на главную страницу

26 Ноября 2008 года

Ко дню морской пехоты

Среда

Там, за Босфором

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН,
  «Красная звезда». Фото автора.



     БОЛЬШОЙ десантный корабль (БДК) «Ямал», вернувшийся в ноябре из дальнего средиземноморского похода, встречали с почетом: оркестр, хлеб-соль, а чуть позже - цветы, объятия жен и детей моряков. Поставленные перед ним задачи экипаж выполнил успешно, посетив порты Греческой Республики - Корфу, Пилос, Суда и Пирей. И была в том успехе немалая заслуга морских пехотинцев, которыми командовал заместитель командира батальона морской пехоты майор Олег Тычинский. Командиру десанта не впервой было морячить в Средиземке. На боевую службу регулярно выходит с 1998 года, и за это время прошел десятки тысяч морских миль. Ему, как и морякам, привычны штормы и штили, качка и швартовка, разлука с семьей и радостные встречи на берегу. Он, как и моряки, побывал во многих портах Средиземноморья.
     - Сегодня ни один корабль, ни одно судно, уходящие, скажем так, в Забосфорье, не обходятся без морпехов, - рассказывает командир отдельного полка морской пехоты Черноморского флота РФ полковник Эдуард Живаев. - Каждое плавсредство в зависимости от поставленной ему задачи берет на борт определенную группу для несения боевой службы. Если говорить о БДК, то это, как правило, взвод или рота морской пехоты. Группы антитеррора выходят на кораблях и судах ЧФ для обеспечения противодействия террористическим действиям. И третий вариант действия наших сил - досмотровые группы.
     Подразделения готовят в соответствии с планом и программой боевой подготовки морской пехоты, а также наставлениями по боевой службе. То есть подготовка идет в полном объеме, дабы обеспечить готовность к действиям по защите интересов России.
     Командир полка также объяснил, что основная задача групп антитеррора - это обеспечение безопасности при проходе кораблями и судами проливной зоны, узкостей и во время стоянок в зарубежных портах. А досмотровые группы осуществляют особую подготовку и участвуют в международных операциях и совместных учениях. Досмотр кораблей и судов морпехи проводят с целью выявления на них контрабандных грузов, наркотиков и оружия. Каждая из групп имеет специфику подготовки.
     В уходящем учебном году Черноморский флот РФ решил большое количество задач, в том числе и за проливами Босфор и Дарданеллы. Дважды в Средиземное море выходил СКР «Ладный». Сначала для участия в натовской программе «Активные усилия», а затем для отработки задач в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2008». Действиями морских пехотинцев во время учений руководил заместитель командира десантно-штурмовой роты по десантной подготовке капитан Евгений Кретинин.
     ...Мне и самому не раз доводилось выходить в Средиземное море вместе с морпехами на гвардейском ракетном крейсере (ГРКР) «Москва», больших десантных кораблях и плавмастерских. Никогда не забуду возвращение «Москвы» из средиземноморского похода в 2001 году, после посещения Франции, Туниса, Италии. Поход был чрезвычайно интересным и насыщенным. Тогда, 10 сентября, ГРКР «Москва» провел совместное учение с американским крейсером «Гетесбург». А 11 сентября мир содрогнулся от масштабных терактов в США.
     На ГРКР «Москва» пришло указание из Главного штаба ВМФ о беспрецедентных мерах по охране и обороне крейсера во время прохождения проливной зоны. Комендоры и морские пехотинцы получили команду стрелять без предупреждения по целям, которые попытаются приблизиться к крейсеру на недозволенное расстояние. Морпехи находились «на товсь» со снаряженными гранатометами, пулеметами и снайперскими винтовками.
     В те сентябрьские дни каждый из нас был, как натянутая струна: шокировали чудовищные кадры разрушения американских небоскребов от таранивших их самолетов. И каждый понимал, что отныне угроза терроризма реальна. «Черные береты» находились в «стратегических точках» крейсера с оружием. Они первыми должны были отреагировать в случае чего...
     Именно после той трагедии на кораблях и судах ВМФ России и появились группы антитеррора, состоявшие из обученных морских пехотинцев.
     ЭТОТ случай произошел 28 октября 2002 года в Средиземном море, когда БДК «Ямал» Черноморского флота следовал в Адриатике из греческого Корфу в хорватский порт Сплит. При проходе узкости - пролива Сплитски Врата - как и положено, сыграли тревогу. Пролив сложный для прохода, к тому же в 30 милях – неспокойный албанский берег, где хватает наемников и религиозных экстремистов, которых притягивают перманентно пылающие Балканы.
     А тут телеграмма из Главного штаба ВМФ о необходимости усиления бдительности в связи с террористическим актом в Москве в Театральном центре на Дубровке.
     Когда малоразмерная цель, обнаруженная радиометристами «Ямала», начала опасно сближаться с БДК, на корабле усилились тревожные настроения. Вспомнили историю с эсминцем «Коул» ВМС США, подорванным в Адене экстремистами. Тогда погибло 24 моряка. Впрочем, «Ямал» получил специальное оповещение о совсем недавнем случае, когда один из греческих военных кораблей в Адриатике буквально два дня тому назад открыл артиллерийский огонь, предупреждая опасное сближение со шхуной, шедшей ему наперерез.
     Теперь вот быстроходный белый катер водоизмещением около 10 тонн приближался к правому борту БДК. На палубе ни людей, ни флага на мачте, ни хоть какой-нибудь надписи или обозначения. Ну, чистый пират! Не подействовали ни предупреждения на английском языке по УКВ, ни сигнальные ракеты, выпущенные нами по курсу катера.
     Тогда по палубе БДК «Ямал» рассредоточились морские пехотинцы. На юте, укрывшись за кнехтом, изготовился к стрельбе снайпер. Командир десанта Сергей Бриленков проинструктировал расчет гранатометчиков, уже готовых к стрельбе со шкафута. К стрельбе изготовился еще и расчет гранатометчиков на сигнальном мостике. В готовности к открытию огня пулемет Калашникова...
     Контр-адмирал Александр Ковшарь дал «добро» на открытие предупредительного огня. С «крыла» ходового мостика загрохотал крупнокалиберный «Утес». Катер, однако, продолжил сближение. Еще одна очередь крупнокалиберного пулемета. И вновь никакого результата. А катер все ближе...
     Тогда по команде огонь из АКМ открыл старший прапорщик Алексей Пекарский. Пули ложатся рядом с катером. Это последнее предупреждение. Если и оно останется безрезультатным...
     - Стрелять по команде, целиться в рубку, - скомандовал начальник походного штаба капитан 1 ранга Валерий Куликов.
     Если жахнет все нацеленное на катер оружие, то его разнесет в щепу вместе с людьми. Но иного выхода нет. Нужно защищать корабль. На корме катера видны бочки, канистры, штабеля ящиков. Кто знает, что в них, чем вообще начинен этот «летучий голландец», какие у него планы?
     Однако, как видно, прицельный огонь из автомата старшины Алексея Пекарского заметили и, похоже, он сыграл отрезвляющую роль. Корабельная радиостанция тут же ожила и донесла сначала тревожную скороговорку на итальянском, а затем и английское:
     - Стоп файер!..
     Катер застопорил ход в трех кабельтовых (менее чем шестьсот метров) от «Ямала», послушно пропуская БДК под Андреевским флагом. Но морские пехотинцы, смещаясь на ют, все еще держали его на мушке. Ведь дав полный ход, катер за считаные секунды мог подскочить к корме корабля. На всякий случай «Ямал» поставил дымовую завесу и исчез в густых клубах дыма.
     Это всего эпизод из одной боевой службы морских пехотинцев на кораблях в новейшей истории Черноморского флота. А сколько их было, таких эпизодов, начиная с осени 1999 года, когда морпехи возродили участие в дальних походах сначала на боевых кораблях, а затем и на вспомогательных судах ЧФ РФ?
     - Еще в 80-е годы прошлого столетия на Черноморском флоте функционировала четко отработанная система боевой службы для морской пехоты на десантных кораблях, бороздивших не только Средиземное море, - говорит начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ генерал-майор Анатолий Кочешков. - И дальние походы тогда были совершенно привычным делом. Так, в июле 1981 года усиленный отдельный батальон морской пехоты майора Руденко принял участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-81» на Балтийском море. Батальон осуществил переход на десантных кораблях вокруг Европы и высадился с техникой на «плав» в районе Хмелевки. В это же время батальонная группа подполковника Абашкина, участвуя в совместных советско-сирийских учениях, также осуществила высадку десанта на «плав» в районе сирийского города Латакия и на «отлично» выполнила задачи, находясь на берегу в условиях пустыни. А в ноябре 1981 года морской десант под командованием капитана Облога предотвратил военный переворот на Сейшельских островах.
     Были и более крупномасштабные действия черноморских морпехов. Например, в июне 1983 года впервые в истории ВМФ СССР на ЧФ прошло учение морских десантных сил, в ходе которого бригада пошла в «бой» ночью с одновременной высадкой парашютного десанта и выполнила боевые стрельбы из всех видов оружия. В учении участвовали 1.987 человек и 381 единица техники. Из запаса призвали 420 человек...
     СЕГОДНЯ, когда борьба с терроризмом выступает на передний план, трудно переоценить роль и значение морской пехоты в решении этой важной задачи. Причем не только в обычной жизни, но и, что особенно важно, в дальнем походе, в отрыве от мест постоянной дислокации сил флота. Благоприятная обстановка в море или при стоянке в иностранном порту может поменяться совершенно неожиданно, поэтому «черным беретам» нужно быть постоянно готовыми в любой момент адекватно отреагировать на ее изменение, дабы избежать беды.
     Сейчас практически все боевые службы кораблей ЧФ проходят с участием подразделений морской пехоты. Меняется лишь состав десанта, который зависит от решаемых задач. Подразделения морской пехоты Черноморского флота России постоянно действуют на международных учениях «Блэксифор» с участием кораблей причерноморских государств. От ЧФ для участия в них, как правило, выделяют большой десантный корабль. Не раз эту задачу успешно выполнял БДК «Цезарь Куников» с морскими пехотинцами на борту. Надо сказать, что все же чаще других в море выходят подчиненные командира батальона морской пехоты подполковника Вадима Шурыгина. Это, можно сказать, специфика их службы. У некоторых офицеров батальона наплаванность даже больше, чем у отдельных корабелов. На многие месяцы уходят в море группы антитеррора на плавмастерских, по полгода и более находящиеся в Забосфорье. В дальние походы уходят морпехи и на большом морском танкере «Иван Бубнов», который обеспечивает боевые корабли (причем не только Черноморского флота) в Средиземноморье топливом водой и продуктами. Причем на вспомогательных судах Черноморского флота морпехи - единственная вооруженная сила, которая может реально противостоять пиратам либо террористам. И отсюда их, «черных беретов», значимость.
     Сегодня жизнь морских пехотинцев столь же насыщенна, как и в советские времена, когда в Средиземном море на постоянной основе находилась 5-я оперативная эскадра ВМФ.
     На снимках: морпехи-черноморцы в море на боевых кораблях и вспомогательных судах Черноморского флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex