на главную страницу

10 Декабря 2008 года

Армия и общество

Среда

АЭРОФОТОРАЗВЕДКА:
УРОКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Полковник в отставке Леонтий МАТИЯСЕВИЧ, доктор технических наук, участник Великой Отечественной войны, ветеран военной разведки.



История аэрофоторазведки - основного способа получения сведений в годы Великой Отечественной войны - протянулась от съемки с дрейфующих и привязных аэростатов до съемки с искусственных спутников Земли. На смену фотографическим пришли оптико-электронные средства и цифровые методы регистрации и обработки изображения земной поверхности. Естественной наследницей аэрофоторазведки стала аэрокосмическая видеоразведка, работающая в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах длин волн. Хроника грузино-югоосетинского конфликта вскрыла некоторую недооценку значимости этого вида разведки. Анализ событий на Кавказе показал, что этот аспект военного противоборства нужно детально изучать и, отталкиваясь от опыта прошлых лет, использовать в интересах дела.

     
Зарождение

     Научно-техническая и военная интеллигенция дореволюционной России проявляла живой интерес к воздушному фотографированию сперва с аэростатов, а затем и с самолетов. Еще в 1869 году начальник Главного штаба писал военному министру: «Было бы несправедливо пренебрегать таким средством, с помощью которого появилась возможность своевременно раскрывать силы противника, определять расположение атакуемой крепости. Во всех случаях воздушные рекогносцировки могут доставить неоценимые услуги».
     Уже во время русско-японской войны был получен положительный опыт воздушной разведки с аэростатов. Так, целеуказания тяжелой артиллерии броненосцев позволили подавить позиции противника вблизи Порт-Артура, была сфотографирована отсутствовавшая на наших топокартах деревня Баутайцвы, выявлены японские позиции в деревне Сандепу и т.д.
     С учетом опыта Первой мировой войны уже в 1918 году была создана Высшая аэрофотограмметрическая школа Красной Армии. В учебном плане созданного в 1920 г. Института инженеров Красного воздушного флота (с 2 августа 1922 г.- Академия Воздушного флота имени проф. Н.Е. Жуковского) еще отсутствовали такие дисциплины, как «Авиавооружение» и некоторые другие, но уже была «Аэрофотография», а в штатном расписании института - должности фотолаборанта и аэрофотограмметриста. Однако впоследствии у командования Красной Армии сформировалось ошибочное мнение о неперспективности аэрофоторазведки в будущей войне.
     Наиболее существенным следствием этого мнения явилось то, что в Красной Армии не готовили специалистов аэрофоторазведки высшей квалификации (готовили лишь механиков, техников, лаборантов), а командные кадры войск не обучались должным образом способам использования материалов аэрофоторазведки.
     
«Линия Маннергейма» – как на ладони

     Значение аэрофоторазведки было вновь осознано лишь в конце 1939 года во время войны с Финляндией, когда попытка прорыва долговременной полевой обороны («линии Маннергейма») после артподготовки, проводившейся путем стрельбы по площадям, оказалась безуспешной, а наши войска понесли большие потери. Стало ясно: необходимы точные данные о системе обороны. С целью получения этих данных было выполнено площадное воздушное фотографирование обороны. Для обработки и дешифрирования материалов был создан фотограмметрический центр, в который привлекли лучших специалистов аэрофотослужбы, военных топографов, артиллеристов, специалистов инженерных войск. В результате было определено точное местоположение всех важнейших элементов обороны (долговременных огневых точек, секторов их обстрела, искусственных препятствий и других объектов). Спланированная на основе этих данных наступательная операция завершилась прорывом считавшейся до этого неприступной «линии Маннергейма».
     
Начало войны. Подготовка специалистов

     Далее об аэрофоторазведке вспомнили накануне Великой Отечественной войны. Между тем с началом войны стало ясно: только воздушная разведка может в приемлемые сроки обеспечить получение данных о действиях фашистских войск, развернувшихся на колоссальной территории от Баренцева до Черного моря.
     Для осуществления разведки в таких масштабах необходимы были инженеры, способные самостоятельно в полевых условиях оборудовать самолеты фотоустановками, организовывать эксплуатацию фотоаппаратуры, осуществлять обучение летного и технического состава, разрабатывать новые способы фоторазведки и контроля боевых действий авиации.
     Времени на полномасштабную подготовку таких инженеров уже не было. Поэтому, учитывая, что теоретические, технические и методические стороны аэрофотосъемки, выполняемой в интересах различных отраслей народного хозяйства и с целью разведки, весьма близки, было принято решение в сжатые сроки подготовить в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского инженеров по фотооборудованию самолетов из числа студентов старших курсов Московского института инженеров геодезии, аэросъемки и картографии (МИИГАиК).
     В годы войны аэрофоторазведку ВВС возглавил полковник, а затем генерал Г.Д. Баньковский, имевший хорошую профессиональную подготовку и организаторские способности. В 20-е годы он окончил Высшую фотограмметрическую школу; в 30-е выполнил серьезные исследования в области аэрофоторазведки, а в 1940 г. руководил дешифрованием снимков «линии Маннергейма».
     Под руководством Баньковского на фронте во всех воздушных армиях развернулась большая творческая работа по освоению и совершенствованию имевшихся к началу войны технических средств разведки, разработке новых способов и тактических приемов аэрофоторазведки и фотоконтроля боевых действий авиации. Одновременно в тылу были организованы сбор и обобщение опыта воздушных армий, обмен опытом между ними, учет его в работе Государственного научно-испытательного института ВВС, военно-учебных заведений и промышленных предприятий, выпускавших аэрофотооборудование.
     В результате хорошо скоординированной работы были созданы аэрофотоустановки для всех состоящих на вооружении типов самолетов и освоено фотографирование со всех высот от 30 до 8.000 метров; разработаны спаренные, строенные и автоматические качающие аэрофотоустановки, обеспечивавшие существенное увеличение ширины полосы местности, фотографируемой за один заход самолета. Именно в то время освоили и стали широко применять ночное воздушное фотографирование, разработали и применили принципиально новый способ перспективно-панорамной съемки с малых высот в интересах бронетанковых войск, а также различные способы фотоконтроля результатов боевых действий авиации.
     
Ясско-Кишеневская операция

     Один из командующих фронтом в 1944 году писал: «Фоторазведка для нас - это все. Без аэрофоторазведки мы слепые, то, что мне дает войсковое наблюдение, это меня как командующего не удовлетворяет, лишь видя фотосхемы, и не только по переднему краю, но и в глубине (сочетая их с другими данными), я могу принять решение на операцию». При подготовке наступательных операций материалы аэрофоторазведки использовались для распределения целей между артиллерией и авиацией на период артиллерийско-авиационной подготовки. Артиллерия использовала их для подготовки исходных данных для стрельбы на всю глубину обороны противника, а авиация - для составления целей. В итоге обеспечивалась высокая надежность подавления огневых средств и системы управления противника. Так, в частности, было при проведении 3-м Украинским фронтом Ясско-Кишиневской операции (командующий Ф.И. Толбухин, начальник штаба С.С. Бирюзов).
     Длительно готовившаяся за мощной водной преградой (р. Днестр, Днестровский лиман) глубокоэшелонированная оборона противника перед 3-м Украинским фронтом многократно фотографировалась разведчиками 17-й воздушной армии. Материалы аэрофоторазведки, дополненные данными наземной войсковой разведки, позволили надежно вскрыть всю систему обороны.
     Командир немецкого батальона капитан Ганс Либша, взятый в плен 20 августа, на допросе не переставал удивляться тому, что «русские совершенно точно узнали расположение всех огневых точек, огневых позиций, командных пунктов, наблюдательных пунктов и очень верно наносили по ним удары».
     Это свидетельство не только качества разведки, но и умения эффективно использовать ее данные.
     
На подступах к Берлину

     Для обеспечения Берлинской операции в период с 20 марта по 16 апреля 1945 г. было выполнено 2.588 самолето-вылетов на разведку. Оборона противника на всю глубину была сфотографирована восемь раз.
     Операция началась 16 апреля в 5 часов утра. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «В течение 30-минутного мощного артиллерийского огня противник не сделал ни одного выстрела. Поэтому было решено сократить время артподготовки и немедленно начать общую атаку. Утром 16 апреля на всех участках фронта советские войска успешно продвигались вперед. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зеловских высот своей артиллерией, минометами... Зеловские высоты... закрывали глубину обороны противника, делали невозможным наблюдение ее с земли... Артиллеристам приходилось... зачастую стрелять по площадям». «К 13 часам я отчетливо понял, что огневая система обороны противника здесь в основном уцелела... Для того чтобы прорвать оборону, мы решили... ввести в дело дополнительно обе танковые армии...»
     Оборона была прорвана лишь через двое суток, утром 18 апреля.
     Можно представить, сколькими жизнями солдат и офицеров мы заплатили за атаку «в основном уцелевшей» огневой системы противника.
     Проверки дешифрирования материалов аэрофоторазведки полевой обороны противника, проводившиеся после ее изъятия специальными фронтовыми комиссиями, показали, что вскрывалось 80—90 процентов огневых средств и других элементов обороны. Сомневаться в мастерстве наших артиллеристов и авиаторов (1945 год!) нет оснований. Поэтому происшедшее можно объяснить только тем, что при подготовке операции материалы аэрофоторазведки не были должным образом использованы. Действительно, с земли глубина обороны противника не видна, но материалы аэрофоторазведки позволяют не только ее детально рассмотреть, но и определить координаты и другие количественные характеристики любых элементов обороны.
     Главный вывод: эффективность разведки, фактическое влияние ее на ход вооруженной борьбы определяются не только способностью разведчиков добывать данные, но в не меньшей степени умением военачальников, штабов и войск использовать эти данные.
     
Под руководством генерала Баньковского

     В первые годы после окончания Великой Отечественной войны в значительной степени благодаря активной деятельности начальника аэрофотослужбы ВВС генерала Баньковского, развернулись работы по обобщению боевого опыта, подготовке кадров аэрофоторазведки, разработке средств и способов разведки. Проводились, как и в годы войны, сборы инженеров по фотооборудованию воздушных армий и разведполков. Группа слушателей, окончивших полный курс обучения на факультете электроспецоборудования ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, была оставлена еще на один год для углубленного изучения основ аэрофоторазведки (1947—1948 гг.). Был создан разведывательный факультет в Военно-воздушной академии (ныне Академия им. Ю.А. Гагарина). На разведфакультете обучались в основном фронтовики.
     Наряду с учебной велась большая научно-исследовательская работа (исследовалась эффективность применения для целей разведки новых спектрозональных, цветных и инфракрасных фотоматериалов, отрабатывались способы и нормативы обработки и дешифрирования материалов съемки). Промышленностью создавались новые аэрофотоматериалы, длиннофокусные объективы, на смену основному самолету фоторазведки периода войны - Пе-2 пришел прекрасный самолет Ил-28, аэрофотооборудование которого позволяло за один заход фотографировать сразу четыре маршрута.
     
Время упущенных возможностей

     Шли годы, выпускники Академии им. профессора Н.Е. Жуковского, получившие спецподготовку по аэрофоторазведке, разъехались в разведчасти, учебные заведения, научные и промышленные организации и постепенно выбывали из строя. Разведфакультет ВВИА был упразднен (1954 г.). Должность старшего инженера-инспектора воздушной армии (ВВС округа) по фотооборудованию исчезла из штатного расписания инженерно-авиационной службы воздушной армии. После смерти генерала Г.Д. Баньковского в ВВС больше не появилось столь яркой личности. Начались годы обычной рутинной службы. Отсутствовал единый мозговой центр, который бы системно разрабатывал проблемы развития воздушной разведки применительно к новым условиям и задачам. В итоге отчасти из-за общей отсталости нашей радиоэлектронной промышленности было упущено время перехода к многозональным оптико-электронным средствам разведки, освоения цифровых методов обработки материалов съемки, разработки методов и алгоритмов использования их в интересах всех Вооруженных Сил.
     Военно-воздушные силы начали было системную подготовку кадров, разработку новых средств и методов аэрофоторазведки. Однако эта работа не получила развития. Не была решена и проблема обучения офицеров и генералов других видов Вооруженных Сил и родов войск методам использования материалов и данных аэрофоторазведки. Десятилетиями не производилась подготовка специалистов аэрофоторазведки высшей квалификации.
     
Что делать?

     События августа 2008 г. в Южной Осетии подтвердили высокую актуальность поднятых выше вопросов. Напрашиваются два важных вывода.
     Во-первых, в современных войнах и контртеррористических операциях, когда нет фронта и тыла, а боевые действия часто разворачиваются на сложной в топографическом отношении местности, материалы аэрокосмической видеоразведки в сочетании с надежными средствами связи являются основой управления войсками, координации взаимодействия между участниками боевых действий, целеуказания артиллерии, ракетным системам и авиации, планирования и осуществления десантных операций и действий групп наземной войсковой разведки.
     Некоторые из этих задач могут решаться и на основе использования данных космической навигационной системы, однако в случае реальной войны с хорошо подготовленным противником приему сигналов этой системы могут быть созданы помехи, и она не сможет функционировать.
     Во-вторых, времени на раскачку, при создании необходимых Вооруженным Силам средств и методов воздушной видеоразведки нет, их надо было создавать еще вчера.
     Перед нами стоят многоплановые задачи: в минимально возможные сроки создать современные средства воздушной видеоразведки; разработать методы и алгоритмы решения на основе материалов видеоразведки различных задач в интересах Вооруженных Сил; организовать регулярную подготовку высокообразованных, владеющих инженерно-техническими и оперативно-тактическими знаниями специалистов воздушной видеоразведки для укомплектования не только частей и учреждений Военно-воздушных сил, но и штабов, войск, научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
     Решение этих проблем - одна из важнейших задач осуществляемой в настоящее время оптимизации Вооруженных Сил России. Не повторить бы нам еще раз ошибок прошлого, не наступить бы на грабли, которые, получается, мало чему нас научили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex