на главную страницу

12 Декабря 2008 года

Армия и общество

Пятница

КАК ПРИУМНОЖИТЬ ЖАЖДУ ЗНАНИЙ

Генерал-лейтенант Виктор ГОРЕМЫКИН, начальник 5-го управления - заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ.



В необходимости стимулирования офицерского ратного труда сегодня никто не сомневается. В том числе материального, которое продолжает совершенствоваться, и один из недавних примеров тому - приказ министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации». Комиссия Минобороны, образованная во исполнение этого приказа, уже завершила работу, и в 2009 году офицеры, достигшие наибольших успехов в подготовке подчиненных им воинских коллективов, получат существенную прибавку к жалованью.
  Офицерская служба, как известно, предваряется курсантскими годами. Лучшие офицеры продолжают подготовку в военных академиях. Ратный труд курсантов, слушателей и адъюнктов - учеба, и она тоже нуждается в стимулах. Статья, предлагаемая сегодня читательскому вниманию, - об основных направлениях стимулирования научной и учебной деятельности не только курсантов, слушателей и адъюнктов, обучающихся в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, но и профессорско-преподавательского состава, основные усилия которого сосредоточены на стремлении привить необходимые теоретические знания, практические навыки и умения будущим выпускникам вузов. Цель этой работы - повышение качества обучения и как следствие - уверенное становление выпускников в военно-профессиональной сфере деятельности.

     В январе 2008 г. на совещании, проводимом тогда еще первым заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Медведевым в Воронеже, были приняты решения по усилению адресной поддержки различных категорий постоянного и переменного составов военно-учебных заведений Министерства обороны. Данные меры являются особо актуальными, поскольку в последние годы в центре внимания руководителей органов военного управления и военно-учебных заведений находятся вопросы, решение которых направлено на повышение качества подготовки специалистов для Вооруженных Сил.
     В их числе - создание условий, необходимых для эффективной работы преподавателей, а также меры по обеспечению стимулирования творческой активности всех участников образовательного процесса.
     В качестве основных направлений данного стимулирования можно выделить меры по материальной и моральной поддержке со стороны государства, Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ (или ведомственные меры), а также негосударственных организаций.
     Ведущей и наиболее престижной формой поощрения лучших адъюнктов, слушателей и курсантов военно-учебных заведений является назначение им стипендий Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства РФ. Эта форма применима в общероссийской системе именно для государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
     Справочно: стипендии Президента Российской Федерации учреждены распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 613-рп; специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации учреждены постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1995 г. № 309 «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования».
     Для обучающихся указанных вузов в Российской Федерации учреждены 1 тыс. стипендий Президента Российской Федерации и 2 тыс. специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации.
     Количество стипендий (или квоты) министерствам и ведомствам Российской Федерации (в том числе - Министерству обороны) для обучающихся подведомственных вузов ежегодно устанавливает Федеральное агентство по образованию. Исходя из квот, выделяемых Министерству обороны, для обучающихся в военно-учебных заведениях ежегодно назначаются:
     - 63 стипендии Президента РФ, из них 15 - адъюнктам (размер стипендии 3 тыс. руб. в месяц) и 48 - слушателям и курсантам (1.600 руб. в месяц);
     - 100 специальных государственных стипендий Правительства РФ, из них 15 - адъюнктам (3 тыс. руб. в месяц), 82 - слушателям и курсантам, обучающимся по программам высшего профессионального образования (1.200 руб. в месяц), и трем курсантам, обучающимся по программам среднего профессионального образования (700 руб. в месяц) (схема 1).
     Порядок отбора кандидатов на получение стипендий Президента РФ и специальных государственных стипендий Правительства РФ определен приказом министра обороны РФ 2002 г. № 499 «О стипендиях Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для адъюнктов, слушателей и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» (схема 2).
     В процедуре отбора можно условно выделить три этапа.
     На первом этапе отбор кандидатов производится непосредственно в военно-учебных заведениях. Кандидаты выдвигаются с учетом их достижений в учебной и научной деятельности. Каждый из них персонально рассматривается на заседании ученого совета вуза. Только при получении положительного решения кандидаты в установленном порядке представляются для дальнейшего отбора.
     На втором этапе все претенденты рассматриваются внештатной комиссией, которая формируется из представителей органов военного управления. Задача комиссии - определить степень соответствия кандидатов требованиям, определенным соответствующими положениями о стипендиях.
     На третьем этапе отобранные кандидаты на получение стипендий представляются на утверждение Коллегией Министерства обороны РФ.
     Сегодня существующий порядок отбора не предусматривает выделения органам военного управления или непосредственно вузам конкретных квот на стипендии. Каждый кандидат рассматривается внештатной комиссией индивидуально. Основная цель - выбрать наиболее достойных адъюнктов, слушателей и курсантов, которые подтвердили свои выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях дипломами победителей всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей или другими документами. Помимо этого, существенным критерием отбора кандидатов на получение стипендий является наличие у них открытий, изобретений, публикаций научных статей в центральных изданиях Российской Федерации и за рубежом.
     К примеру, в 2008 г. более 46% обучающихся, рассмотренных кандидатами на получение стипендий, имеют различные публикации, около 19% - рационализаторские предложения и патенты на изобретения, 14% кандидатов являются победителями олимпиад (схема 3). В лучшую сторону отмечаются военно-учебные заведения Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ и Ракетных войск стратегического назначения.
     Вместе с тем проведенный в 2008 г. конкурсный отбор среди слушателей и курсантов определил ряд вузов, кандидаты которых не смогли составить достойную конкуренцию претендентам из других военно-учебных заведений. Это вузы Военно-морского флота, Тыла ВС РФ, Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, инженерных войск и связи ВС РФ.
     Более того, в Военной финансово-экономической академии и Военном институте физической культуры уже в течение трех лет ни один адъюнкт не стал стипендиатом Президента или Правительства Российской Федерации.
     Анализ назначения данных видов стипендий в военно-учебных заведениях позволяет органам военного управления своевременно и оперативно оценивать состояние образовательного процесса в вузах для принятия конкретных решений.
     Так, результаты отборов в 2004-2007 гг. обозначили тенденцию к снижению количества назначенных стипендий в большинстве вузов Сухопутных войск, и особенно в ракетных войсках и артиллерии. Учитывая данное обстоятельство, руководителями органов военного управления своевременно были приняты меры по качественному улучшению образовательного процесса в вузах, что позволило их слушателям и курсантам в последующие годы на равных конкурировать с кандидатами других военно-учебных заведений.
     Результаты анализа показали и отсутствие определенной зависимости количества стипендиатов в военно-учебном заведении от исходного уровня обученности абитуриентов.
     Так, в вузах Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ и инженерных войск Вооруженных Сил РФ конкурс в 2007 г. составил от 1,5 до
     2 чел. на одно место (выше среднего показателя). Вместе с тем качество отбора стипендиатов в данных вузах из года в год ухудшается.
     С другой стороны, вузы Ракетных войск стратегического назначения и Главного ракетно-артиллерийского управления в последние пять лет имеют наиболее высокие показатели отбора стипендиатов. Однако конкурс при наборе на учебу в них составляет всего лишь от 1,1 до 1,5 чел. на одно место.
     Это характеризует качество образования в данных вузах, роль в этом научно-педагогического состава и действенность проводимой им индивидуальной работы с каждым обучающимся.
     Не оставлен без внимания и вопрос мониторинга дальнейшей службы стипендиатов по окончании военно-учебных заведений. Проведенная работа по контролю прохождения ими военной службы (стипендиаты 2005/06 и 2006/07 учебных годов) показала, что по различным причинам из 326 стипендиатов закончили службу лишь 17 военнослужащих, что составляет менее 5% (схема 4).
     Отмечается, что выпускники-стипендиаты проходят службу в основном на воинских должностях по профилю подготовки. Значительное их число назначено или положительно рассмотрено к назначению на высшие воинские должности. Кроме того, они в приоритетном порядке рассматриваются кандидатами на поступление в адъюнктуру.
     Особое значение в стимулировании деятельности обучающихся военно-учебных заведений имеют впервые учрежденная в 2008 г. стипендия министра обороны РФ и увеличение количества и размера премий за высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности, лучшим преподавателям вузов Минобороны России: с 50 премий в 2006 г. до 150 премий в 2008 г., а их размер - с 40 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
     Справочно: стипендия учреждена приказом министра обороны РФ 2008 г. № 298 «О стипендиях министра обороны Российской Федерации для докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».
     Стипендии министра обороны призваны способствовать повышению качества подготовки слушателей и курсантов в интересах развития личности и ее творческой способности. В данном случае адресная материальная поддержка лучшим докторантам, адъюнктам, слушателям и курсантам военно-учебных заведений присуждается за высокие результаты в учебе и научно-исследовательской деятельности. В конкурсном отборе в подавляющем большинстве участвуют отличники учебы, являющиеся претендентами на окончание вузов с золотой медалью или дипломом с отличием.
     В 2008 г. стипендия министра обороны Российской Федерации впервые назначена на один год 20 докторантам и адъюнктам (3 тыс. рублей в месяц каждому) и 200 слушателям и курсантам (1.500 рублей в месяц каждому).
     Необходимо подчеркнуть, что порядок отбора кандидатов на получение данной стипендии по сравнению со стипендиатами Президента и Правительства Российской Федерации уже предполагает распределение квот на стипендии по органам военного управления, имеющим в подчинении вузы. Размер квот определяется пропорционально количеству обучающихся. Такой подход позволяет начальникам органов военного управления влиять на качество подготовки переменного состава в подчиненных им вузах и стимулировать слушателей и курсантов.
     Несомненно, в целях повышения качества подготовки военных специалистов требуется комплексное воздействие на всех участников образовательного процесса. Учитывая это, инициированы и в большей мере уже реализованы дополнительные меры, касающиеся материальной и моральной поддержки не только обучающихся, но и педагогов.
     В качестве морального стимулирования научно-педагогического состава вузов за значительный вклад в развитие образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности организована работа по регулярному (раз в год) награждению знаками отличия в сфере образования и науки (почетный работник высшего профессионального образования, Почетная грамота Минобрнауки России, почетный работник науки и техники). Ежегодно награждается до 200 человек.
     В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2005 г.
     № 149-ФЗ преподаватели военно-учебных заведений, имеющие ученую степень или ученое звание, за особые личные заслуги могут представляться к присвоению воинского звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно.
     В целях совершенствования научной деятельности в Вооруженных Силах РФ, выявления и притока молодых, талантливых ученых в высшее образование и науку в Минобороны организован конкурс на лучшие научные работы. Положение о его проведении объявлено приказом министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 245. Размер премий победителям конкурса из числа научно-педагогического состава вузов на лучшие научные работы увеличен с 30-50 тыс. рублей до 250-350 тыс. рублей.
     Этот конкурс стал ежегодным (до 2008 г. проводился один раз в два года).
     Впервые с этого года установлены одна премия в размере 350 тыс. руб. для награждения автора диссертации на соискание ученой степени доктора наук и две премии в размере 250 тыс. руб. для награждения авторов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
     Для определения лучших работ на заключительном этапе в состав комиссий привлекаются независимые высококвалифицированные эксперты. В этом году в комиссии работали 7 докторов наук и 9 кандидатов наук. Основным критерием оценки научных работ является их реализация в учебном процессе, практике войск. При этом учитывается их направленность на решение проблем военного образования, развитие военной теории и практики, совершенствование вооружения и военной техники, имеющие существенное значение для обеспечения обороноспособности страны.
     Говоря о различных формах стимулирования профессионального, научного и учебного труда преподавателей и обучающихся, нельзя не остановиться на нашем взаимодействии с Благотворительным фондом Владимира Потанина. В рамках этого сотрудничества начиная с 2003 г. действует стипендиальная программа для курсантов военных вузов. Программа направлена на укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ, высшего военного образования, поддержку наиболее талантливых и целеустремленных молодых людей, выбравших военную карьеру.
     Конкурсный отбор кандидатов на получение стипендии Благотворительного фонда В. Потанина проходит в два этапа (схема 5). Первый этап - отбор 700 кандидатов в вузах.
     Второй этап проходит на базе трех военно-учебных заведений. Особенностью отбора является личное участие кандидатов в конкурсах, где оцениваются их организаторские способности.
     По результатам конкурсного отбора на один год назначается 200 стипендий. Размер стипендии в 2008/09 учебном году составил 3 тыс. руб. в месяц.
     Наиболее ценно то, что участие в этой программе дает курсантам возможность на практике оценить свои умения в создании нового коллектива, управлении им и организации выполнения сложных задач с использованием нестандартных решений.
     Наше взаимодействие с Благотворительным фондом В. Потанина с 2006 г. было продолжено. В результате еще 100 преподавателям и докторантам вузов Минобороны России вручаются гранты Благотворительного фонда В. Потанина размером 40 тыс. рублей.
     Меры, принимаемые в последние годы по стимулированию деятельности обучающихся и преподавателей-военнослужащих, позволили несколько стабилизировать отток ученых и обеспечить укомплектованность большинства вузов специалистами с учеными степенями и званиями.
     В то же время с целью повышения престижности в получении стипендий, грантов и премий, а также прохождения военной службы офицерами, являющимися стипендиатами и лауреатами различных премий, нами организована работа по пропаганде передового опыта лучших адъюнктов, слушателей и курсантов в средствах массовой информации. Через Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ изданные приказы о назначении стипендий и присуждении премий оперативно размещаются на официальном сайте Министерства обороны.
     В кадровых органах видов и родов войск Вооруженных Сил РФ, главных и центральных управлений Минобороны России созданы и ведутся соответствующие базы данных на офицеров-стипендиатов.
     Органам военного управления рекомендовано отражать в служебных характеристиках указанных офицеров факты назначения им стипендий, выплаты премий, грантов и других видов вознаграждений за успехи в их деятельности.
     В конечном итоге основная задача - создать условия, при которых каждый военнослужащий будет уверен в том, что его достижения станут учитываться не только в период обучения, но и при выдвижении на высшие воинские должности, и скажутся на его военной карьере.
     Сегодня можно констатировать, что принимаемые руководством Министерства обороны меры по стипендиальной поддержке наиболее одаренных и талантливых преподавателей и обучающихся позволили увеличить долю поощряемых почти в два раза (схема 6). Если ранее одна стипендия (грант) различных форм поддержки приходилась в среднем на 250 чел., то в настоящее время в среднем обеспечивается одна стипендия (грант) на 140 человек.
     Вместе с тем результаты проведенных в 2008 г. инспекторских и контрольных проверок военно-учебных заведений (Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт), Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова) свидетельствуют о достаточно серьезном падении уровня профессиональной подготовленности преподавательского состава. В первую очередь отмечается снижение уровня знаний основ военной педагогики и психологии, научного содержания дисциплин и особенностей методики их преподавания.
     По нашему мнению, предлагаемые меры позволяют усилить мотивацию военнослужащих к учебной и научной деятельности, укрепить научно-педагогический потенциал и в целом создать условия для обеспечения качества военного образования. Однако одновременно со стимулированием образовательной деятельности необходимо повысить требования к научно-педагогическому и переменному составу высших военно-учебных заведений, условиям ее осуществления.
     В этих целях, во-первых, в ходе создания перспективной сети военно-учебных заведений для определения уровня профессиональной квалификации научно-педагогического состава вузов требуется провести аттестацию в интересах определения их дальнейшего служебного предназначения. И, во-вторых, на основании опыта и результатов проведенных отборов стипендиатов Президента и Правительства РФ и конкурсов на лучшие научные работы соответствующие Положения об их организации и проведении надо дополнить новыми критериальными значениями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex