на главную страницу

26 Ноября 2008 года

Армия и общество

Среда

Национальная безопасность: Научный аспект

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     Современная наука, формирующаяся на основе нового видения мира, располагает широкоразвитой системой знаний по проблемам обеспечения безопасности. Вместе с тем кардинальные мировоззренческие изменения по основополагающим проблемам современности с объективной необходимостью требуют пересмотра многих традиционных положений, формирования принципиально новых концепций. Наглядный пример тому - начавшееся широкое обсуждение проекта Стратегии национальной безопасности. Как известно, Совет Безопасности России провел уже два заседания - в Уральском и Южном федеральном округах, где под председательством секретаря Совбеза Николая Патрушева представителями исполнительной власти, силовых структур, научной общественности регионов был дан глубокий анализ угроз национальной безопасности страны, определены способы и методы противодействия им.
     Принятие документа и успех его реализации зависит от комплексного использования различных факторов. Одним из них, имеющим исключительное значение, является дальнейшая научная разработка вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства. Именно об этом и многом другом шла речь на «круглом столе», который организовал Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI». В дискуссии по актуальным вопросам стратегии национальной безопасности России в новом столетии, которая прошла в Клубе военачальников, приняли участие президент Клуба военачальников РФ, доктор военных наук генерал армии Анатолий Куликов, председатель попечительского совета Фонда, доктор философских наук, профессор Рафаэль Тимошев, президент Фонда «Наука-XXI» Валерий Жданов, депутат Госдумы РФ, председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Михаил Ненашев, референт аппарата Совета Безопасности РФ, кандидат политических наук Дмитрий Афиногенов, главный советник аппарата Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Юрий Савельев, ученые, представители высших учебных заведений.
     Открывая «круглый стол», председатель попечительского совета Фонда «Наука-XXI» Рафаэль Тимошев напомнил, что термин «стратегия национальной безопасности» относительно молодой. В 1986 году в США был принят закон, согласно которому соответствующие госорганы обязаны ежегодно представлять Конгрессу отчет о текущем состоянии дел в области безопасности. Уже в 1999 году была обнародована американская «Стратегия национальной безопасности для нового столетия». Затем последовали нашумевшие инициативы администрации Буша - 20 сентября 2002 была представлена «Стратегия национальной безопасности США», согласно которой Соединенные Штаты наделяли себя единоличным правом бороться всеми средствами с терроризмом, попытками разработки и угрозами применения оружия массового поражения за рубежом. А поправки от 16 марта 2006 года, по сути, стали объявлением новой стратегии, суть которой сводилась к тому, что Вашингтон будет определять соответствие той или иной страны демократическим ценностям. «Достаточно агрессивные поправки и агрессивная стратегия», - отметил Тимошев.
     Учитывая это, в июне 2008 года работа над проектом такого документа началась и в нашей стране. Ее итогом и стал проект «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», обсуждение которой проходит сейчас в субъектах Российской Федерации. Как поясняют разработчики, «Стратегия...» - это политический документ, содержащий официально признанную систему целей, стратегических приоритетов и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение национальной безопасности и устойчивое развитие государства на долгосрочный период. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвана увязать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства.
     

     
ДОСЛОВНО

     «Национальная безопасность страны должна обеспечиваться через реализацию приоритетных национальных проектов. Именно такой подход пронизывает проект «Стратегии», над которым Совбез РФ работает по поручению Президента Российской Федерации с июня 2008 года. Документ формируется в качестве базового и имеет как сугубо практическое значение, так и политические установки. Он определяет задачи системы национальной безопасности и порядок контроля».
     

  Секретарь Совета Безопасности РФ Николай ПАТРУШЕВ.

     

     Ключевыми направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, соотнесенные с приоритетами устойчивого социально-экономического развития РФ. Российская Федерация укрепляет национальную безопасность через совершенствование национальной обороны, государственной и общественной безопасности, становление государственности, обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических проблем путем социально-политических, институциональных и социально-экономических преобразований, развитие институтов гражданского общества и поддержку национальных неправительственных организаций.
     Учитывая это, участники «круглого стола» попытались дать научную оценку разработанному документу, высказали свою точку зрения на различные аспекты его применения.
     Представитель аппарата Совета Безопасности РФ Дмитрий Афиногенов обратил внимание собравшихся ученых и политологов на тот факт, что принятая в 1997 году «Концепция национальной безопасности» требует конкретизации.
     Было отмечено, что термин «нацбезопасность» употребляется более чем в ста указах Президента РФ, в каждом втором акте Правительства РФ, которые регулируют едва ли не все направления жизнедеятельности страны. Он присутствует более чем в пятидесяти федеральных законах, в Бюджетном и Гражданском кодексах и международных правовых актах, принятых Российской Федерацией. К этому понятию не раз апеллировал Конституционный суд, не говоря уже о том, что этот предмет ведут в значительном количестве отечественных вузов, где есть кафедры, занятые изучением проблем национальной безопасности. Это тема диссертаций и научно-исследовательских работ. Но вместе с тем, по словам Дмитрия Афиногенова, этот термин не закреплен в самом главном документе - в Конституции РФ. Смогут ли разрабатываемые по поручению Президента России «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и федеральный закон «О национальной безопасности» восполнить этот пробел, пока не ясно. Во всяком случае, мнения ученых и экспертов по этому поводу расходятся.
     «Обеспечение нацбезопасности будет только тогда действенным, реальным процессом, который можно «пощупать», обсчитать и как-то выделить, если мы привяжем это обеспечение к конкретным стратегическим национальным приоритетам, которые уже сегодня в стране есть», - подчеркнул он.
     Президент Клуба военачальников РФ генерал армии Анатолий Куликов в своем выступлении напомнил, что в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сформулировал основные задачи на приоритетных направлениях развития страны, в том числе и в сфере национальной безопасности, реализации которых и подчинена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
     «Национальная безопасность» - это состояние, при котором обеспечена защищенность национальных интересов от внешних и внутренних угроз, позволяющее поддерживать необходимый и достаточный уровень прогрессивного развития человека, общества и государства. Вот определение, которое объединяет и никаких противоречий не оставляет», - сказал он в ответ на ряд критических замечаний участников «круглого стола» по поводу несовершенства понятийного аппарата, который используется в действующих нормативных документах.
     Касаясь того, как будут сопрягаться между собой действующая «Концепция национальной безопасности» и обсуждаемая «Стратегия», что из них первично, что вторично, Анатолий Куликов сказал, что «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - это официально признанная система политико-организационных мероприятий, раскрывающих механизм практической реализации теоретических положений, закрепленных в «Концепции национальной безопасности». Если «Концепция» ориентирована на долгосрочную перспективу, то «Стратегия» рассчитана на среднесрочную и носит более гибкий характер, чтобы иметь возможность адекватно и своевременно реагировать на возможные изменения обстановки. «Стратегия», по его словам, должна содержать оценку обстановки, конкретизацию обозначенных в «Концепции» целей, наиболее эффективные варианты достижения целей и решения задач национальной безопасности, определение целей и финансовых средств, материально-техническое обеспечение. Кроме того, она должна включать характеристику и оценку угроз в различных сферах жизни общества, факторов и условий, влияющих на процесс противодействия этим угрозам. «Стратегия» же должна рассматриваться как базовый документ для разработки отраслевых стратегий, доктрин или программ обеспечения безопасности применительно к конкретным сферам жизни общества. В том числе экономической, информационной, экологической, военной. «Созданию в каждой отрасли стратегии обеспечения безопасности должна предшествовать глубокая научная проработка базовых категорий и понятий, сформулированная конкретизация внешних и внутренних угроз, определения форм и методов противодействия, создания систем обеспечения безопасности применительно к конкретной сфере жизни общества», - подчеркнул он.
     В своих выступлениях участники дискуссии «Стратегия национальной безопасности России для нового столетия» отметили ряд недостатков, требующих немедленного своего решения. Важнейшим направлением в этой работе они считают разработку новых и корректировку существующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию мер по обеспечению национальной безопасности России во всех ее проявлениях. В заключительной резолюции участники «круглого стола» отметили наиболее острые проблемы и сформулировали ряд предложений. Одно из них предусматривает создание вневедомственного центра, который был бы способен координировать научные исследования по всему спектру проблем национальной безопасности страны.
     Подводя итоги дискуссии «Стратегия национальной безопасности России для нового столетия», председатель попечительского совета Фонда, доктор философских наук, профессор Рафаэль Тимошев выразил уверенность, что и в условиях новой реальности научное сообщество, которое объединяет Фонд, продолжит активную деятельность по разработке и внедрению результатов исследований по проблемам безопасности российского общества, государства и личности, а Фонд «Наука-XXI» продолжит стимулирование этой работы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex