на главную страницу

13 Ноября 2008 года

Армия и общество

Четверг

Куда уходит табор?

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда». Фото автора.



В России во всю орудуют организованные преступные группировки, сбитые по этническому признаку: таджикские, чеченские, дагестанские, грузинские и т.д. У каждой из них свой почерк, свой «криминальный профиль». Несколько особняком стоят цыганские наркогруппировки. На сегодняшний день российские этнические наркосиндикаты, в том числе и цыганские, отечественные и зарубежные специалисты ставят в один ряд с такими «китами», как кокаиновые картели Колумбии и Мексики, азиатские триады и японская якудза.

     
Астраханская Сицилия

     Поселок Янго-Аул, что в Астраханской области, местные жители прозвали астраханской Сицилией. Но отнюдь не за живописные места и мягкий климат. Он напоминает итальянский остров, откуда пошло гулять по миру зловещее слово мафия, но своей мафией, цыганско-астраханской. Простенькие дома и мазанки тут соседствуют с роскошными многоэтажными особняками, растущими как грибы после дождя. Объясняется это просто: именно сюда везут краденые вещи, а появление сотрудников правоохранительных органов сопровождается «народными бунтами», умело срежиссированными цыганскими баронами.
     Словом, Янго-Аул - настоящая цыганская вотчина. Ее основной криминальный профиль - наркоторговля. Этим здесь занимаются практически все ромалы. Наркотики - героин и опий - сбываются по двум основным схемам. В первом случае наркота продается непосредственно в поселке через узкое окошечко или дырку в заборе. Цыгане знают: так сложнее задержать с поличным. Во втором - «дурь» вывозится в другие населенные пункты, где по проверенным каналам поставляется страждущим.
     Есть здесь и разделение «труда». Наркотики распространяют исключительно женщины, а помогают им дети от 6 до 15 лет. Как-то наркополицейские задержали цыганку с поличным. Она готовилась сбыть 225 граммов опия. В преступную деятельность вовлекала своего несовершеннолетнего сына и родственницу.
     Попадаются с поличным и беременные, рассказали наркоборцы. К слову, беременность поощряется. У цыганских наркобаронов свой резон на этот счет: закон гуманен, да и сотрудников правоохранительных органов в случае задержания есть шанс разжалобить.
     В здешнем таборе широко распространена практика, когда цыганка выходит замуж за представителя иногороднего клана. При этом родственные связи не рвутся, а укрепляются. Само собой, на почве наркоторговли. Как-то задержали очередную цыганку-наркокурьершу. При себе она имела целый килограмм опия. До замужества мадам проживала в Астрахани, потом переехала в Волгоград. Но о своих не забыла, навещала многочисленную родню регулярно, перевозя из Волгограда в Астрахань порой до пяти килограммов наркоты.
     По утверждению правоохранителей Астраханской области, именно цыгане - основные разносчики «белой смерти». Сами же ромалы о личном здоровье заботятся, наркотиками не балуются. Наркоманов среди них практически не встретишь. А вот соотечественников-инородцев весьма охотно потчуют отравой. В погоне за наваром используют схему: «купи пять доз, шестая - бесплатно», добавляя в «продукт» крахмал или сухое молоко.
     
Круговая порука

     - У цыган свои особенности наркобизнеса, - рассказывает полковник полиции ФСКН России Николай Карташов. - Как правило, они проживают компактно в деревнях, поселках, городах. Работают в основном в частном секторе. Наркотики распределяются только между своими дилерами.
     «Трудятся» на наркотической ниве чавелы дружно, всей семьей. В дело вовлекаются даже малолетние дети. Примеров тому предостаточно. Вот лишь один, происшедший в астраханском поселке Анго-Аул, о котором уже рассказывалось. Там как-то задержали троих взрослых и несовершеннолетнего сына главаря цыганской группировки, которые специализировались на сбыте прекурсоров (химические вещества для изготовления наркотиков. - Е.Л.). У самого же лидера шайки изъяли 91 револьверный патрон.
     Иногда к сбыту наркотиков привлекаются бомжи, наркоманы, несовершеннолетние. Как это было в Томской области, где цыгане буквально монополизировали местный наркорынок.
     Поймать ромала на производстве и сбыте наркотиков и привлечь к уголовной ответственности - задача не из простых. Цыгане все просчитывают до мелочей. Разработан целый набор мер ухода от ответственности. Заранее оговариваются способы уничтожения «дури», манера поведения при встрече с сотрудниками правоохранительных органов. Вход идет и подкуп отдельных нечистых на руку сотрудников, и мобильные средства, и частая смена места жительства и мест хранения наркотиков. А дома, оснащенные современными средствами видеонаблюдения и связи, в плане охраны подчас не уступают крупным коммерческим компаниям.
     Одна из сложнейших задач для оперативников, рассказали в ФСКН России, - внедриться в цыганскую семью. Чужаку вход туда закрыт. У цыган жесткая иерархия, круговая порука.
     - До конца 1980-х годов цыганская наркопреступность не представляла собой серьезной силы на российском наркорынке, - продолжает Николай Александрович. - Замкнутое сообщество вечных кочевников, хотя и было знакомо с наркотиками, не пыталось превратить их распространение в бизнес.
     

     Наша справка. Цыгане - собирательное название около 80 этнических групп. Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, их предки вышли из Индии в VI веке. Европейские цыгане - потомки цыган, некогда осевших в Византии. В России (по переписи 2002 г.) проживало около 183 тыс. цыган, но в действительности их, видимо, значительно больше. В советское время, 5 октября 1956 г., был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. В результате указа осело более 90 процентов советских цыган.
     

     Ситуация изменилась в начале 1990-х, когда люди, контролировавшие наркотрафик в России, оценили все выгоды отлаженной кланово-родовой системы цыган, даже в первоначальном виде представлявшей собой идеальную, защищенную от агентурной работы и оперативных мероприятий структуру сбыта.
     А когда цыган все же задерживают, наркополицейским оказывается подчас ожесточенное сопротивление. Как, например, это было в Ногинском районе во время рейда по Подмосковью, участником которого мне довелось стать. Здесь намечалась очередная встреча наркоторговцев с поставщиками «дури». Но тот день для них оказался роковым - в момент совершения сделки «браслеты» защелкнулись на руках старых знакомых наркополицейских, супругов с украинским гражданством, ранее уже судимых за сбыт опасного зелья.
     При задержании они ругались на чем свет стоит. И было отчего: в руки наркополицейских попался родной брат печально известного цыганского барона, который на протяжении полутора лет держал преступный бизнес на территории поселка Старая Купавна. Выяснилось: ежедневно через эту парочку проходило от 50 до 200 грамм героина.
     Подмосковным наркополицейским, можно сказать, еще повезло: к мату и оскорблениям им не привыкать. Бывают же случаи, когда по полицейским стреляют. На липецких наркоборцев местные цыгане напали с саперными лопатками. Нападавших в конце концов скрутили, а вот несколько сотрудников с ссадинами, ушибами, переломами и рублеными ранами оказались на больничной койке.
     
Снисхождение к торговцам... смертью

     - Привлечь цыган к суду - задачка тоже не из простых, - продолжает Николай Александрович. - На какие только ухищрения они не пускаются, лишь бы избежать наказания! Для этого, считают, хороши все способы.
     В ФСКН России припомнили случай с заядлой наркоторговкой - некой мамой Розой. Суд над ней состоялся в Сухом Логе. На русском общаться она наотрез отказалась и потребовала переводчика. Просьбу удовлетворили. Толмач, тоже цыган, оказался ее старым знакомым. Когда предъявили обвинение, между ними произошел примечательный разговор. Мама Роза грозилась привлечь его к цыганскому суду, а тот перевел ее тираду так: подсудимая, мол, отказывается давать показания и платить адвокатам да и вообще просится в камеру. Вот тут-то у мамаши и сдали нервы. «Нет, он все врет!» - неистово выкрикнула цыганка на чистом русском.
     Еще одну прописную истину усвоили ромалы: «суд в России самый гуманный в мире». К слову сказать, гуманность отечественных судов относительно цыган действительно порой вызывает удивление. Многодетных и беременных обычно ожидает чисто символическое наказание. Так, к примеру, в Калужской области в поле зрения тамошних наркополицейских за сбыт наркотиков попала многодетная цыганка Тамара Коваль. Ей грозил солидный срок. А суд дал всего-навсего два с половиной года. Прокуратура обжаловала приговор, а многодетная мамаша, улучив момент, пустилась в бега...
     Другой случай произошел в Кургане. Некий Николай Бабенко с матерью сбывали героин. Сотрудники местного наркоконтроля возбудили уголовное дело против семейного подряда. А суд избрал мерой пресечения для женщины подписку о невыезде. Понятно, что после этого ее и след простыл.
     Повезло и Нине Козловской. Когда сотрудники наркоконтроля Свердловской области задержали эту дамочку с малолетним ребенком на руках, она попыталась выбросить упаковку с наркотиком. Ей это удалось. Суд приговор тем не менее вынес, но два года условно не очень-то огорчили опытную наркоторговку.
     Вообще-то решения отечественной фемиды по отношению к цыганкам выходят за рамки здравого смысла. Около 15 лет шла бойкая торговля опиумом в городе Артеме. Немалых усилий потребовалось от наркополицейских Приморья, чтобы прикрыть наркоточку, расположенную в двухэтажном доме. Подступиться к нему и то оказалось непросто. Высоченный металлический забор, железные двери, решетки на окнах, система видеоконтроля... Цыганская фабрика смерти напоминала неприступную крепость. Двери, понятно, не открыли, так что бойцам спецназа пришлось идти на штурм. Более того. Когда сотрудники попытались задержать хозяйку, та, оказав ожесточенное сопротивление, вызвала... наряд вневедомственной охраны. Во время обыска обнаружили приготовленные к продаже наркотики, несметное количество денег, арсенал оружия. Но и в этом случае суд проявил удивительный гуманизм - 5 лет условно.
     Не отвечает обычной логике и решение суда в Томской области относительного некоего Михаила П. Криминальный послужной список этого цыганского наркобарона обескуражил даже видавших виды здешних полицейских: наркоторговля, вовлечение несовершеннолетних в преступный бизнес, организация преступной группы. Словом, искупать вину на зоне Михаилу предстояло не один год. Но это по закону. А вот суд приговорил его всего лишь к условному наказанию.
     Удивительный факт: наша Фемида проявляет гуманизм отнюдь не ко всем. Когда на скамье подсудимых оказывается рядовой член цыганского наркосиндиката, тем более лицо нецыганской национальности, судейская доброта исчезает.
     Сами цыгане объясняют это просто: не сумели откупиться.
     В городе Артеме задержанная цыганка была крайне удивлена действиями наркополицейских: за все ведь заплачено. Пока шел обыск, многочисленная цыганская родня пыталась договориться с правоохранителями, так сказать, по-хорошему. Первоначальное предложение тянуло всего-навсего на три тысячи «зеленых». В динамике обыска сумма взлетела до 50. В тот раз не помогло...
     В ФСКН России полагают, что у цыган есть специальный фонд, своего рода общак, куда стекаются средства, вырученные от криминальной деятельности. Он используется только в экстренных случаях. Например, на подкуп должностных лиц. Так что гуманизм отечественной Фемиды, считают наркополицейские, далеко не всегда вытекает из закона.
     
* * *

     В Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков отмечают, что уголовные дела по поводу цыганской наркоторговли обычны в тех местах, где они проживают компактно. В отдаленных районах, где цыгане не обитают, скажем на Камчатке или Калыме, нет и цыганской уголовщины. А вот в Башкирии, Твери, Амурской области, в других регионах, где цыганские диаспоры достаточно многочисленны, число уголовных дел растет как на дрожжах.
     Сами же цыгане свой бизнес преступным не считают. Для них это обычный способ заработка (весьма высокого, заметим), от которого они не отрекаются и после обвинительных приговоров, и по возвращении из мест не столь отдаленных. Поэтому не удивительно, что одного и того же наркодиллера привлекают к ответственности многократно. Впрочем, после задержания, осуждения его место незамедлительно занимают другие чавелы. Например, если повязали главу многочисленного семейства, его дело переходит к благоверной, ну а если и мамаша угодила на нары, кто-то из отпрысков непременно продолжит общее дело. Словом, тут налицо настоящий семейный подряд! Неужели нам так и не удастся найти в этой сфере эффективного противоядия?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex