на главную страницу

13 Ноября 2008 года

Фан-клуб

Четверг

Пауза для размышлений

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



     Писать о событиях прошедшего сезона «Формулы-1» непосредственно после заключительной гонки, проходившей в Бразилии, было очень тяжело. За все 58 лет проведения чемпионата мира еще ни разу судьбу титула не решал последний поворот последнего круга заключительного Гран-при года. Поэтому по окончании гонки потребовалось некоторое время, чтобы, во-первых, осмыслить все происходящее, а во-вторых, трезво и максимально объективно подвести итоги, пожалуй, самого яркого в истории чемпионата.
     Итак, «Формула-1» обрела самого молодого чемпиона мира в своей истории – пилоту «Макларена» англичанину Льюису Хэмилтону в день завоевания титула исполнилось 23 года и 300 дней. Предыдущий показатель, принадлежавший испанцу Фернандо Алонсо, был установлен относительно недавно – в 2005 году – и составлял 24 года 58 дней. У автогонщиков ведется и такой учет. Кроме того, впервые обладателем титула стал темнокожий спортсмен.
     Сам по себе завершившийся сезон был удивительным: калейдоскоп событий, смены лидеров, борьба характеров, выплески эмоций, ошибки пилотов и судейские скандалы – всего этого хватало с избытком. Поэтому с точки зрения зрелищности возьмем на себя смелость утверждать, что нынешний чемпионат получился на загляденье. 14 пилотов побывали на пьедестале почета, семеро из них отметились победами в Гран-при. Наконец, впервые за 9 лет две самые престижные награды получили разную прописку: личную – титул чемпиона мира – выиграл «Макларен», командная – Кубок конструкторов – досталась «Феррари».
     Если говорить о Льюисе Хэмилтоне, то его титул хоть и висел на волоске (не обгони он Тимо Глока за 700 метров до финиша, чемпионом бы стал бразилец Фелипе Масса на «Феррари»), но отнюдь не стал случайным. Можно случайно проиграть, а вот чтобы победить, нужна совокупность многих факторов – надежность техники, минимум собственных ошибок и просчетов команды. У англичанина этот набор был более солидным, чем у Массы.
     Вообще после пяти первых Гран-при думалось, что титул чемпиона мира разыграют исключительно пилоты «Феррари» – Кими Райкконен и, собственно, Масса. Болид итальянской команды выглядел надежным и быстрым, чего нельзя было сказать об уступавшем в скорости «Макларене». Да, «Феррари» провалилась на стартовом Гран-при в Австралии, но затем четыре победы подряд (по две у Кими и Фелипе) заставили многих задуматься о повторении сезонов 2002 и 2004, когда «Феррари» одержала верх в 15 гонках сезона. Но затем Скудерия сбавила обороты, «Макларен», напротив, воспрял духом, и уже в летней фазе стало ясно, что именно Хэмилтон – главный претендент на победу в чемпионате. Выйдя в лидеры после феерического Гран-при Великобритании (у себя дома он продемонстрировал высочайшее мастерство в дождевых условиях), Льюис больше никому не позволил покуситься на свое первое место. Массе удавалось приблизиться на несколько очков, но англичанин контратаковал, поэтому к финальной гонке разрыв между ними составлял 7 очков, и Хэмилтону было достаточно пятого места даже при победе бразильца. Масса выиграл, а Льюис до последнего поворота шел шестым – при таком раскладе чемпионом становился гонщик «Феррари», и все же Хэмилтону удалось на последних метрах подняться на спасительную пятую позицию и вырвать титул из рук Фелипе.
     Масса с трудом сдерживал слезы разочарования, а Льюис вместе с командой праздновал свой первый, и, наверное, далеко не последний титул. Вот этот контраст и придал драматизма и эмоций последней гонке сезона, ставшей, по сути, квинтэссенцией всего чемпионата.
     «Макларен» взял титул в личном зачете, потому что почти сразу же сделал ставку на Льюиса, а не на второго пилота Хейкки Ковалайнена, проведшего всего пару ярких Гран-при, а в остальных выступавшего в роли статиста. В «Феррари» пара пилотов более ровная, к тому же Райкконен – чемпион мира 2007 года, так что о четком разделении пилотов на Дон Кихота и Санчо Пансо не могло быть и речи. Ошибались и Льюис, и Фелипе тоже одинаково, поэтому, подводя итоги, стоит отметить самый важный фактор, предопределивший успех Хэмилтона, – надежность техники и слаженная работа команды. Фелипе этим похвастать не может: у него и двигатель горел (в Венгрии это стоило ему верной победы, мотор отказал за каких-то 3 круга до финиша), и команда подкладывала свинью в виде той неразберихи, что была на пит-стопе в Сингапуре, когда ошибка в работе механиков привела к тому, что Масса выехал из боксов со шлангом, который попросту не успели вытащить из горловины бака.
     Сезон-2009 примет старт 29 марта гонкой в австралийском Мельбурне. Но до этого командам предстоит намотать немало кругов на тестовых трассах. В следующем году нас ждет очередная революция в регламенте. В первую очередь это коснется кардинальных пересмотров аэродинамической концепции. Двигатель теперь должен будет выдерживать дистанцию не двух, а трех Гран-при, и, наконец, терра инкогнито – система рекуперации кинетической энергии – так называемый КЕРС. В теории ее использование может дать серьезное преимущество, но до сих пор эту новинку команды не тестировали в боевых условиях, что вызывает массу вопросов о ее надежности. В любом случае предстоящий сезон обещает быть не менее интересным, чем прошедший, и не исключено, что в условиях нового регламента доминировать будут отнюдь не главные герои 2008 года – пилоты «Макларена» и «Феррари». И не терпится, чтобы 29 марта 2009 года наступило как можно быстрее, жаль, зимняя пауза длится почти 5 месяцев.
     На снимке: Льюис ХЭМИЛТОН - первый британский чемпион мира с 1996 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex