на главную страницу

18 Декабря 2008 года

Страна и мир

Четверг

Каким быть новому солдату?



Одной из наиболее обсуждаемых в обществе проблем в связи с проводимой реформой является переход армии на одногодичный срок службы по призыву. Какие действия предпринимает Министерство обороны Российской Федерации для повышения уровня военной подготовки призывников, какой должна стать система допризывной подготовки, как видит руководство военного ведомства облик нового солдата Российской армии?
  Обо всем этом шла речь в беседе с заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-полковником Василием СМИРНОВЫМ.

     - Василий Васильевич, наша страна впервые за свою историю переходит на одногодичный срок службы по призыву. Насколько данный шаг соответствует целям и задачам военной реформы?
     - Проводимая сейчас под руководством Президента России Дмитрия Медведева военная реформа представляет собой результат громадной работы, проделанной военным ведомством совместно с институтами гражданского общества по созданию новой и современной армии. О необходимости реформы начали говорить не вчера. Несколько раз предпринимались попытки реформирования Вооруженных Сил, но все они шли, мягко говоря, не слишком удачно. На это был целый ряд объективных и субъективных причин. Главное, что мы начали, - это освобождение Вооруженных Сил от избыточных, несвойственных им функций. Так, проанализировав структуру Вооруженных Сил, мы увидели не армию, а какую-то хозяйственную организацию, где были все строители (с их «легендарными» стройбатами), подсобные хозяйства, военторги и т.д. Причем эта часть вместе с сопутствующей ей бюрократией стремительно росла, а количество боевых подразделений постоянно сокращалось. Такие перекосы оборачивались серьезнейшими проблемами на поле боя, и расплачиваться за них приходилось простым солдатам и офицерам.
     Каждый военный знает, что главный критерий эффективности любой военной организации - степень ее боеготовности. Это еще раз показали события в Южной Осетии. Ведь не секрет, что руководство Грузии и их западные инструкторы планировали свою операцию, рассчитывая встретиться с Российской армией начала 1990-х годов. Именно на этом была построена тактика «югоосетинского блицкрига» режима Саакашвили. И то, что мы извлекли уроки из первой и второй чеченской кампании, стало для агрессоров неприятным сюрпризом.
     Югоосетинский опыт ведения боевых действий наглядно продемонстрировал, что успешное противостояние на поле боя вооруженным силам противника, укомплектованным по профессиональному принципу и подготовленным с участием военных наемников ведущих стран Запада, возможно только высокопатриотичными и качественно подготовленными военнослужащими.
     Теперь перейдем ко второй части вашего вопроса. Переход на одногодичный срок службы по призыву для нас серьезный и ответственный шаг, полностью соответствующий целям и задачам военной реформы. Данное решение прорабатывалось нами в течение нескольких лет с широким привлечением военных специалистов, экспертов, а также при активном участии общественности, чему немало способствовало создание при нашем министерстве Общественного совета.
     Сокращение сроков службы по призыву в условиях оснащения армии современными системами вооружений и военной техники поставило перед нами задачу перевода на качественно новый уровень системы допризывной подготовки молодежи. Президент России Дмитрий Медведев в сентябре этого года четко указал нам пять основных факторов, которые необходимо развивать для эффективного решения боевых задач. Первый из них - перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности. Решение этой задачи требует, чтобы приходящий в нашу армию солдат-срочник был не только физически и морально подготовлен, но и имел первичные военные навыки.
     В новых условиях ежегодно в ряды Вооруженных Сил будут призываться около 250 тысяч человек, допризывная подготовка которых в новых условиях должна заменить обучение личного состава, в первые полгода службы ранее осуществлявшееся в учебных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации.
     В условиях появления новых вызовов и угроз безопасности Российской Федерации повышение качества профессиональной подготовки военнослужащих является одной из важнейших задач Министерства обороны Российской Федерации. Солдат, особенно в условиях одного года службы, должен быть постоянно готов к решению боевых задач, а это, в свою очередь, требует качественного изменения всей системы допризывной подготовки. Сейчас мы зачастую видим обратную картину. Скажу прямо, нас абсолютно не устраивает нынешний уровень подготовки новобранцев.
     - Вы подняли крайне важную проблему готовности новобранцев к службе. Какие наиболее тревожные тенденции среди призывников можно сейчас выделить?
     - Одна из серьезнейших проблем для солдат первых месяцев службы - их психологическая, а нередко и физическая неготовность к резкому изменению привычного образа жизни. Наибольшее количество случаев травматизма и гибели личного состава приходится на первые месяцы службы, что во многом связано со слабой подготовкой призывников по военно-учетным специальностям.
     Нетрудно спрогнозировать, что без принятия решительных мер по улучшению допризывной подготовки в условиях перехода Вооруженных Сил страны на одногодичный срок службы по призыву эта цифра будет только возрастать. В сложившихся условиях нами разработан и реализуется комплекс мер по решению этой задачи. Главной из них является качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи.
     - В нашей беседе уже несколько раз возникала тема допризывной подготовки. Как видит руководство Министерства обороны решение этой задачи?
     - Задача действительно непростая. Ведь в армию приходит уже готовый и сложившийся молодой человек, которого мы начинаем учить многим вещам практически с нуля. При двух- и полуторагодичном сроке службы эта проблема частично решалась за счет учебных подразделений Минобороны России. Учитывая, что сроки службы сократились до одного года, речь о какой-либо доподготовке в структуре Министерства обороны Российской Федерации идти уже не может. В этой связи мы должны сконцентрироваться исключительно на допризывной подготовке. И здесь я не могу не сказать о роли РОСТО (ДОСААФ), являющейся правопреемником легендарной организации.
     Сама история возникновения организации свидетельствует, что ДОСААФ, а после него РОСТО (ДОСААФ) создавалась как организация с особым статусом и конкретными государственными задачами, всегда была надежным союзником Министерства обороны. Да, в советское время сложно было и представить, чтобы организация, выполнявшая задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, могла существовать отдельно от него.
     Мы видим решение задачи по повышению качества подготовки призывников в развертывании полноценной системы допризывной подготовки на базе РОСТО (ДОСААФ), которая традиционно играла в данном вопросе главенствующую роль, обучая большую часть специалистов по военно-учетным специальностям (ВУС). Помимо подготовки граждан по военно-учетным специальностям для военной службы, Уставом РОСТО (ДОСААФ) предусмотрены военно-патриотическое воспитание, пропаганда в российском обществе идей государственности и патриотизма, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Однако наши планы по созданию принципиально новой системы подготовки на базе РОСТО (ДОСААФ) начали серьезно тормозиться абсолютным их неприятием со стороны руководства этой общественной организации.
     - Василий Васильевич, вы подняли крайне важную и, безусловно, интересную для наших читателей тему. Как вообще получилось, что система РОСТО (ДОСААФ) практически ушла из-под государственного контроля и почему она имеет статус общественного объединения?
     - Знаете, можно долго углубляться в новейшую историю нашей страны, действительно изобиловавшую различного рода парадоксами. В самом деле, в начале 1990-х годов возник такой юридический казус, когда организацию РОСТО (ДОСААФ), созданную для решения проблем в области обороны и безопасности, располагающую значительным количеством военной техники и вооружения и при том имеющую в своем составе действующих офицеров Министерства обороны, поставили в одни рамки, например, с обществом защиты домашних животных или любителей аквариумных рыбок. При всем моем уважении к двум последним, говорю это без какой-либо иронии, этот пример наглядно демонстрирует парадоксальность сложившейся ситуации. Выполняемые РОСТО (ДОСААФ) задачи в области обеспечения обороны и безопасности и полученное от государства вооружение и военная техника определяют ее «особый» статус и де-факто выводят за рамки обычного общественного объединения.
     При этом и в нынешнем статусе РОСТО (ДОСААФ) до определенного времени с разной степенью эффективности выполняла поставленные перед ней задачи. Однако в нынешних условиях статус РОСТО (ДОСААФ) как общественной организации не может в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым государством к данной деятельности. Речь идет в первую очередь о необходимости выделения значительных средств федерального бюджета на модернизацию материально-технической базы для подготовки призывников, что согласно действующему законодательству с учетом общественного статуса организации сделать невозможно.
     - Пример с общественными организациями действительно убийственный. Мы всегда полагали, что законы должны отражать объективные реалии жизни, а не наоборот. А в чем, на ваш взгляд, заключается нынешняя позиция руководства РОСТО (ДОСААФ)?
     - Здесь парадоксы продолжаются. Руководство РОСТО (ДОСААФ), умело используя специфику такой организационно-правовой структуры, начало принимать активные меры по дезинформации общественности и органов власти относительно реального положения дел в организации и формированию ложного общественного мнения среди глав субъектов Федерации, общественно-политических структур и отдельных политиков.
     Для нынешнего руководства РОСТО (ДОСААФ) ее «общественный статус» стал настоящим Клондайком. Мы, к сожалению, можем только констатировать, что в настоящее время организация встала на путь коммерциализации, переориентировав свою деятельность с традиционной для РОСТО (ДОСААФ) подготовки молодежи к службе в армии на занятие хозяйственной деятельностью за счет эксплуатации и (или) продажи полученного от государства движимого и недвижимого имущества. В результате «общероссийская общественная организация» РОСТО (ДОСААФ) неотвратимо превращается в обычное ООО (общество с ограниченной ответственностью), куда государство продолжало до недавнего времени вкладывать бюджетные деньги.
     При этом необходимо отметить, что Минобороны России впервые столкнулось с ситуацией, когда организация, выполняющая задачи в интересах национальной безопасности, фактически не контролируется государством и ее руководство декларирует готовность полного отказа от выполнения собственных уставных задач в пользу «обычной» финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, вкладываемые государством на протяжении всей истории существования Осоавиахим-ДОСААФ-РОСТО (ДОСААФ) финансовые, материальные и интеллектуальные средства не будут использоваться в интересах страны. Дошло до того, что руководство РОСТО (ДОСААФ) заявило, что ее отношения с Министерством обороны - это отношения двух равноправных хозяйствующих субъектов, и уже пытается навязывать заведомо невыгодные условия по выполнению государственного оборонного заказа.
     Рассмотрим конкретный пример. Принятая в настоящее время схема заключения контрактов на подготовку специалистов для Минобороны России через РОСТО (ДОСААФ) приводит к тому, что значительная часть средств, выделяемых Минобороны России, оседает в структурах центрального аппарата системы РОСТО (ДОСААФ) в ущерб региональным отделениям. Таким образом, Центральный совет общества превратился в посредника между выделяемыми Минобороны России деньгами и региональными организациями. Используя возможность контролировать федеральные средства, руководство РОСТО (ДОСААФ) начинает диктовать свои условия региональным организациям в вопросах внутренней жизни и деятельности организаций, что входит в прямое противоречие как с уставом РОСТО (ДОСААФ), так и с положениями Федерального закона «Об общественных объединениях».
     В результате на базе РОСТО (ДОСААФ) вырос уникальный «гибрид» непонятной вертикали власти и подавления всякого инакомыслия внутри организации и декларирования «невмешательства» государства в ее деятельность. Это создало благоприятную среду для коррупции и бесконтрольности. По моему глубокому убеждению, подобного рода ситуация просто недопустима, к тому же объемы и качество подготовки специалистов в РОСТО очень далеки от желаемого.
     - Так вы что, хотите сделать РОСТО (ДОСААФ) составной частью Министерства обороны?
     - Конечно нет. Более того, вся суть, весь дух военной реформы направлен на избавление нашей армии от избыточных функций. Указанная деятельность полностью укладывается и в проводимую государством политику по передаче части функций от государственных общественным организациям в рамках начавшейся работы по противодействию коррупции.
     Для нас важна надежность PОCTO (ДОСААФ) как союзника и прозрачность в расходовании полученных от государства средств. Мы понимаем, что нынешняя материально-техническая база РОСТО (ДОСААФ) устарела и нуждается в коренной модернизации, требуются серьезные усилия государства для развития военно-прикладных видов спорта, отдельные программы по пропаганде патриотизма. И мы готовы на это пойти, но этого не хочет верхушка РОСТО (ДОСААФ). Именно верхушка, потому что большая часть региональных организаций нас поддерживает.
     Конечно, в крупных городах можно прекрасно жить, сдавая в аренду или просто потихоньку выводя объекты движимого и недвижимого имущества, но это путь в никуда. Знаете, мне кажется, что именно сейчас здоровым силам внутри организации надо просто задать себе и своим руководителям вопрос: «А что дальше?» Продолжение конфронтации и медленное «проедание» или просто разворовывание полученного от государства имущества или возврат ко всему тому, что было заложено нашим государством при создании данной организации и что прекрасно продекларировано в уставе РОСТО (ДОСААФ)?
     Министерство обороны Российской Федерации в ряде СМИ обвиняют в намерении «получить контроль над финансовыми потоками и недвижимостью общественной организации». Ответственно заявляю - это полная чушь. Более того, в этом году мы пошли на беспрецедентный шаг и решили разместить государственный заказ на подготовку водителей, а это более двух млрд. рублей, не через Центральный совет РОСТО (ДОСААФ), давно превратившийся в «посредника-паразита», а напрямую в регионах. Мы сознательно идем на эту децентрализацию, чтобы минимизировать количество посредников между нами и автошколами. При этом мы наталкиваемся на ожесточенное сопротивление верхушки РОСТО (ДОСААФ), которая по идее должна быть крайне заинтересована в повышении эффективности расходования бюджетных средств в интересах самой организации.
     Да, мы не скрываем, что считаем: более адекватным решением в сложившейся ситуации было бы придание РОСТО (ДОСААФ) статуса общественно-государственного объединения, как это предусмотрено федеральным законодательством. Но еще раз подчеркиваем, что это внутреннее дело самой организации, где, надеемся, возобладают здоровые и мыслящие по-государственному силы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex