на главную страницу

13 Ноября 2008 года

Страна и мир

Четверг

Мировые финансы: Джомолунгма угроз

Владимир СЕМЕНОВ.



     Кризисные явления в мировой экономике и их негативное влияние на Россию продолжают оставаться в центре внимания отечественных экономистов и публицистов. При всей несхожести суждений все они признают серьезность сложившейся ситуации и неочевидность путей выхода из мирового финансового кризиса. Надежды возлагаются на международный антикризисный саммит с участием руководителей стран «большой двадцатки», который состоится в США 15 ноября. Но вопрос в том, смогут ли участники привести свои не совпадающие национальные интересы к «единому знаменателю» или возьмет верх эгоизм западного мира?
     Пока же очевидно, что в финансовой сфере Запада неприятности только начинаются. «План Полсона» (министра финансов США) по выводу США из финансового кризиса, как отмечают аналитики, предполагает выброс на финансовые рынки колоссального количества денег, которые неминуемо вызовут инфляцию в Штатах. Самое позднее в феврале–марте - уже при президенте Обаме - рост цен в Америке может возобновиться.
     Среди разноголосицы мнений и прогнозов, которыми «пестрит» российский Интернет, обращает на себя внимание точка зрения публициста Александра Стеклова. Возможно, она слишком пессимистична, но, как представляется, дает представление о глубине проблем экономики западных держав. Эта оценка тезисно такова.
     Ежегодно в мире производится товаров и услуг примерно на 50 трлн. долларов. Им противостоит примерно полторы тысячи миллиардов так называемых «ценных» бумаг - государственных и частных облигаций, акций, векселей, депозитарных расписок и т.д.
     Всю эту массу «как бы денег» толкнули вниз американские ипотечные облигации, и она поползла на финансовые рынки, желая продать себя и обратиться в реальные «деньги для магазина». Но в мире нет такого количества денег. Ведь центральные банки печатают их примерно в объеме, необходимом для обслуживания годового валового мирового производства товаров и услуг, т.е. как раз около 50 трлн. долларов.
     Так возник «кризис ликвидности» - острейшая нехватка денег в мировой финансовой системе. Центробанки, уже не заботясь о неизбежной инфляции, стали вбрасывать в мировую систему миллиарды и миллиарды... Помогает это только на очень непродолжительный период времени. И понятно: никаких кредитов центробанков США и стран Еврозоны не хватит, чтобы перевести эту полутораквадриллионную Джомолунгму псевдоденег под названием «ценные бумаги» в реальные деньги.
     Гипотетически выход в этой ситуации - «сжечь» колоссальную бумажную гору, другими словами, дефолтом обратить в ноль все ценные бумаги. Но это будет означать банкротство большинства крупнейших банков, корпораций, миллионов граждан всех стран - держателей данных ценных бумаг, да и целых государств - вроде Пакистана, Аргентины, Мексики, Венгрии, Украины... Они давно уже существуют только на кредиты от мировой банковской системы, которая сегодня уже сама отчаянно нуждается в кредитах, а завтра может стать таким же банкротом.
     Многие экономисты возлагают надежды на выход из мирового кризиса на США. Дескать, американская экономика такая большая и мощная, что способна вывести весь мир из критической ситуации. Но реальный сектор в США составляет менее 10 процентов национального ВВП, указывает Александр Стеклов. Если считать американский ВВП равным где-то 12 трлн. долларов, то Штаты производят реальных товаров и услуг в лучшем случае чуть больше 1 трлн. долларов. Все остальное - это «воздух». Либо сфера услуг, «экономика официантов»: сегодня утром я подал тебе чашку чая со льдом и получил за эту услугу доллар, вечером ты открыл мне дверь биотуалета, и я отдал тебе твой же утренний доллар. В результате объем национального производства вырос на два доллара...
     Либо это денежный доход, полученный от продажи на финансовых площадках ценных бумаг - около 6 трлн. долларов ежегодно. Либо это вообще неизвестно что - как, например, так называемая «приписная рента», когда в американской экономической статистике считается, что владельцы собственных домов и квартир якобы платят сами себе арендную плату, что добавляет к американскому ВВП где-то около 2 трлн. долларов в год. А всего таких «картежных приемов» в экономической статистике США несколько десятков...
     Для сравнения: китайский ВВП составляет не менее 3 трлн. долларов - причем почти все это реальное производство товаров и услуг. Китайцы, кстати, одевают, обувают американцев, сохраняют им продукты в холодильных камерах, развлекают их посредством своих телевизоров и компьютеров. Конечно, качество реального сектора экономики Америки считается выше китайского. Хотя и в этом существуют большие сомнения. Так, по утверждению американской ассоциации инженеров, не менее 60 процентов деталей и комплектующих для авиапромышленности США производится в Китае....
     Так что странам мира уповать на то, что спасение придет из Штатов, вряд ли стоит. Такова, подчеркнем, одна из пессимистических точек зрения на американскую экономику. Но так или иначе мир действительно стоит перед неизбежностью создания новой «архитектуры» мировой финансовой системы.
     На предстоящем в Вашингтоне «саммите» Россия представит свое видение путей создания новой экономической реальности. Наше государство исходит из того, что чем больше будет в мире сильных финансовых центров и чем выше степень нашей общей взаимозависимости - тем безопаснее и устойчивее будет глобальное развитие. Уже до конца текущего года в России будет принят пакет законов, формирующих основу для создания в стране одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр станет ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы. Стоит задача сделать рубль одной из региональных валют. Будущее России - в руках самих ее граждан.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex