на главную страницу

17 Декабря 2008 года

Армия и общество

Среда

Стратегия партнерства

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Пекин - Москва.



На минувшей неделе завершился официальный визит министра обороны России Анатолия Сердюкова в Китай. В ходе пребывания в Пекине состоялись его встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао, министром обороны Лян Гуанле, зампредседателя центрального военного совета КНР генерал-полковником Го Босюном, на которых были обсуждены перспективы сотрудничества двух стран в военной и военно-технической областях. А в ходе 13-го заседания российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству под сопредседательством глав военных ведомств России и Китая был рассмотрен комплекс вопросов, связанных с реализацией существующих контрактов на поставку в Китай российских боевых самолетов, средств ПВО и морской техники.

     Происходящие на заре ХХI столетия изменения военно-политической обстановки на планете, усилия мирового сообщества по организации противодействия новым угрозам и вызовам человеческой цивилизации существенным образом влияют на подходы к формированию современных международных отношений.
     Российская Федерация в силу своего уникального евразийского положения не может не испытывать на себе воздействие процессов, которые происходят в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке.
     В этих условиях развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества нашей страны с ведущими мировыми державами, в частности с Китайской Народной Республикой, в полной мере отвечает российским внешнеполитическим интересам, способствует укреплению национальной, региональной и глобальной безопасности.
     Российско-китайские связи, в том числе в военной области, имеют давние традиции и глубокие исторические корни. Договорные отношения наших стран берут свое начало с далекого 1689 года, когда был заключен Нерчинский договор. Этот и последующие договоры 1727, 1858 и 1860 годов касались в основном решения вопроса о государственных границах и явились следствием взаимного признания сторонами своих территориальных пределов на тот или иной конкретный исторический период.
     Произошедшие в мире последующие геополитические изменения оказали существенное влияние на развитие международных отношений, сказались на характере двусторонних связей России и Китая. Их основной особенностью в первой половине прошлого века стало обоюдное стремление стран совместно противостоять внешним угрозам, что нашло подтверждение в подписанных в тот период договорах: 1937 года - о ненападении; 1945 года - о дружбе и союзе; 1950 года - о дружбе, союзе и взаимной помощи. Причем последний документ стал первым межгосударственным договором, заключенным молодой Китайской Народной Республикой. Он сыграл важную роль в стабилизации общественно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в послевоенный период.
     

     «Российско-китайское взаимодействие сегодня превратилось в ключевой фактор международной безопасности - тот фактор, без которого невозможно принятие основных решений в рамках международного сотрудничества. Такое сотрудничество отвечает интересам народов России и Китая. Поэтому стратегическое взаимодействие будет развиваться. Может быть, не всем даже нравится такого рода стратегическое взаимодействие, которое существует между нашими странами, но мы понимаем, что это взаимодействие в интересах наших народов, и мы будем его всячески укреплять - нравится это кому-то или нет».
     Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

     

     Складывающиеся в течение следующих лет отношения между нашими странами можно охарактеризовать как поиск оптимальной модели сосуществования двух государств-соседей. За этот период Россия и Китай прошли непростой путь, включающий в себя и военно-политический союз, и идеологические разногласия, и межгосударственную конфронтацию. Потребовалась огромная политическая мудрость и воля военно-политического руководства наших государств, чтобы в контексте новых глобальных тенденций исторического развития определить верную тональность взаимоотношений, позволяющую оптимально сочетать национальные интересы.
     К концу XX века стали вырисовываться наиболее приемлемые для обеих стран формы отношений. И Россия, и Китай пришли к взаимному пониманию безальтернативности добрососедства, возможности и необходимости стратегического партнерства в новом столетии. Постепенно взаимодействие между двумя странами стало выходить на качественно новый уровень. Делая основной упор на расширение сферы совпадения интересов и на долгосрочные перспективы сотрудничества, наши страны добились существенного роста результативности совместной деятельности в области международной политики, экономики, образования и культуры.
     В полной мере это касается и российско-китайского военного партнерства, одним из основных видов которого является военно-техническое сотрудничество (ВТС). Возобновившись в 1990 году, оно уже через два года получило новый серьезный импульс для дальнейшего развития, благодаря подписанию соответствующего российско-китайского межправительственного соглашения. Это соглашение до настоящего времени сохраняет актуальность и отвечает интересам обеих стран.
     СПРАВКА
     Российско-китайская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству была образована в августе 1992 года для создания плановой основы и координации деятельности в области ВТС. Меморандум о понимании по вопросам ВТС был подписан в декабре 1992 года.

     Достигнутый на сегодняшний день уровень российско-китайских отношений в военно-технической области отвечает современным потребностям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и Китайской Народной Республики. КНР, как суверенное государство, исходя из национальных интересов заинтересована в приобретении отдельных видов вооружения именно российского производства, а Россия имеет возможность такое вооружение ей предложить.
     При этом следует отметить, что ВТС с Китаем, как и с любой другой страной, осуществляется Россией через ограниченное число уполномоченных организаций и компаний на основе соответствующих соглашений и под жестким государственным контролем. Каждый конкретный контракт на поставки той или иной продукции военного назначения проходит тщательную экспертизу и согласовывается со всеми заинтересованными федеральными органами государственной власти. Осуществляя военно-техническое сотрудничество, наша страна строго соблюдает и свои международные обязательства в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и соответствующих технологий.
     Военно-технические связи рассматриваются Москвой и Пекином как важный составной элемент межгосударственных отношений. Китай продолжает оставаться крупнейшим импортером российских вооружений. Его доля в общем объеме российского экспорта оружия достигает 40%. В последние годы объем ежегодного военно-технического сотрудничества между Россией и КНР неизменно составлял около 2 млрд. долларов. Ориентация на импорт российских вооружений пока остается доминирующей тенденцией. В определенной степени этому способствует действующее до сих пор эмбарго на поставку вооружений в Китай странами Евросоюза и США. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), с 2000 года на Россию ежегодно приходится свыше 90 процентов китайского импорта основных видов обычных вооружений.
     Китайскую сторону интересуют новые материалы, композиты, программное обеспечение авиационных комплексов, высокие технологии в области авиационного двигателестроения и др.
     За последние годы было заключено немало контрактов на поставку российского вооружения в КНР. В частности, это контракты на поставку Пекину многоцелевых истребителей Су-30МКК, дизель-электрических подводных лодок проекта 636, эсминцев проекта 956Э и 956ЭМ, зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 и корабельных С-300Ф «Риф». Кроме того, российской стороной переданы Китайской Народной Республике лицензии на производство боевых самолетов, пехотных огнеметов, некоторой другой продукции военного назначения. Совместно с китайскими специалистами проводятся различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области.
     Тесные связи сохраняются и между армиями двух стран. Новой формой двустороннего сотрудничества в области обороны стали международные военные учения «Мирная миссия». Они проводились в рамках Шанхайской организации сотрудничества с целью углубления взаимного доверия и дружбы между РФ и КНР, расширения двустороннего сотрудничества в области обороны и безопасности, отработки совместных действий в борьбе с международным терроризмом.
     Очередной важный шаг по пути развития двусторонних военных отношений Россия и Китай сделали 11 ноября 1993 года, подписав Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны России и Китая. С этого момента установлены прямые связи между Вооруженными Силами Российской Федерации и Народно-освободительной армией Китая (НОАК), касающиеся не только военного сотрудничества, но и развития контактов в области печати, культуры и отдыха.
     Расширяется обмен военными делегациями. В военно-учебных заведениях и центрах России осуществляется подготовка различных военных специалистов для НОАК. Развитие данного направления в российско-китайском военном сотрудничестве находится на особом контроле оборонных ведомств обеих стран, так как формирование доверительных отношений между военнослужащими России и Китая имеет не меньшее значение для укрепления межгосударственных связей, чем официальные контакты на высшем уровне.
     В XXI век наши страны вступили, активно развивая политический диалог, углубляя взаимопонимание и доверие, наращивая масштабы и темпы сотрудничества, кооперируясь в международных делах. Накопленный солидный позитивный потенциал создает предпосылки для поступательного всестороннего совершенствования российско-китайского партнерства. Новая эпоха потребовала новых подходов, в том числе и к процессу формирования нормативной правовой базы нашего сотрудничества. Потому логичным и закономерным стало подписание 16 июля 2001 года руководителями наших государств Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
     Договор охватывает все основные сферы и направления двусторонних связей. В соответствии с ним Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать национальный выбор пути развития, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.
     Стороны обязались не участвовать в каких-либо союзах или блоках, не предпринимать каких-либо действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности партнера, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество, в том числе в военно-технической области. Выполнение этих договоренностей, несомненно, способствует обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поддержанию в нем стабильности.
     

     Как заявил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, ряд новых контрактов в области российско-китайского военно-технического сотрудничества может быть подписан в ближайшее время. По его словам, на прошедшем в Пекине заседании российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по ВТС была проведена равномерная инвентаризация всех текущих и перспективных проектов, без акцента на какой-то один, по всем направлениям нашего сотрудничества: самолеты и вертолеты, двигатели, корабли, средства ПВО, бронетехника. «Говорили о необходимости не просто продолжать ВТС, но и всемерно активизировать его на качественно новом, более высоком уровне. При этом никто не выступал за то, чтобы прямо сейчас, молниеносно, подписать тот или другой контракт», - сказал Дмитриев.
     «Конкретных результатов работы комиссии вроде бы нет, но сейчас идут переговоры по целому ряду контрактов на всех направлениях, они могут завершиться в ближайшее время, буквально в течение одной-двух недель, подписанием очень интересных и содержательных контрактов», - отметил директор ФСВТС.
     За последние 15 лет общий объем поставленного в Китай российского оружия превысил 25 млрд. долларов. Основная часть этой суммы приходится на поставки авиационной и морской техники, а также средств ПВО. Как подчеркнул Михаил Дмитриев, «Китай, как и Индия, - наш основной и наиболее важный партнер в сфере ВТС. Удельный вес этих стран до недавнего времени в объеме нашего ВТС с иностранными государствами превышал 50%. Сейчас за счет стран Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки он несколько уменьшился, но все равно превышает 40%. Мы нашим сотрудничеством с этими государствами дорожим, поэтому будем его всемерно развивать и активизировать».
     По мнению экспертов, в сегменте авиационных вооружений речь может идти о новейшем российском многофункциональном истребителе Су-35 с авионикой, близкой к стандартам пятого поколения, радаром «Ирбис-Э» и двигателями 117С. В секторе военно-морских вооружений это могут быть подлодка проекта 677Э, а также отдельные элементы, которые могут быть использованы НОАК в реализации программы строительства авианосцев. Важнейшим из этих элементов может быть глубоко модернизированный палубный истребитель на основе Су-33. Кроме того, Китай могли бы заинтересовать предложения о поставке мощных военно-морских систем оперативно-тактического назначения: морских ракетоносцев Ту-22М3 с новыми тяжелыми противокорабельными ракетами оперативной дальности, многоцелевых АПЛ проекта 971 и особенно проекта 949А, перехватчиков МиГ-31М.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex