на главную страницу

14 Ноября 2008 года

Страна и мир

Пятница

ОДНА НА ВСЕХ И НАВСЕГДА?

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



     После долгого перерыва в посольстве США в Москве возобновили добрую традицию отмечать День ветерана совместно с российскими ветеранами Великой Отечественной войны, участниками других боевых действий и локальных войн. И в этой связи, вероятно, необходимо отдать должное послу Джону Байерли, который пригласил 12-го числа в Спасо-Хауз (резиденция американского посла в Москве) представителей славных поколений россиян-победителей, прошедших огненными дорогами 1941 – 1945 годов, прорвавшихся через оскалившиеся горные перевалы Афгана, вставших на пути сепаратистов и агрессоров. Пригласил совместно почтить память всех тех, кто не вернулся с полей сражений, отдав свою жизнь не только за независимость и благополучие собственной страны, но и, как это ни высокопарно звучит, за безопасность всего человечества.
     И пусть многие в этом со мной не согласятся, имея собственное мнение о той или иной войне, свой взгляд на события последних десятилетий, персональную точку зрения на правоту или неправоту действий тех или иных сил. Да, сегодня не самая благоприятная ситуация в российско-американских взаимоотношения. Да, мы несколько по-разному смотрим на одни и те же вещи, иначе оцениваем вызовы и угрозы мировой безопасности. Однако это не препятствие поиску общего языка, поиску компромисса ради одной-единственной цели - мира во всем мире. А примеры этому в нашей истории уже были... и проследить их можно, в том числе и на жизненных перипетиях семьи посла США.
     Отец Джона Байерли был единственным в мире солдатом Второй мировой, который воевал в составе двух действующих армий - армии США и Советской Армии. История десантника 101-й воздушно-десантной дивизии Джозефа Байерли невероятно удивительна. После непродолжительной подготовки в штате Джорджия часть, в которой он служил, была переброшена в Британию и в ночь с 25 на 26 июня 1944 года переправилась через Ла-Манш в ходе Нормандской десантной операции. Через несколько дней его послали на самостоятельное задание: вывести из строя электростанцию в одном из западных районов Франции. Сбросили ночью с самолета. По карте он нашел нужный объект и взорвал его. Но после этого при отходе напоролся на фашистов и был взят в плен. Дальше - шесть месяцев концлагерей и две неудачные попытки побега. Уйти удалось на третий раз, но ненадолго - рассчитывая оказаться в Варшаве, Джозеф сел не на тот поезд и оказался прямиком в Берлине, где и попал в лапы гестапо.
     Далее Байерли-старший снова оказался в лагере на территории Польши. В январе 1945 года - новый побег, после которого десантник вышел к расположению советской бронетанковой части. На его счастье, кто-то из наших знал английский, и Байерли поверили. Поверили, что тот является сбежавшим из плена американским десантником и хочет вместе с русскими идти воевать до Берлина, поскольку это самый короткий путь домой. Ему не только поверили (несмотря на отсутствие каких-либо документов), но и определили в автоматчики. Так Джозеф и стал «красноармейцем». Символично, что в бой он ходил на броне ленд-лизовского американского танка «Шерман».
     В одном из боев он был тяжело ранен в бедро, попал в госпиталь. Там и произошла очень важная для него встреча - с Георгием Жуковым. Именно по приказу нашего прославленного полководца американского десантника обеспечили «железобетонным» документом. Что было в нем написано, Джозефу не сказали, но стоило его показать, как он производил магическое действие - американца везде пропускали, давали место в поездах. Так с письмом от Жукова он и добрался от Варшавы до Москвы. А уже оттуда, после продолжительной бюрократической проверки со стороны своих же, и домой - в США.
     После войны Джозеф Байерли шесть раз бывал в России и всегда старался успеть к празднованию Победы. Хотел встретиться с российскими однополчанами, но никого из своей части так и не нашел. Байерли-старший похоронен на главном военном кладбище Америки - Арлингтонском.
     Рассказывал об отце посол США очень искренне, с воодушевлением и гордостью. И это закономерно, ведь семья Байерли, собственно говоря, и является тем своеобразным символом Победы, которая нам досталась нелегко и совместными усилиями (не станем впадать в крайности и вести подсчет того, кто и сколько сделал ради этого, кто и какие потери при этом понес). Искренне и от всего сердца (сомнений тут нет никаких) Джон Байерли приветствовал присутствовавшего на торжественном приеме генерал-майора в отставке Василия Зибарева, воевавшего с его отцом на одном фронте. По словам посла, «возможно, мой отец и генерал Зибарев никогда не встречались, но они сражались за общее дело и праздновали общую Победу. Я хочу лично поблагодарить генерала за ратную службу, благодаря которой Победа стала возможной». «Я также надеюсь, что наши страны, Россия и Америка, станут друг для друга тем же, чем были во время Второй мировой войны, когда мой отец и генерал Зибарев вместе сражались за общее дело, - продолжил посол. - Надеюсь, что мы всегда будем партнерами, союзниками и друзьями».
     Очень, очень хотелось бы верить в то, что это не только личное мнение самого господина посла, но и искреннее устремление государства, чьим официальным представителем в России он и является. Ведь ни для кого не секрет, что за 60 лет, прошедшие после окончания Второй мировой, мы не раз встречались по разные стороны баррикад, пусть и не напрямую - заочно, так сказать. И тем важнее прошедшее в резиденции американского посла мероприятие, ведь никто так не понимает друг друга, как ветераны войн, как люди, прошедшие горнило боев, пусть даже и смотревшие иногда на сегодняшних своих собеседников в окуляры полевого бинокля... Именно они-то и понимают лучше и глубже всех, как страшна и бесчеловечна война.
     Так считают и два наших заслуженных генерала армии - Махмут Гареев (президент Академии военных наук, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор) и Михаил Моисеев (председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации), а их мнение авторитетно и, как бы сказали в войсках, обсуждению не подлежит. Оба они считают, что сотрудничество ветеранских организаций России и США может послужить укреплению взаимопонимания между двумя странами, поиску новых путей сближения позиций двух государств по самым разным вопросам. Путь конфронтации - это шаг в пустоту, в неизвестность. Ветеранские же движения участников Второй мировой войны наших стран - это своеобразный обруч, объединяющий нас.
     Очевидно, что понимают это и в Америке. Та уважительность, с которой американцы относятся как к своим, так и к нашим ветеранам, говорит о многом. Вручение же послом США Джоном Байерли семье участника Великой Отечественной войны майора Иосифа Раппопорта копий документов, подтверждающих награждение их отца и деда американским орденом «За боевые заслуги», лишний раз свидетельствует о том, что еще не все потеряно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex