на главную страницу

20 Ноября 2008 года

Армия и общество

Четверг

ИМ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ!

Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».



В иллюминатор отчетливо просматривалось, как из огромных дыр, проделанных ракетами в морском буксире, повалил черный дым. Накренившись, под прицелом фото- и видеокамер, установленных на противолодочном самолете Ил-38, судно-мишень стало описывать беспомощные круги. Вместе с тем участие в обеспечении объективного контроля – неотъемлемая и важная, однако незначительная часть того объема задач, что возложены на смешанный авиационный полк полковника Юрия Иващенко.

     
Семейный подряд

     Для капитана Игоря Добровольского вопрос о выборе будущей профессии не стоял. Образно говоря, дорогу в небо проторил еще дедушка Игоря, летавший в том числе на «дугласе» DC-3 и его отечественном аналоге – Ли-2. Отец испытывал уже авиатехнику будущего – знаменитые экранопланы «Орленок» и «Лунь», однако так, увы, и не вошедшие в серию. Старший брат Андрей сел за штурвал Ил-76. И раз уж поступление Игоря в Балашовское военное авиационное училище следовало рассматривать как дань семейной традиции, то его намерение служить в морской авиации на Камчатке, где Добровольскому-старшему если и доводилось бывать, то мимолетом, – как весомый вклад в ее развитие.
     Назначение Игоря в авиачасть совпало с очередным витком в ее истории. За былые заслуги одна из «летающих лодок» Бе-12, длительный период составлявших основу авиационного парка, оказалась на стоянке у здания штаба, а ее место в крылатом строю занял Ил-38. К 2003 году переучивание на новый комплекс противолодочного вооружения достигло апогея. С головой окунувшийся в боевую учебу летчик Игорь Добровольский как-то незаметно для себя стал кандидатом в командиры, а затем и командиром воздушного корабля.
     - Ил-38 – машина экономичная, неприхотливая и надежная, – поясняет он. – Способная, например, на большом удалении от берега не только подводную лодку выследить, но и гарантированно уничтожить ее с помощью мин, бомб и торпед.
     В тот день авиаторы в очередной раз обнаружили и классифицировали иностранную субмарину, отчего аэродром напоминал потревоженный улей. Едва техники заправили самолеты топливом, восполнили запас гидроакустических буев и другого имущества, как, перемалывая воздух винтами, они тут же ушли в сторону океана.
     - Сейчас задействовано несколько экипажей, – говорит Добровольский. – Из них наиболее подготовленные – командира эскадрильи летчика-инструктора подполковника Андрея Миленина и подполковника Владислава Пономарева. Задача моя и моих подчиненных – в любой момент заменить их.
     К слову, экипаж капитана Добровольского в эскадрилье самый молодой. И самый перспективный. Многие офицеры и прапорщики уже обзавелись семьями, в которых подрастает новое «крылатое племя». Чтобы спустя годы так же однажды сменить за штурвалами самолетов своих отцов.
     
Сильное «звено»

     Среди многих уважаемых в авиационном полку специалистов фамилии подполковника Виктора Землянова и майора запаса Владимира Симанцева стоят особняком. И немудрено: Землянов – летчик-инструктор, некогда переучивавший летчиков авиаполка на противолодочные Ил-38, тогда как за Симанцевым закрепилась репутация человека, наладившего техническое обслуживание этих самолетов.
     Всегда неотъемлемая и важная роль инженерно-технического состава увеличивается многократно, когда речь заходит об эксплуатации почтенной по возрасту материальной части. В этом смысле пример Ил-38 весьма показателен. Ресурс принятого на вооружение в далеком 1969 году самолета небесконечен. Новыми комплектующими, естественно, удается обзавестись не всегда. Тогда как кустарным способом изготовить нужную деталь требуемого качества невозможно. Выход из сложившейся ситуации нашли в постепенном формировании высококвалифицированной, способной безаварийно обслуживать и своевременно устранять возникающие неисправности команды авиатехников. Ее заботами Владимир Иосифович живет и сегодня, в качестве гражданского специалиста передавая секреты мастерства лейтенантам Евгению Майке, Алексею Трофимову и другим молодым специалистам.
     Впрочем, совсем скоро авиатехники должны почувствовать некоторое облегчение своего непростого положения. В планах российской «оборонки» – глубокая модернизация трудяги-«ильюшина». Работы в этом направлении уже ведутся. И небезуспешно: в прошлом году один из таких модернизированных противолодочных самолетов проходил испытания на Камчатке.
     По словам старшего лейтенанта Николая Васильева, побывавшего на его борту, изменения в основном коснулись внутренней «начинки» Ил-38. Выполненное на современной элементной базе оборудование занимает меньше места, обладает лучшими техническими характеристиками и тем самым существенно расширяет возможности самолета-долгожителя.
     
Вектор развития – Север

     Российский Север – труднодоступный, с суровым климатом край, но при этом сказочно богатый на углеводороды и другие полезные ископаемые. Обширные его просторы необходимо как можно быстрее вовлечь в экономику страны. И ключевым шагом в этом направлении должно стать восстановление над отдаленными территориями постоянного российского военного присутствия.
     Из известных способов контроля за государственной границей «комбинированный» – с воздуха, моря и берега – предпочтителен более всего. С нынешнего года сторожевые корабли Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России регулярно заходят в удаленные районы берегового моря. Весомым вкладом в общее дело могло бы стать привлечение к боевому патрулированию и самолетов противолодочной авиации.
     Не так давно, обеспечивая переход атомной подводной лодки с Северного на Тихоокеанский флот, летчики авиаполка побывали на Чукотке, на месте изучив возможность предстоящей работы. Полученные результаты обнадеживают. Вероятно, даже имеет смысл «посадить» несколько машин в Анадыре, вахтовым методом меняя экипажи. До полюса отсюда – рукой подать. Осталось решить вопросы сугубо технического характера, связанные с размещением летного и инженерно-технического составов, созданием необходимых запасов топлива и так далее. Чтобы, как говорят сами летчики, «ни у кого не оставалось ни малейшего сомнения в том, что это – российская земля и хозяева на ней – мы»!
     На снимках: (слева направо) помощник командира корабля капитан Андрей ВЛАСОВ, третий штурман старший лейтенант Александр НОВОСЕЛОВ, старший бортовой авиатехник капитан Александр АНТОНОВ, командир корабля капитан Игорь ДОБРОВОЛЬСКИЙ, второй штурман корабля - штурман-оператор старший лейтенант Андрей ГАРБУЗА, старший бортовой оператор - старший воздушный радист прапорщик Максим ЕМЕЛЬЯНЦЕВ, помощник командира корабля старший лейтенант Иван ОСАДЧИЙ; над пораженной мишенью.
     Фото Виталия АНЬКОВА и из архива авиаполка.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex