбаемся: Афганистан, считай, познали, впереди - вся служба...
     Шел 1987 год. Однажды в медчасть разведбата приехали на практику молодые и красивые медсестры. Алехину приглянулась одна из них по имени Елена. На ухаживание молодая особа не откликнулась. Можно было ставить крест на надежде, да «помогла» болезнь, прихватившая молодого офицера. Елена начала приглядывать за Олегом. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Потом вспыхнули взаимные чувства, сыграли свадьбу, вскоре родился первенец Николай. А потом снова на поезд и к новому месту службы - в Ростов-на-Дону, затем - в Новочеркасск, где Олега назначили командиром группы специального назначения Внутренних войск МВД. Через год Олег Николаевич стал начальником разведки полка, потом заместителем начальника разведки дивизии. В 1994 году его направляют в Чечню. До этого вместе с сослуживцами из «летучей» дивизии, как ее называли из-за необыкновенной мобильности, Олег Алехин уже побывал в «горячих» командировках в Баку, Нагорном Карабахе, Владикавказе.
     - Замуж выходила за пехотинца, а оказалась - за «моряком»», - шутила Елена Алехина по поводу шестимесячных командировок мужа и редких моментов домашнего счастья.
     Однажды группа Олега Николаевича нарвалась на засаду. Бронетранспортер, в котором находился Алехин, подорвался на фугасе. Его, контуженного, выкинуло на обочину. Все остальные, кто сидел на броне, погибли. Взрыв заметил рядовой Евгений Идрисов. О таких, как он, говорят: мал, да удал. В свое время Алехин не хотел его брать к себе в группу, считая слишком щуплым. Но взял, упросили другие бойцы. А потом Идрисов не один раз выручал все подразделение. В тот же раз выручил и самого командира: трое суток Евгений тащил на себе офицера, пока не вынес к своим.
     - После того случая я стал верить, что с войны возвращаются те, кого ждут. Самая большая моя награда в жизни - это жена. Она не верила в мою гибель и до конца хранила надежду увидеть меня живым. Так оно и случилось, - вспоминает пережитое Олег Николаевич.
     Елена Алехина увидела мужа уже на больничной койке в госпитале, врачи говорили, что ее муж после контузии обречен всю жизнь передвигаться на инвалидной коляске. Супруга не поверила, заложила все имеющееся у семьи имущество и отправилась с мужем в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербург, чтобы поставить-таки Олега на ноги. К тому времени, кстати, у них было уже двое мальчиков - в 1991 году родился Денис. И вера любимой женщины в совокупности с мастерством врачей сотворила чудо. Олег Николаевич не только встал на ноги, но и смог продолжить военную карьеру.
     После длительного лечения Алехин с семьей переехал в Москву, где стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, потом служил в Отдельной дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД под Балашихой. В 2002 году уволился в запас.
     - Еще в армии я заметил, что с каждым годом сложнее отбирать бойцов в спецназ. Если раньше примерно 30 человек можно было выбрать из 100, то сейчас надо проверить несколько сотен, чтобы отобрать одного. И проблема-то не в юношах, а в системе их подготовки к службе в армии. Этому нужно уделять внимание с детства, дать мальчишкам всестороннее развитие. Потому что ребенок - это пластилин, из которого можно лепить, а солдат - это уже отвердевший гипс, - говорит Олег Алехин.
     И возможность «лепить из пластилина» Олегу Николаевичу была предоставлена. Он стал заместителем директора Третьего московского кадетского корпуса, где подобралась отличная команда преподавателей и воспитателей. Вскоре корпус стал задавать ритм всем кадетским учреждениям Москвы. На одном из традиционных собраний у тогдашнего руководителя московским образованием Любови Кезиной Олег Николаевич выразил общее желание руководителей кадетских корпусов каждый год организовывать совместный лагерь, куда бы могли съезжаться все кадеты Москвы. Идею одобрили. Так в Московской области в районе Тучково появился лагерь для кадет, который существует поныне.
     В 2004 Олегу Алехину предложили возглавить социальный приют для детей и подростков «Красносельский» Центрального административного округа Москвы. Он согласился. Тогда никто и не предполагал, что приход Олега Николаевича в приют кардинальным образом изменит само это учреждение, а также трансформирует всю систему работы социальных служб Москвы с несовершеннолетними.
     Приют стал социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, вмещающим несколько служб по реабилитации ребенка. А осенью этого года благодаря активной работе Олега Алехина и его команды появится Служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним лицам и их окружению, которая будет работать по всей столице.
     Благодаря особому отношению к армии руководителя центра, его неординарному военному прошлому, в «Красносельском» появилась программа «Патриот», включающая в себя взаимодействие со специалистами всех силовых ведомств России. Благодаря этому у воспитанников Алехина есть возможность участвовать в военно-патриотических сборах и соревнованиях, общаться с ветеранами, наблюдать за тем, как лучшие бойцы Внутренних войск проходят испытания на право носить краповый берет.
     - Армия - суровое испытание на прочность, своеобразный экзамен для настоящего мужчины, который переходит от юности к зрелости. Это та школа, которую следует пройти. В армии раскрывается необыкновенный русский характер. Вспоминаю, как один мой подчиненный, получивший ранение в Чечне, сбежал из госпиталя в одной пижаме, чтобы вернуться в роту, хотя ему полагалась реабилитация в Сочи. А он по убеждению, а не по принуждению, выбрал иной путь - путь истинного солдата. Вижу в этом проявление духа, который надо воспитывать с младых ногтей, - уверен Олег Алехин.
     Так он и работает: терпеливо, вдумчиво, формируя из безалаберных мальчишек ответственных и сильных мужчин, которые способны отвечать за поступки, смело строят планы на будущее. Он «лепит» их своими руками, при этом совершенно забывая о себе. Мне по-человечески жаль, что Олег Алехин до сих пор с семьей живет в разваливающемся военном общежитии, в однокомнатной квартире, и, что судя по всему, никто не собирается улучшать его жилищные условия. Неужели в Центральном административном округе не знают, что директор социального приюта для детей и подростков «Красносельский» сам, по существу, нуждается в приюте и реабилитации?
     На снимке: В кругу воспитанников «Красносельского».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex