на главную страницу

18 Ноября 2008 года

Армия и общество

Вторник

ОПЕРАЦИЯ «СПЕШКА»

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Судебными приставами-исполнителями по Московской области сегодня «до щелчка» отработана система ареста федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за предприятиями военной торговли. Делается это в целях последующей его реализации на торгах в порядке исполнительного производства.

     Специалисты-оценщики, которых судебный пристав-исполнитель привлекает к оценке арестованного имущества, «подгоняют» путем незаконного применения понижающего коэффициента стоимость имущества под сумму основного долга, и федеральное имущество уходит «с молотка» за символическую цену. Не купить армейскую недвижимость по такой цене просто нельзя. А покупают ее, естественно, «свои» люди...
     Федеральный закон «Об исполнительном производстве» гласит, что оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем только по рыночным ценам. Если сам пристав такую оценку вынести затрудняется, он вправе пригласить специалиста в области оценки имущества. Но, как пояснили нам в военной прокуратуре МВО, судебный пристав-исполнитель, желая быстрее закрыть исполнительное производство, зачастую закрывает глаза на требование закона о реализации арестованного имущества по рыночной стоимости. Что, естественно, влечет за собой нарушения прав и законных интересов должника. И ладно, если бы «цена вопроса» была копеечной. Как правило, стоимость реализуемого имущества занижается в десятки раз по сравнению с его фактической рыночной оценкой!
     Как работает эта «система», видно из арбитражных дел арбитражного суда Московской области, рассмотренных с участием представителя военной прокуратуры МВО.
     Например, по исполнительному производству, находящемуся в «сфере воздействия» судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Федеральной службы судебных приставов по Московской области К., было арестовано 13 зданий и сооружений, принадлежащих дочернему государственному унитарному предприятию (ДГУП) № 4611 Федерального казенного предприятия «Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО» и находящихся в федеральной собственности. Одновременно было вынесено постановление о передаче их по цене всего 5 млн. рублей на реализацию через торги.
     Только вмешательство военной прокуратуры сорвало эту «сделку». Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче на реализацию было оспорено в арбитражном суде Московской области. При этом было установлено, что реальная рыночная стоимость 13 зданий должника, согласно заключению специалиста оценочной компании, составляет не пять, а двадцать с лишним миллионов рублей. Как говорится, почувствуйте разницу...
     Идем дальше. Как комментируют в военной прокуратуре МВО, по смыслу содержания главы 3 ФЗ «Об исполнительном производстве», меры принудительного исполнения судебных решений принимаются в объеме, обеспечивающем их исполнение. Следовательно, судебный пристав-исполнитель, определив рыночную стоимость всего арестованного имущества, обязан соотнести ее с величиной долга по исполнительному производству и выставить на реализацию имущество в объеме, покрывающем задолженность. И только.
     Согласно материалам исполнительного производства, с должника ДГУП № 4611 подлежало взысканию 5,4 млн. рублей. Между тем в соответствии с отчетом профессионального оценщика только одно здание из числа арестованных - комбинат бытового обслуживания - имеет рыночную стоимость 8,6 млн. рублей. Здание же офицерской столовой «тянет», без малого, на 8 миллионов. В этой ситуации судебный пристав-исполнитель обязан был выставить на продажу только одно из этих зданий, что вполне позволило бы погасить долги и расходы, связанные с исполнительным производством. Был бы соблюден закон, и не нарушены права должника. Что же делает пристав?
     Он, не мудрствуя лукаво, выставляет на торги все 13 (!) объектов недвижимости, применяя к ним не рыночную стоимость, а... ликвидационную, составляющую всего 5 млн. рублей, то есть четверть от реальной стоимости имущества. Что это, как не новая разновидность рейдерства?
     Мотивацию о необходимости «срочной реализации» недвижимости в военной прокуратуре МВО всерьез даже не рассматривают. Отмечая, что далеко не всякие торги являются срочными. Имущество либо покупают, либо нет - в соответствии с его рыночной привлекательностью. В конце концов, согласно части 6 статьи 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имущество, подвергающееся быстрой порче (например, вагон с апельсинами!), действительно изымается и передается на реализацию немедленно.
     Однако имущество, которое арестовал и хотел выставить на торги судебный пристав-исполнитель К., представляет собой перечень капитальных строений и металлических сооружений. Угрозы их порчи явно не существовало. Куда ж торопиться?!
     Необходимости в определении иной, кроме рыночной, цены у судебного пристава-исполнителя не было, констатируют в военной прокуратуре МВО. Тем более не было оснований выставлять на продажу одним лотом все 13 объектов.
     8 октября арбитражным судом Московской области, в соответствии с заключением представителя военной прокуратуры МВО, постановление судебного пристава-исполнителя К. о передаче на реализацию арестованных 13 объектов недвижимости было признано незаконным. Суд обязал его действовать по закону, а именно - выставлять имущество на продажу по рыночной стоимости и в объеме, покрывающем долги и расходы по исполнительному производству. Оценку же профессиональной репутации такого пристава пусть дает его непосредственное начальство. Главное, что своевременное вмешательство военного прокурора в этом случае не позволило разбазарить не менее 15 миллионов государственных рублей.
     Но, как показывает практика, эта «схема» не в меру предприимчивыми судебными приставами-исполнителями, прикрывающимися нормами закона об исполнительном производстве, отработана до автоматизма. Так, другое дочернее государственное унитарное предприятие № 4627 того же Федерального казенного предприятия «Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО» являлось должником по исполнительному производству на сумму 3 млн. рублей. На праве оперативного управления оно владело семнадцатью капитальными зданиями складского типа, оборудованными подъездными железнодорожными путями и расположенными в Одинцовском районе Московской области. Здания эти - федеральная собственность. Рыночная привлекательность недвижимости в Одинцовском районе хорошо известна. Рядом - Рублевка...
     Исполнительное производство находилось в том же специализированном межрайонном отделе по особым исполнительным производствам. Тем же макаром судебный пристав-исполнитель этого отдела Щ. арестовал все это имущество и с привлечением специалиста произвел оценку каждого здания.
     Рыночная стоимость всех 17 зданий, по мнению оценщика, составила 6,5 млн. рублей, при этом стоимость только четырех административных и складских зданий составляла более 4 млн. рублей.
     Действия судебного пристава-исполнителя после получения оценки казались очевидными. Выставить на торги 4 здания и погасить долг по исполнительному производству. 13 зданий останется в собственности государства.
     Что же делает судебный пристав? Сценарий - тот же. С участием должностных лиц отдела службы судебных приставов по Московской области он выставляет на торги одним лотом все 17 зданий! По какой цене? В 2,8 млн. рублей. Почему? Потому, что в отчете оценщик сделал занятную рекомендацию: чтобы быстрее продать на торгах здания, их рыночную стоимость в 6,5 млн. рублей желательно уменьшить... вдвое. Так и хочется спросить: почему не втрое или вчетверо?!
     Победителем торгов была признана некая коммерческая фирма «Инвестреал», которая приобрела все здания за 3 млн. рублей. Участие в торгах принимали трое: два физических лица, которые после первого шага отказались от дальнейшего участия в них, и та самая фирма.
     Операция «Спешка» была проведена в течение месяца. Аргументированные возражения должника о несогласии с оценкой зданий в 6,5 млн. рублей (что даже ниже их балансовой стоимости) и имеющуюся у него реальную рыночную оценку этих зданий, составляющую 60 млн. и 70 млн. рублей соответственно - по договорам аренды и страхования, судебный пристав проигнорировал.
     Арбитражный суд Московской области, рассмотрев дело с участием представителя военной прокуратуры МВО, признал постановление судебного пристава-исполнителя по передаче имущества на торги незаконным. Вышестоящие судебные инстанции в 2008 году подтвердили законность принятого судебного решения. Суд указал, что пристав-исполнитель действовал вопреки требованиям ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обязывающего его выставлять на продажу имущество только по рыночной цене. Кстати, в суде военный прокурор настоял на проведении экспертизы с целью установления действительной стоимости зданий, поскольку проведенная оценка не соответствовала существующим реалиям.
     Эксперты «Федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» пришли к выводу, что с учетом всех параметров и рыночной востребованности стоимость 17 зданий не могла быть ниже 164 млн. рублей.
     Актуальность участия военных прокуроров в рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя сохранялась всегда, и с каждым годом она будет только возрастать. Это приобретает особую значимость и в связи с жестким антикоррупционным курсом, взятым и реализуемым главой государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex