на главную страницу

28 Ноября 2008 года

Армия и общество

Пятница

МЫ ДЕЛАЕМ ОБЩЕЕ ДЕЛО

На вопросы «Красной звезды» отвечает секретарь Общественной палаты РФ академик Евгений ВЕЛИХОВ



Обществу никогда не было безразлично, в каком состоянии находятся армия и флот страны, ее оборонно-промышленный комплекс. Тем более высок интерес к этому вопросу сейчас, когда Президентом России утверждена новая конфигурация облика Вооруженных Сил, взят курс на переоснащение их современной техникой. Обществу, как подчеркивалось на пленарном заседании Общественной палаты РФ, посвященном проблемам национальной безопасности (см. «КЗ» за 9 октября с.г.), хочется надеяться, что значительные средства, выделяемые государством на оборону, будут использоваться с максимальной эффективностью, а не так, как это делалось в прошлом при проведении дорогостоящих экспериментов по реформированию управленческих и войсковых структур.
  Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему.

     - Евгений Павлович, последние события на Кавказе обострили внимание как руководства страны, так и гражданского общества в целом к проблемам укрепления Вооруженных Сил, в том числе с точки зрения их технической оснащенности и вооружения с учетом инновационного характера данной сферы. Какие направления развития отечественного оборонно-промышленного комплекса видятся вам в связи с этим приоритетными?
     - По правде говоря, вопрос о приоритетах ОПК не совсем в компетенции Общественной палаты. Тем не менее все, что касается состояния Вооруженных Сил, в том числе с точки зрения их технической оснащенности, не может не волновать гражданское общество. В конце концов облик армии - это тоже результат его деятельности. К тому же события в Южной Осетии показали, что с оснащением войск у нас действительно не все ладно.
     С инициативой обсуждения проблем оборонно-промышленного комплекса на пленарном заседании Общественной палаты выступила Комиссия по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. И должен заметить, что участие военачальников, опытных специалистов в обсуждении этих вопросов позволило нам не только проанализировать сегодняшнее состояние ОПК, но и заглянуть в перспективу. Впрочем, этот анализ продолжается, и мы, думаю, еще не раз будем возвращаться к данной теме.
     Собственно, на то есть свои причины. Ведь военно-промышленный комплекс - это порядка 70 процентов промышленности страны. Вместе с тем это и огромный груз проблем еще 1990-х годов, когда значительная часть предприятий ОПК была просто исключена из сферы деятельности государства. Комплекс оказался раздробленным. Одна и та же продукция военного назначения заказывалась различными структурами, в различной комплектации и, естественно, за различные цены. Да и на сегодня, по данным наших экспертов, в оборонном комплексе еще не до конца отработана система перспективного планирования производства, что не лучшим образом влияет как на его возможности, так и на мобилизационную готовность.
     Общественная палата, разумеется, не останется безучастной к этому. Вопросы, связанные прежде всего с разработкой и реализацией программ всестороннего обеспечения войск и воинских формирований вооружением и военной техникой, постараемся держать под контролем.
     Что же касается приоритетов, то я бы обратил внимание на связь. Особенно в тактическом звене управления. Как ни прискорбно, но практика показывает, что с 60-х - 70-х годов прошлого века здесь мало что изменилось. По-прежнему в ходу переносные станции, работающие на аккумуляторных батареях, которые быстро выходят из строя. В тактическом звене до сих пор нет автоматизированной системы управления. А ведь это система управления на поле боя. Нелишне будет вспомнить, что одной из причин наших поражений в начале Второй мировой войны явилось превосходство немецкой системы связи. У нее было больше каналов, больше возможностей для прямых переговоров. Потом это испытали на себе англичане и американцы.
     В ходе боевых действий в Южной Осетии, как известно, возникали проблемы и с индивидуальным обеспечением солдат на поле боя. Конечно же, наша «оборонка» должна дать солдату и современное оружие, и надежную связь, и индивидуальные средства защиты независимо от того, служит он по призыву или по контракту.
     К сожалению, все это не означает, что сегодня мы можем меньше заботиться об укреплении ядерного щита России. Да, в мире сейчас идут разговоры о необходимости ликвидации ядерного оружия. Но в действительности-то ничего подобного не происходит. Поэтому такие принципиальные вопросы, как создание современных средств доставки, поддержание стратегического арсенала в работоспособном состоянии, особенно при отсутствии ядерных испытаний, должны быть под особым контролем. И очень хорошо, что даже в новых условиях организации всей промышленности глава государства, правительство обращают на это самое серьезное внимание.
     - Не секрет, что мировой экономический кризис серьезно ударил и по многим предприятиям ОПК, которые уже несут убытки. Что, на ваш взгляд, можно и нужно предпринять, чтобы «оборонка» вышла из этой ситуации с наименьшими потерями?
     - Это глобальная проблема. Например, в правительстве США сейчас обсуждается вопрос об оказании существенной материальной помощи концерну «Дженерал моторс». И главным аргументом при этом является не то, что он дает хорошие автомобили или рабочие места, а то, что большой процент его продукции потребляет Пентагон.
     Такая же ситуация и у нас. Если раньше оборонный комплекс был государственной собственностью и управлялся только административными методами, то сегодня значительная его часть находится в частных руках. Значит, нам нужно очень тщательно выстраивать сотрудничество бизнеса с государством, чтобы, решая вопросы экономические, мы не забывали и о проблемах национальной безопасности. Примером в этом плане, на мой взгляд, может служить взаимодействие производственного объединения «Севмаш», выпускающего подводные лодки, и Газпрома, без заказов которого предприятию вряд ли удалось бы выжить в трудные времена.
     Разумная комбинация заказов частного бизнеса и государства - абсолютная необходимость в нынешних условиях. Здесь ничего нельзя пускать на самотек. Мы не должны допустить банкротства предприятий, которые работают на укрепление оборонного могущества России. И то, что председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин предложил выделить в 2008 -2009 годах дополнительные средства в объеме более 50 миллиардов рублей «для предупреждения банкротства оборонных заводов», вселяет оптимизм: мировой финансовый кризис не должен сказаться на выполнении наших оборонных программ.
     - Летом этого года вы с делегацией Общественной палаты побывали на оборонных предприятиях Дальнего Востока, в том числе посетили ОАО «Амурский судостроительный завод». О проблемах, которые вы там увидели, «Красная звезда» писала. Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы их было меньше, и не только в судостроении?
     - При создании системы вооружений всегда выстраивается цепочка поставщиков. Среди них, как я уже говорил, есть и представители частного сектора. Естественно, в таких случаях надо тщательно следить за тем, чтобы в этой цепочке не возникло разрыва. Иначе в нее может влезть организация, которая имеет совершенно другие интересы, может быть, прямо противоположные с точки зрения национальной безопасности. Причем эта организация может иметь совершенно другое, и даже не российское, управление, на которое и правительство влиять не может. Как в таком случае восстановить цепочку?
     Опять же пример показывают американцы, спокойно убирая за решетку даже очень крутых бизнесменов. У нас, к сожалению, такого рода деятели выпадают из-под контроля государства. Власти только разводят руками: это, мол, дело двух хозяйствующих субъектов, пусть они и выясняют отношения. А как выяснять, скажем, тем же судостроителям из Комсомольска-на-Амуре, когда один из «хозяйствующих субъектов» имеет акционеров где-нибудь на Канарских островах?
     То есть еще раз подчеркиваю: необходим строгий баланс интересов бизнеса и государства. И следить за его соблюдением, конечно же, должно государство. Вместе с тем важную роль здесь может сыграть и гражданское общество, в том числе Общественная палата России. И в меру своих возможностей мы стараемся и будем стараться делать все, чтобы интеграция в оборонной сфере не мешала укреплению обороноспособности страны.
     - А каким образом гражданское общество, Общественная палата могут повлиять на ситуацию, скажем, на том же судостроительном заводе или в оборонно-промышленном комплексе в целом?
     - Да, Общественная палата, как известно, не имеет права законодательной инициативы. Но мы можем создавать соответствующее общественное мнение и таким образом оказывать давление на тех, от кого зависит принятие решений. Кстати, по итогам работы наших представителей в Комсомольске-на-Амуре было направлено соответствующее письмо в Правительство Российской Федерации, и, насколько мне известно, наши предложения восприняты там с пониманием. Мы намерены и дальше активно взаимодействовать с руководством страны в интересах укрепления национальной безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex