на главную страницу

17 Декабря 2008 года

Армия и общество

Среда

Их связал узел связи

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». Фото автора и Виктора ПОПОВА.



У Вселенной много мистических закоулков, перекрестков и треугольников... Все вы, наверное, слышали о загадочных Бермудах, острове Колдун на русском Севере, зоне Молчания в Мексике. Эти явления необъяснимы, как и любовь, «аномальные территории» которой до сих пор не обнаружены. В одной из служебных командировок корреспондент «Красной звезды» почувствовал себя в роли Колумба, открывшего в обычной воинсковой части, расположенной в восточном Оренбуржье, таинственный континент притяжения сердец. На узле связи ракетного соединения обозначился новый вид связи: за несколько лет тут отпраздновали более 20 свадеб, а семьи получились на удивление крепкими.

     Как известно, в Древнем мире создавались специальные «намоленные» места, в заповедной зоне которых юноша и девушка уже не могли оставаться равнодушными друг к другу. Каким механизмом воздействия в те далекие времена пользовались жрецы, неизвестно до сих пор. В наше время в волшебное действие приворотов верят немногие. Да и познакомиться с целью создания семьи стало гораздо проще. Чтобы найти себе вторую половину, достаточно заполнить анкету на сайте знакомств... Не помогло - пожалуйста, брачные агентства к вашим услугам. Если они тоже не принесли результата, посетите дискотеку или ночной клуб... Но, видимо, древние любовные энергии существуют, как это ни странно, и сейчас. Да и возможно ли как-то по-другому объяснить тот факт, что в небольшом армейском подразделении Оренбургской ракетной дивизии случилась любовная «пандемия». Холостые офицеры узла связи, как правило, не тратят свое драгоценное время на поиск невесты, а знакомятся с будущими женами, не выходя за периметр части... Мало того, ни одна семья, выросшая из служебного романа, не распалась. Наверное, все-таки какие-то магические чары этого армейского «капища невест» делают людей неразлучными.
     Штаб узла связи Оренбургского соединения - приземистое здание из белого кирпича советской постройки. На вид оно ничем не отличается от других подобных объектов ракетчиков. Но именно здесь можно было бы запустить телевизионный проект, который в России стал бы гораздо популярнее, чем всякие там «Санта-Барбары».
     
* * *

     В просторный кабинет майора Сергея Фирсова, исполняющего обязанности начальника узла связи, я заглянул мимоходом. Время командировки было расписано поминутно. Хотелось получить авторитетный комментарий от офицера, который, по словам его подчиненных, в мистику не верит.
     - Конечно, мы не возражаем, чтобы вы о нас писали и в таком деликатном аспекте, - решительно вступая в диалог, заметил он, - но только не творите фантастический роман. Скорее всего, у вас получится реалистический рассказ или повесть. Ничего парадоксального в том, что люди из одной части встречаются и женятся, лично я не вижу. Это жизнь. Со своей супругой я тоже познакомился на работе. Во-первых, мы живем в небольшом городке. Во-вторых, большую часть времени проводим на службе. Что же тут необычного?
     Историю любви Сергея и Натальи вряд ли можно воспроизвести в духе новеллы О. Генри. Если бы они встретились где-нибудь в электронной паутине, в этом не было бы ничего удивительного.
     - Все свободное время мы проводили у экрана монитора, - признается майор Фирсов, - компьютеры и все, что с ними связано, в моей жизни значит очень многое, даже системный блок я собрал своими руками. Наталья была тогда начальником компьютерного класса и не сомневалась в том, что быстрее всех в дивизии набирает тексты...
     Только Сергею так не казалось, и он предложил самоуверенной девушке устроить конкурс: кто быстрее напечатает весьма непростой официальный текст. Наташа проиграла, но на следующий день решила взять реванш... Так будущие супруги вечерами напролет набивали «морзянку» на клавиатуре. Через три месяца они поженились.
     Если на «гражданке» служебные романы нередко приводят к должностному продвижению одного из супругов (вспомним хотя бы одноименный фильм Эльдара Рязанова), то у военных все обстоит иначе.
     - С того момента, как я возглавил узел связи, - рассказывает офицер, - перед нами встал вопрос: в какое подразделение перевестись жене? Она не может находиться в моем подчинении. Найти же равнозначную должность непросто, поэтому ей, скорее всего, придется уходить на понижение... Главное, что она такое стечение обстоятельств трагедией не воспринимает.
     
* * *

     Когда в кабинет Александра Ильченко робко постучалась незнакомка, он был невероятно занят.
     - Да-да, войдите, - пробурчал офицер недовольно.
     На пороге стояла симпатичная девушка, так и не решаясь войти. В жизни она была смелой, но, видимо, первое знакомство с армией пугало ее.
     - Вы по какому вопросу?
     - Я... хочу поступить на военную службу, - немного растерявшись, ответила красавица, - по контракту.
     Ильченко раскрыл рабочую тетрадь и, почти не отрывая глаз от листа, задал несколько традиционных вопросов: фамилия, имя, прежнее место работы, состав семьи. Офицер проявил к ней не больше внимания, чем к другим подчиненным. Коротко, без лирических отступлений, объяснил девушке порядок прохождения службы и выдал методическое пособие по подготовке радиотелеграфистов.
     - Я заинтересовался ею, - вспоминает капитан Ильченко, - но как потенциальной военнослужащей, а не женщиной. И в голову не приходило, что она может стать моей женой...
     Александр пользовался на узле связи репутацией строгого начальника, и Юлия знала об этом. Тем не менее она регулярно нарушала дисциплину, особенно в первое время. Мешали природная общительность и веселость...
     - Отставить разговорчики в строю, - нередко командным голосом приказывал офицер рядовому Эйхнер.
     Юлия смолкала, но ненадолго. Подобные приказы она всегда выполняла неохотно. Поэтому однажды офицер объявил ей взыскание... Подействовало. Но радиотелеграфисту рядовому Эйхнер всегда казалось, что командир к ней придирается...
     Неизвестно, как бы развивались их отношения, если бы в скором времени Александру Ильченко не предложили повышение - должность дежурного помощника начальника узла. Он согласился. Теперь Александр и Юлия встречались только в коридоре, иногда даже вместе возвращались со службы. Только теперь как бы поменялись ролями: Юлия общалась с бывшим командиром без прежней веселости, а он, напротив, стремился не выглядеть сухарем.
     - Я же теперь не ваш начальник, - постоянно напоминал.
     - Что вы, что вы, в званиях я разбираюсь, - возражала девушка.
     Однако пришло-таки время, когда от уставов можно было отступить...
     
* * *

     Если девушка кажется недоступной, подобно Эвересту, настоящий мужчина сделает все, чтобы вершину покорить. Кто-то посвятит балладу в стихах, другие достанут лишний билетик в театр на премьерный спектакль, третьи встретят вместе в Интернете рассвет, и даже если все это не поможет, не стоит отчаиваться. Будут изобретать какой-то иной способ завоевания женского сердца... История, произошедшая с техником отделения радиоприемных устройств старшим прапорщиком Сергеем Требушным, весьма показательна. Марина понравилась ему с первого взгляда. Он же, напротив, впечатления на нее не произвел. Наверное, все мы когда-то испытали что-то подобное, и не всегда такие истории заканчиваются «хэппи эндом»... Особенно если речь о служебном романе. Как говорят сослуживцы Требушных, они как-то сразу поняли, что рано или поздно пути Сергея и Марины сойдутся. За коллегой по службе парень ухаживал открыто, но в ответ слышал лишь сдержанное: «Не мешайте». Девушка в отличие от подруг не стремилась к созданию семьи. Требушной же не терял надежды и всегда старался предложить помощь. Марина как бы не замечала его попыток угодить. Так безответное увлечение Сергея перерастало в «холодную войну». Общение становилось все более сдержанным, они даже избегали друг друга. Однако Марина, привыкшая к вниманию со стороны Сергея, как это обычно бывает в подобных случаях, вскоре изменила тактику. Каким-то странным образом в графиках нарядов их фамилии все чаще стали появляться рядом. Однажды перед заступлением на дежурство Сергей все же отважился в очередной раз пойти на приступ. Он написал морзянкой признание в любви.
     Марине было достаточно прочитать первое слово. Через месяц они поженились...
     
* * *

     Впрочем, узел связи не только связывает в узелок судьбы сослуживцев, не имеющих семьи, но и способствует укреплению уже созданных супружеских пар.
     - Муж заступал в наряд на несколько суток подряд, - признается Людмила Поцепунова, - а мне становилось не по себе: где он там пропадает? Я тоже решила примерить камуфляж, выбрать службу. С тех пор нет у нас семейных разногласий.
     Между тем чета Поцепуновых возникла не из служебного, а из дорожного романа.
     - Мы встретились в поезде, - вспоминает дежурный помощник начальника узла майор Николай Поцепунов. - Я возвращался в Оренбург из Переславля-Залесского, сопровождал солдат из «учебки». Командировка не предвещала ничего романтичного, как вдруг в переполненный вагон вошла она, смутившись от пристальных взглядов людей в форме.
     Людмила тот момент запомнила по-своему: увидев офицерские погоны, она поняла, что этот парень в обиду не даст, и присела напротив. Общение было недолгим, но уже через месяц они вместе улетели в пятилетнее свадебное путешествие по Камчатке.
     - Меня распределили туда командиром радиовзвода, - рассказывает Николай, - и к новому месту службы я отправился через Казахстан, где жила Люда, моя будущая супруга.
     Их медовый месяц проходил в продуваемом всеми ветрами сборно-щитовом бараке.
     - Печку топили дровами, - вспоминает Людмила, - горячей воды не было... Ближайший населенный пункт - Ключи - почти что в двухстах километрах. Туда можно было долететь только на вертолете.
     Кстати, в один из таких перелетов у Людмилы начались роды, и главе семейства пришлось собственноручно их принимать.
     - Все произошло спонтанно, - признается он. - Схватки начались неожиданно, по всей видимости, от перепада давления. Я сделал все как-то интуитивно, но получилось так, словно всю жизнь работал акушером. Правда, когда жена спросила, кто же появился на свет, я не знал, что ответить... Пришлось разворачивать полотенце. «Сын», - ответил как можно спокойнее. А руки тряслись еще целые сутки.
     С тех пор Людмила знает: с таким мужем не пропадешь. Когда Николай предложил ей пойти служить, она ни на секунду не задержалась с согласием.
     P.S. Жаль, что командировка была коротка, и я из любовных Бермуд вернулся холостяком. Придется ждать очередной поездки в Восточное Оренбуржье...
     
На снимках: Семья Поцепуновых. ; Семья Фирсовых.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex