на главную страницу

15 Ноября 2008 года

Армия и общество

Суббота

С войсками вместе

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Военторг по существу ровесник нашим Вооруженным Силам. 16 ноября 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров об организации на фронте и прифронтовой полосе базисных складов, передвижных и стационарных лавок, хлебопекарен и других торговых структур, призванных обеспечить красноармейцев и командный состав товарами первой необходимости. С тех пор его деятельность неотделима от боевого пути армии и флота. Мы попросили ответить на ряд вопросов, связанных с 90-летием Военной торговли, начальника Главного управления торговли Министерства обороны РФ полковника Виктора ПОДОБЕДА.

     


     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     
  Виктор Михайлович Подобед родился в 1957 году в селе Брачковичи Костюковичского района Могилевской области. Окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства. С 1980 года - на военной службе: в ГСВГ, на БАМе, в ДВО - в структуре военной торговли. С 1998 года - первый заместитель начальника Главного управления торговли Минобороны, а с августа 2006 года - начальник ГУТ Минобороны. Заслуженный работник торговли РФ. Награжден орденом Почета.
     


     


     -Виктор Михайлович, как зарождалась Военная торговля?
     - Надо представить обстановку того времени. Шла гражданская война - с разрухой, упадком сельского хозяйства, а отсюда с ослабленным, с непрерывными сбоями снабжением Красной Армии продуктами и другими товарами. Нужно было без промедления выправлять положение. Реввоенсовет 13 декабря 1918 года издал приказ № 373 об организации в Москве Центрального управления красноармейских лавок (ЦУКЛ) и соответственно о создании управлений торговли при штабах фронтов и округов. Правительство, несмотря на крайне ограниченные ресурсы, выделяло ЦУКЛу на льготных условиях государственные кредиты, отпускало необходимые товары, которые поступали на фронты.
     По окончании гражданской войны ЦУКЛ был расформирован, а вместо него в гарнизонах создаются военно-потребительские общества (ВПО), в округах - военно-кооперативные управления. В 1935 году образовывается Центральное государственное объединение - Центрвоенторг. Так начала расти и развиваться военная торговля.
     - Насколько известно, ее ждали новые военные испытания?
     - Да, это были Хасан и Халхин-Гол, а потом и советско-финская война... На территории Финляндии военторги впервые обслуживали бойцов и командиров в условиях широкомасштабных боевых действий. Вместе с войсками они продвигались вперед, а когда требовалось, отходили в тыл, непрерывно обслуживали воинские части первой линии.
     - Известно, что в боевой летописи военторга занимает особое место Великая Отечественная война...
     - Да, это так. С первого дня войны, несмотря на сложную обстановку, началось формирование управлений торговли на фронтах и в армиях. Не хватало людей. Вместо ушедших на фронт работников пришли женщины и невоеннообязанные мужчины. К середине войны на фронте уже было 776 столовых, к началу 1945 года насчитывалось более тысячи автолавок. В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны для укрепления полевых военторгов принял специальное постановление - в органы военной торговли были привлечены 1.500 офицеров. На должность начальника Главвоенторга был назначен генерал-майор интендантской службы П.В. Кочетков, который одновременно являлся заместителем народного комиссара торговли СССР. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, свыше 2.500 работников полевых военторгов были награждены орденами и медалями.
     Так военная торговля стала одной из важнейших служб в составе Тыла Вооруженных Сил.
     - А с учетом бурного развития Вооруженных Сил в семидесятые и начале восьмидесятых годов военная торговля - это тоже хорошо известно - поднялась на еще большую высоту...
     - Да. Достаточно вспомнить приказ министра обороны по итогам девятой пятилетки от 19 апреля 1976 года, где говорится: «За эти годы построено более 2.000 торгово-бытовых предприятий и складов... повысилась техническая оснащенность военной торговли... Полнее обеспечиваются отдаленные и малочисленные гарнизоны в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья, в группах войск. Организовано торговое обслуживание воинов - строителей Байкало-Амурской магистрали».
     По методу самообслуживания стало продаваться 52 % всех товаров. В 1982 г. на техническое оснащение военной торговли поступило 1.000 автомобилей, 23 тыс. единиц торгово-технологического, холодильного и весового оборудования. С целью организации бесперебойной поставки товаров в магазины и экономии транспортных затрат в военторгах создаются диспетчерские службы и централизованный завоз. А для перераспределения товаров между различными регионами и вовлечения в товарооборот излишков регулярно стали проводиться межокружные оптовые ярмарки, по опыту которых все эффективнее стали организовываться окружные и флотские ярмарки.
     - Это, можно сказать, был пик развития военторга. Ну а потом все пошло на убыль?
     - Нет, этого нельзя сказать. Дальше еще следовали события, когда военторгу пришлось действовать - и успешно в экстремальной обстановке. Это были Афганистан, Чернобыль, Спитак - в эти периоды труженики военторга находились то в боевых условиях, то в радиоактивной зоне.
     В Афганистане, поскольку сначала стационарная сеть военной торговли была развита слабо, основной формой обслуживания подразделений была выездная торговля. Часто шли в войска самостоятельные колонны военторга в сопровождении БМП, БТР, танков, а нередко использовались и вертолеты.
     То же самое можно сказать о битве с невидимым противником - радиацией в Чернобыле. Там полевые столовые в первые же дни были развернуты непосредственно в Чернобыле на стадионе и центральной площади, где питались более 3.000 человек. В 30-километровой зоне круглосуточно работали 20 автолавок, потом их количество доросло до 80.
     Рядом с бойцами и командирами труженики военторга участвовали в чеченских кампаниях, а также недавно - в грузино-осетинском вооруженном конфликте.
     - Виктор Михайлович, а что же происходило с военторгом в постсоветский период?
     - Происходило то, что со всей страной. А у нас - децентрализация снабжения, инфляция, убытки, кредиторская задолженность, снижение платежеспособности военнослужаших. Конечно, это были серьезные проблемы...
     - Но знаю, что военторг все же выжил...
     - Это верно. Сначала осмотрелись, взвесили обстоятельства. С помощью Тыла Вооруженных Сил была создана фактически новая система военной торговли - федеральные казенные предприятия, - одобренная Министерством обороны и Правительством Российской Федерации. Сегодня общая численность подразделений военной торговли составляет около 4 тысяч человек. У нас 1.313 магазинов, 1.829 предприятий общепита, из них 614 чайных, 855 бытовых объектов, где трудятся 23,3 тысячи человек.
     Сегодня, когда мы отмечаем знаменательную дату - 90-летие Военной торговли, мы вспоминаем своих ветеранов. Это генерал-лейтенант Е. Гольдберг, генерал-майоры В. Спиридонов, Е. Круглов, В. Чередниченко, полковник И. Морозов, А. Ваньков, Л. Горбачева, Н. Карпенков, М. Хайбуллина, И. Поездник, В. Кем и многие другие. Несомненна их заслуга в становлении и развитии военной торговли.
     В заключение скажу, что 15 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 1359 «О создании открытого акционерного общества «Оборонсервис», одним из направлений деятельности которого является организация торгово-бытового обслуживания и общественного питания в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, для чего предстоит преобразовать федеральные казенные предприятия военной торговли в открытые акционерные общества и учредить ОАО «Военторг».
     Как видим, задачи масштабные, но я уверен - нашему коллективу при соответствующих условиях они будут по плечу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex