на главную страницу

18 Ноября 2008 года

Планета людей

Вторник

«Двадцатка»

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Встречу лидеров двадцати самых развитых стран мира, прошедшую в субботу в Вашингтоне, нельзя назвать ни прорывной, ни решающей. Главное ее достоинство, как кто-то справедливо заметил, в том, что она состоялась. И это, кстати, очень важно, поскольку саммит собрал руководителей государств, производящих около 90 процентов мирового валового продукта.

     Лейтмотивом неформального форума стал тезис: для преодоления последствий глобального финансового кризиса мировые экономические системы следует адаптировать к реалиям ХХI века. Выступивший по итогам саммита президент США Джордж Буш признал, что нынешнее финансовое потрясение грозило Соединенным Штатам спадом, пострашнее Великой депрессии 1930-х годов. По его словам, лидеры ведущих государств договорились «бросить свежий взгляд и по-новому оценить те правила, которые должны препятствовать манипулированию рынками и мошенничеству».
     Естественно, встает вопрос: как сделать, чтобы в общих интересах стимулировать нормальное сосуществование (или даже схождение, конвергенцию) основных моделей социально-экономического развития? Какие универсальные правила применять для поддержания эффективности (но не избыточности) государственного регулирования, сдерживания разгула спекулятивного капитализма, предупреждения инвестиционных пузырей, подавления коррупции, развития гражданского сознания в противовес эгоизму владельцев акций?
     Найти правильные ответы на эти вопросы, по мнению ученых, - значит, получить рычаги для совершения чуда в экономической эволюции современного мира. Вся проблема, однако, в том и состоит, что очень трудно придумать, а главное - запустить универсальный, усредненный механизм успешного взаимодействия государства и капитала, банков и промышленных предприятий, крупных нацпроектов и мелких вкладчиков. Поэтому на данном этапе речь пока идет о начале движения в нужном и полезном для всех направлении. Такое движение (не в ущерб другим) можно обеспечивать на национальном уровне с учетом сложившихся в конкретной стране условий.
     Наряду с этим уже сейчас на повестку дня выдвигаются и такие цели, достижение которых может оздоровить глобальную финансовую систему в сравнительно короткие сроки. В частности, российская позиция, представленная на саммите «двадцатки» Дмитрием Медведевым, предусматривает повышение легитимности международных финансовых институтов, создание новых финансовых центров и резервных валют, формирование гармоничной системы управления рисками, «адекватной современным технологиям, а не старым англосаксонским правилам».
     Речь, таким образом, идет о замене в обозримом будущем однополярной валютно-финансовой системы, заложенной в июле 1944 года на конференции в Бреттон-Вудсе (США). Тогда были установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ключевой валюты, который в свою очередь был зафиксирован к золоту. В качестве организационного звена системы были учреждены Международный валютный фонд и Всемирный банк. Для американского доллара был установлен золотой стандарт: 35 долларов за тройскую унцию. На тот момент на долю США приходилось 70 процентов мирового запаса золота. В результате доллар как валюта, конвертируемая в золото, стал базовым средством международных расчетов.
     Однако положение давно уже стало другим. Долларовой бумажной массы для покрытия военных и других расходов США изготовили столько, что для ее обеспечения золотым эквивалентом едва ли хватит всего наличного мирового запаса драгоценного металла. Поэтому будущая система финансовой архитектуры, по мнению Дмитрия Медведева, должна стать гораздо более прозрачной, предсказуемой, лучше управляемой. Она должна базироваться на прочном фундаменте международных соглашений и создавать новую систему корпоративной отчетности, страхования рисков, быть более понятной.
     Еще до саммита Медведев ознакомил со своими предложениями президента Франции Николя Саркози, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, канцлера ФРГ Ангелу Меркель и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна. Они были оформлены в виде специального позиционного документа, в котором также говорится о необходимости сохранения многообразия экономических моделей в условиях глобализации, усиления борьбы с бедностью, выработки новых подходов к решению проблем продовольственной, экологической, энергетической безопасности.
     Работа Дмитрия Медведева в Вашингтоне не ограничилась участием в работе саммита. После его завершения он выступил перед представителями общественных, академических и деловых кругов в вашингтонском отделении (Washington club) Совета по международным отношениям. Встречей руководила Мадлен Олбрайт, и это придало всему общению живости и остроты.
     Характеризуя американо-российские отношения, Медведев сказал, что они «очень содержательные, очень глубокие и весьма непростые». Он предложил изменить их контекст, чтобы преодолеть возникший кризис доверия. В частности, это касается темы противоракетной обороны. По мнению президента, эту проблему сейчас можно «развязать», к чему имеются «хорошие возможности». Это может быть либо договоренность о «глобальной системе защиты, в том числе от тех стран, которые вызывают какие-то подозрения». Либо согласие «как минимум найти какие-то решения по тем программам, которые уже существуют, которые устроят Российскую Федерацию».
     Словом, как считает Медведев, глобальная противоракетная оборона могла бы стать хорошей темой для начала диалога с новой американской администрацией. Относительно комплексов «Искандер» президент сказал, что «мы ничего не будем делать, пока Америка не сделает первый шаг».
     Тема отношений с НАТО также была затронута. Причем в плане возможности присоединения России к альянсу. По словам президента, пока это невозможно. Но «как говорится, never say never» (никогда не говори «нет»), сказал он. При этом напомнил, что у НАТО была возможность пригласить Россию, сейчас же ситуация другая. Медведев предложил создать форум, объединяющий страны Европы, международные организации и НАТО, для обсуждения возможных угроз безопасности. По его мнению, если бы такой форум был создан ранее, он бы смог предотвратить военный конфликт на Кавказе.
     Обращаясь к иранской теме, Медведев предостерег от «жестких решений», которые «крайне опасны». «Только мирный ответ возможен. В противном случае на Ближнем Востоке может быть создана напряженная ситуация», - сказал он. И тогда ее придется «расхлебывать» всем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex