на главную страницу

25 Ноября 2008 года

Армия и общество

Вторник

Стратегический подход

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В Северодвинске прошло выездное заседание Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, посвященное проблемам нормативно-правового регулирования интеграции предприятий судостроения на примере Северного центра судостроения и судоремонта. Место проведения встречи, в которой приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, промышленности, было выбрано не случайно - здесь формируется Северный центр судостроения и судоремонта, один из крупнейших холдингов Объединенной судостроительной корпорации.

     Накануне участники посетили крупнейший судостроительный комплекс ОАО «ПО «Севмаш», побывали в цехах верфи, на достроечных набережных. «Такое предприятие, как «Севмаш», - единственное в России. Завод нуждается в серьезной государственной поддержке. И вкладывать средства нужно не только в заказы, но также в поддержку производства и социальной сферы. Этот вопрос мы будем ставить на соответствующем уровне в Москве», - отметил председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов.
     Действительно, именно здесь была заложена первая советская подводная лодка с атомной энергетической установкой, построена первая в мире атомная подводная лодка с корпусом из титановых сплавов. Сейчас заканчивается производство головного атомного подводного ракетоносца четвертого поколения «Юрий Долгорукий».
     Гости осмотрели и авианосец «Адмирал Горшков», модернизацию которого «Севмаш» осуществляет для ВМС Индии. При условии достаточного финансирования со стороны Дели корабль будет передан индийским ВМС в 2012 году. Вячеслав Попов отметил, что «Севмаш» в ходе этой работы приобрел ценнейший опыт. «Если мы говорим о России как о великой морской державе, которая способна защитить свои интересы не только в прибрежной, но и в океанской зоне, необходимо строить современные авианесущие комплексы. На сегодняшний день такого опыта, как у «Севмаша», нет ни у одного завода. Уже сам этот факт является веским аргументом в пользу выбора места для строительства авианосцев», - сказал он. По его мнению, предприятие готово к строительству крупных надводных кораблей, что подтверждает разработанная «Севмашем» программа технического перевооружения производственных мощностей.
     Побывали члены Совета Федерации и в Центре судоремонта «Звездочка», в состав которого входят судоремонтные заводы на Белом, Баренцевом, Каспийском и Черном морях. Это предприятие осуществляет ремонт и модернизацию атомных и дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей любого класса и назначения. Кроме того, на «Звездочке» строятся гражданские суда, выпускается сложнейшее оборудование для нефтегазовой и космической отраслей.
     «Севмаш» и «Звездочка» входят в формируемый Северный центр судостроения и судоремонта - один из трех субхолдингов «Объединенной судостроительной корпорации», призванной объединить научный и производственно-технологический потенциал отечественного судостроения. В ходе состоявшихся встреч с руководством предприятий законодатели обсудили меры государственной поддержки корабелов, пути повышения эффективности интеграционных процессов на предприятиях судостроительной отрасли.
     Разговор продолжился на заседании комиссии. Открывая его, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов отметил, что руководством страны в последние годы уделяется огромное внимание состоянию и перспективам развития судостроительной промышленности. Это и указ Президента РФ о создании ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», и «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года», и ряд жизненно важных для судостроения федеральных целевых программ, и предусмотренные федеральным бюджетом средства поддержки отечественного судостроения.
     Вместе с тем участниками заседания были обозначены и серьезные проблемы, сдерживающие развитие отрасли. В первую очередь не решены нормативно-правовые проблемы, связанные с созданием для отечественных судостроителей сопоставимых финансово-экономических условий с зарубежными конкурентами. Это подтверждает тот факт, что законопроект «О государственнй поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации», принятый Государственной Думой в первом чтении в далеком 1999 году, девять (!) лет ждал решения своей судьбы, но в конце октября нынешнего года был... снят с рассмотрения.
     По словам Вячеслава Попова, Комиссия СФ по национальной морской политике внимательно изучила состояние дел на большинстве судостроительных и судоремонтных предприятий страны и пришла к выводу, что острейшей проблемой является износ основных фондов, оборудования, которые не могут обеспечить требуемого качества продукции. Главную причину сложившейся ситуации Вячеслав Попов видит в несовершенстве налоговой и таможенной политики, которая носит не стимулирующий, а фискальный характер. Такая политика, по его мнению, не позволяет заводам провести коренную модернизацию, внедрить современные технологии, а значит, ведет к снижению конкурентоспособности российского кораблестроения на мировых рынках.
     «Чтобы решить задачи, поставленные в Морской доктрине, государство должно создать необходимые экономические условия для развития отрасли. Необходимо решительно откорректировать налоговую и таможенную политику в отношении российских предприятий, сделать конкурентоспособными отечественные судостроение и судоремонт», - подчеркнул глава Комиссии по национальной морской политике. Говоря о необходимости государственной поддержки отрасли, Вячеслав Попов отметил, что отношение государства к предприятиям, обеспечивающим обороноспособность страны, должно быть соответствующим. По его словам, многие зарубежные государства вкладывают серьезные средства в реконструкцию и развитие судостроительных предприятий.
     Не менее серьезной проблемой Вячеслав Попов назвал кадровую. «Дефицит кадров ощущается везде, даже на таких мощных и передовых предприятиях, как «Севмаш» и «Звездочка», сумевших сохранить свой производственный потенциал», - сказал председатель Комиссии СФ. Он отметил, что для северных предприятий эта проблема становится особенно сложной. Все затраты по выплате районного коэффициента сейчас отнесены на работодателя, поэтому конкурентоспособность предприятий, работающих в условиях Севера, снижается по сравнению с заводами средней полосы России. Исправить ситуацию, по мнению Комиссии СФ по национальной морской политике, может включение северных надбавок в структуру цены при формировании гособоронзаказа. Кроме того, для привлечения и закрепления молодых специалистов важно в незамедлительном порядке решить вопрос с выделением служебного жилья.
     Решение всех этих проблем необходимо, так как, по словам парламентария, «без развитой и конкурентоспособной судостроительной промышленности невозможно представить полноценную программу реализации оборонных программ, дальнейшее освоение континентального шельфа, увеличение объемов рыболовства в открытой части Мирового океана».
     На заседании генеральный директор ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» Владимир Фоменко доложил о том, как идет процесс создания холдинга. Проблемы реформирования затронули в своих выступлениях начальник отдела Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Арсений Брыкин, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Горлов, генеральный директор Ассоциации судостроителей Астраханской области Александр Волынский, президент Ассоциации промышленных предприятий речного флота «Речпром» Александр Гончаров.
     Особое внимание они уделили вопросам реализации указа Президента РФ «Об ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на примере Северного центра судостроения и судоремонта. На сегодняшний день большинство предприятий, входящих в Северный центр, уже преобразованы в акционерные общества. Однако из выступлений участников заседания стало ясно, что много вопросов нормативно-правового характера остаются нерешенными, как, например, вопросы закрепления статуса ОСК, ее взаимодействия с органами государственной власти, регулирования производственной деятельности, финансирования предстоящей работы по оценке имущества предприятий и выпуску акций. Кроме того, должны быть предприняты меры по финансовой санации и оздоровлению на ряде заводов, относящихся к Министерству обороны.
     Заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев отметил, что действующее законодательство не вполне адаптировано для функционирования такой вертикально-интегрированной структуры, как ОСК. По его словам, потребуется внести ряд изменений в Гражданский и Налоговый кодексы, федеральные законы «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряд других законодательных актов.
     Юрий Воробьев заверил участников выездного заседания, что Совет Федерации примет самое активное участие в решении проблем судостроительной отрасли. Такую позицию подтверждает и принятое на последнем заседании Совета Федерации Обращение к председателю Правительства России Владимиру Путину о ситуации в судоремонтной отрасли. Оно вызвано неоднозначной трактовкой отдельных положений Налогового кодекса РФ Минфином РФ и Высшим арбитражным судом РФ, в связи с чем судоремонтным предприятиям за период 2005 - 2008 годов доначислены налог на добавленную стоимость, пени и штрафы. Прежде судоремонтные заводы, проводящие ремонт морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в порту, имели льготу по НДС. Коллизия в законодательстве поставила судоремонтные предприятия всех ведомств и форм собственности на грань банкротства. Улучшить ситуацию может подготовленный членами Совета Федерации законопроект о внесении изменения в подпункт 23 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, который направлен в Правительство России для подготовки заключения.
     По итогам заседания было решено поручить Комиссии СФ по национальной морской политике проанализировать выявленные проблемы для выработки законодательных инициатив и предложений, направленных на повышение эффективности реализации государственной политики в области судостроения и судоремонта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex