на главную страницу

29 Ноября 2008 года

Армия и общество

Суббота

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Беседовал Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Вопросы социальной защищенности военнослужащих были и остаются в зоне особого внимания «Красной звезды». А с принятием Министерством обороны РФ Стратегии социального развития Вооруженных Сил до 2020 года интерес к данной теме был подогрет многочисленными письмами и звонками наших читателей с просьбой более подробно рассказать о сути Стратегии и о грядущих переменах в жизни военнослужащих.
В этой связи «Красная звезда» обратилась за комментариями в Фонд «Институт экономики и социальной политики» (ИнЭСП), который, выиграв объявленный Минобороны конкурс, стал одним из основных разработчиков Стратегии социального развития российских Вооруженных Сил. На вопросы наших читателей ответил заместитель директора ИнЭСП, кандидат экономических наук Сергей Владимирович Сидоренко.


     - Стратегия социального развития Вооруженных Сил - это комплексный стратегический документ, который направлен на решение ключевых проблем, сложившихся в военно-социальной сфере за два последних десятилетия, - начал нашу беседу Сергей Владимирович.
     В эти годы Вооруженные Силы были вынуждены решать возложенные на них задачи в условиях резкого снижения престижа военной службы, обострения жилищных проблем военнослужащих, крайне низкого уровня их денежных доходов и недостаточной обеспеченности качественными социальными услугами.
     В настоящее время военно-политическая и экономическая обстановка впервые за много лет позволяет осуществить прорыв и перевести страну из режима выживания в принципиально иной режим - устойчивого инновационного развития. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, которая была одобрена Правительством РФ, к 2020 году в Российской Федерации должно быть обеспечено повышение благосостояния граждан, укрепление национальной безопасности и динамичное развитие экономики, позволяющее России войти в число лидеров - пятерку ведущих стран мира.
     Достижение этой цели неразрывно связано с преобразованием Вооруженных Сил, которые, с одной стороны, должны быть адекватны современным вызовам и угрозам безопасности России, а с другой - эффективными с точки зрения рационального использования ограниченных государственных ресурсов и человеческого капитала.
     В перспективном облике Вооруженных Сил, который был разработан Минобороны России и утвержден Верховным Главнокомандующим, определены контуры армии нового типа - современной, профессиональной, мобильной, способной при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России. Это предъявляет новые требования к военно-социальной сфере, предполагает существенную корректировку направлений и ускорение социального развития Вооруженных Сил, что и обусловило необходимость новой социальной Стратегии.
     - Насколько я понимаю, новый облик Вооруженных Сил предусматривает и улучшение качества жизни защитников Отечества?
     - Да, вы абсолютно правы. Именно поэтому генеральная цель Стратегии заключается в удовлетворении социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и, конечно, членов их семей. В рамках ее достижения предусмотрена система мер долгосрочного характера, сгруппированных по ряду важнейших направлений социального развития. Среди них:
     - улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания;
     - совершенствование профессионального образования и подготовки;
     - сохранение и укрепление здоровья;
     - повышение безопасности военной службы;
     - улучшение жилищных условий семей военнослужащих;
     - повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия, заработной платы и пенсий;
     - обеспечение социальной защиты.
     Все это, безусловно, будет способствовать повышению уровня и качества жизни военнослужащих, развитию человеческого капитала и укреплению обороноспособности страны.
     Как отмечается в Стратегии, итогом ее реализации станет достижение принципиально нового уровня социального развития Вооруженных Сил, соответствующего аналогичным параметрам пяти лучших армий мира и отвечающего повышенным требованиям как к личному составу, так и к эффективности исполнения военнослужащими своих профессиональных задач по защите политических и экономических интересов Российской Федерации.
     - Вы озвучили семь основных задач, выделенных в Стратегии. Почему задачи, связанные с денежным довольствием и жильем, которые сегодня выглядят особенно злободневно, находятся в конце этого списка?
     - Приоритеты Стратегии ориентированы на период до 2020 года, а указанные вами проблемы действительно очень важны, носят неотложный характер и должны быть в подавляющей мере решены уже на первом этапе ее реализации, т.е. не позднее 2012 года. После этого на первое место выйдут культура, образование, здоровье и безопасность.
     В общей сложности в Стратегии выделены три основных этапа. Если кратко, то на первом планируется значительно повысить денежное довольствие, обеспечить постоянным и служебным жильем всех военнослужащих, имеющих право и нуждающихся в его получении, привести военно-социальную сферу в соответствие с новым обликом Вооруженных Сил. Второй этап предусматривает повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня, превышающего соответствующие параметры функционирования гражданского сектора. И, наконец, третий этап посвящен существенному росту удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством социальных услуг, повышению эффективности военно-социальной сферы до уровня лучших мировых стандартов, обретению и удержанию лидерства по ряду основных социально-экономических показателей.
     В конечном итоге результаты реализации Стратегии должны будут соответствовать конкретным значениям ключевых оценочных показателей, которые определялись на основе:
     - аналогичных целевых ориентиров ведущих оборонных ведомств мира (например: число абсолютно здоровых военнослужащих должно составлять более 90%, а размер денежного довольствия военнослужащих - превышать среднюю заработную плату в экономике на 25%);
     - лучшей мировой практики (например, уровень удовлетворенности качеством социальных услуг - не менее 90%);
     - максимально возможных результатов, исходя из имеющихся ресурсов;
     - требований российского законодательства;
     - экспертных оценок.
     - Можно ли говорить о каких-то отличительных особенностях данной Стратегии?
     - Во-первых, в центре Стратегии находится человек и удовлетворение его социальных потребностей.
     - Во-вторых, Стратегия не только задает вектор социального развития Вооруженных Сил, но и определяет, что конкретно в результате этого получат военнослужащие, лица гражданского персонала, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей в наиболее важных областях социального развития. В каждой из этих областей определены количественные индикаторы, изменение значений которых будет свидетельствовать о достигнутых успехах.
     - В-третьих, подчеркну, что в Стратегии большое внимание уделено оценкам удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг. Такими показателями трудно манипулировать, а непосредственное мнение людей просто необходимо для полноценной оценки и определения способов улучшения состояния военно-социальной сферы. В связи с этим Министерством обороны предусматривается регулярное проведение социологических опросов представителей всех целевых категорий, выделенных в Стратегии.
     - В-четвертых, амбициозность Стратегии: войти в состав армий-лидеров по показателям социального развития. Такой акцент ставится впервые.
     - В-пятых, еще одной особенностью Стратегии является открытость и подотчетность.
     По сути, общество и в первую очередь граждане, тем или иным образом связанные с армией, получают возможность увидеть, что делается в военно-социальной сфере, каковы конечные результаты этой работы и что уже удалось достигнуть. Молодые люди, которые принимают решение о выборе карьеры военного, теперь могут понять, что их ожидает в перспективе до 2020 года - каким будет их денежное довольствие, как будут решаться проблемы с жильем, вопросы повышения их квалификации, вопросы медицины и другие.
     Планируется, что уже в середине следующего года в сети Интернет начнет функционировать портал социального развития Вооруженных Сил, где любой военнослужащий сможет, внеся свои данные, например звание и выслугу, увидеть, что ему положено в плане социальных гарантий. Помимо того, что будет значительно увеличен информационный ресурс, характеризующий социальные вопросы армейской жизни, собственно говоря, само информирование по этой теме станет принципиально другим.
     На этом портале предусматривается регулярное размещение отчетов о реализации Стратегии, которые Министерство обороны будет представлять в Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и Общественную палату РФ.
     - Как была организована работа над Стратегией, ведь процесс-то очень трудоемкий?
     - Да, действительно, перед нами стояла непростая задача, которая требовала серьезных организационных усилий.
     Для разработки Стратегии была создана рабочая группа, включающая представителей 12 центральных органов военного управления Министерства обороны. Изучены монографии и диссертации, посвященные социальному развитию Вооруженных Сил, которые были подготовлены за последние 10 лет. Выполнено масштабное социологическое исследование современного состояния военно-социальной сферы. При поддержке вашей газеты проведено анкетирование военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которое позволило выявить их запросы и нужды в области социального развития. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предоставления социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. Изучены федеральные концепции, стратегии, целевые программы и национальные проекты. Выявлен и изучен зарубежный опыт стратегического управления военно-социальной сферой. Проведены деловые игры и обучение ключевых сотрудников.
     Все это и ряд других мероприятий позволили провести глубокий анализ и сформировать Стратегию, о которой мы сегодня говорим.
     При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что с самого начала работы материалы Стратегии открыто обсуждались и нашли поддержку не только внутри Министерства обороны, но и у большинства общественных организаций, активно отстаивающих интересы военнослужащих и членов их семей. Перечислю основные из них:
     - Общественная Палата РФ;
     - Общественный Совет при Министерстве обороны;
     - Комитет ветеранов Генерального штаба Вооруженных Сил РФ;
     - Международный союз «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств»;
     - Всероссийский центр социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн;
     - Российский комитет ветеранов войны и военной службы;
     - Союз комитетов солдатских матерей России;
     - Союз семей военнослужащих России;
     - Совет родителей военнослужащих России;
     - Фонд помощи семьям погибших офицеров;
     - Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане;
     - Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство»;
     - Московский комитет ветеранов войны;
     - Клуб военачальников Российской Федерации и другие.
     Каждая из этих организаций внесла в Стратегию свои предложения и коррективы.
     Следует также отметить, что инициатива Минобороны России получила поддержку на заседании Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей в апреле 2008 года. По итогам открытого обсуждения Стратегии комиссия рекомендовала руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, разработать и принять аналогичные ведомственные документы. Было направлено также обращение к руководителям субъектов Российской Федерации. Поступившие от них ответы говорят о том, что данный документ воспринят как важный и актуальный.
     - Проблема повышения социального статуса российских военнослужащих возникла не сегодня. Так почему же, на ваш взгляд, столь серьезно за ее решение взялись только сейчас?
     - Я считаю, что сейчас для этого созрели необходимые предпосылки: военно-политические, экономические, социальные и другие.
     Кроме того, в Министерство обороны пришла новая команда во главе с Анатолием Эдуардовичем Сердюковым, которая социальные проблемы Вооруженных Сил стала решать системно и в приоритетном порядке.
     Отмечу, что наш институт выполняет научно-исследовательские и консультационные проекты в интересах многих государственных органов управления. На этом фоне Министерство обороны в части вопросов, по которым мы с ним сотрудничаем, демонстрирует наиболее высокую эффективность работы.
     При этом министерство по многим позициям старается играть на опережение ситуации, создавая потенциал для стратегического успеха в будущем.
     Надо отметить, что специальную комиссию, курирующую процесс реализации Стратегии социального развития, возглавляет лично министр обороны. Она собирается на заседания один раз в квартал, и здесь обсуждаются вопросы глобального уровня.
     Кроме того, еженедельно проходят совещания представителей всех главных управлений, задействованных в реализации Стратегии, в Главном управлении воспитательной работы, так как оно координирует реализацию Стратегии. Раз в месяц проходят заседания под руководством статс-секретаря - заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова, где присутствуют уже руководители главных и центральных управлений. Здесь же обсуждаются итоги, достигнутые за месяц, что удалось, что нет и что надо сделать для осуществления Стратегии.
     Сергей Владимирович, спасибо за ваши ответы. «Красная звезда» будет внимательно следить за осуществлением Стратегии социального развития Вооруженных Сил и своевременно информировать об этом наших читателей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex