на главную страницу

19 Декабря 2008 года

Армия и общество

Пятница

А начиналось с «Треста»...

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Фото автора.



Как уже сообщала «Красная звезда», 4 декабря в Центральном музее Вооруженных Сил открылась выставка «90 лет военной контрразведке».
   Выступая перед ветеранами и действующими сотрудниками военной контрразведки, начальник Центрального музея Вооруженных Сил Александр Никонов сообщил, что это уже третий проект, реализованный музеем совместно с Департаментом военной контрразведки ФСБ России. Центральный музей Вооруженных Сил принимал участие в создании музея военной контрразведки, здесь собиралась юбилейная выставка, посвященная «Смерш». И вот 4 декабря, по мнению Никонова, был реализован самый интересный и удачный проект - юбилейная выставка, где представлено свыше 600 документов и реликвий, многие из которых экспонируются впервые.

     Многие экспонаты и документальные материалы предоставлены Департаментом военной контрразведки ФСБ России, Управлением регистрации и архивных фондов ФСБ России и Академией ФСБ. Немало выставленных на обозрение реликвий при подготовке к выставке было обнаружено в запасниках Центрального музея Вооруженных Сил. Ряд предметов и документов предоставили Федеральная служба охраны России, ветераны и сотрудники военной контрразведки, частные коллекционеры. В документах детально раскрывается история военной контрразведки со всеми ее героическими и трагическими страницами. Причем начинается эта история значительно раньше - 19 декабря 1918 года, когда был создан особый отдел ВЧК.
     Военная контрразведка как специальная сфера деятельности существовала и в дореволюционной России. Однако специальной контрразведывательной структуры долгое время не было.
     - Впервые официальный орган, занимающийся контрразведывательной деятельностью, появился в военном ведомстве России в 1903 году, - рассказывает старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Артем Савинов. - На выставке как раз и представлена докладная записка тогдашнего военного министра генерала от инфантерии Алексея Куропаткина, где развивается идея образования специального контрразведывательного органа в военном ведомстве.
     В связи с этим в самом начале выставки можно ознакомиться с экспонатами, связанными с русско-японской и Первой мировой войнами. Один из них - образец специальной техники того времени - внешне обычная трость, которая одновременно являлась огнестрельным оружием. По современным меркам это специзделие французского производства выглядит весьма наивно, но тогда такая техника производилась частными фирмами на заказ и использовалась спецслужбами многих государств.
     Почему же все-таки 19 декабря 2008 г. военная контрразведка отмечает именно 90-летие со дня создания, если документ о ее создании появился еще в Российской империи?
     - Конечно, надо понимать, что контрразведка была и до образования Особого отдела ВЧК, но юридически Особый отдел ВЧК не был правопреемником предшественников, - поясняет начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров. - Поэтому мы и говорим, что была образована новая специальная служба, новая контрразведка, у которой появилась своя нормативно-правовая база, в которую набирались новые сотрудники. Они не работали раньше ни в царской охранке, ни в военной контрразведке царской армии.
     По мнению генерал-лейтенанта Христофорова, сравнивать военную контрразведку советского и дореволюционного периода некорректно - все-таки разное время, различные условия работы. А вот, допустим, сравнить советскую и немецкую спецслужбы в годы Великой Отечественной войны можно.
     - Даже наши противники - руководители немецких разведывательных органов - признали, что советская разведка переиграла немецкую, потому что почти все заброшенные агенты немецкой разведки были или разоблачены, или явились с повинной сами, или работали под нашим контролем, - говорит Василий Степанович. - Избежать контроля контрразведки «Смерш» удалось буквально единицам.
     Однако не будем забегать вперед - до той части выставочной экспозиции, которая посвящена деятельности «Смерш», еще целая эпоха: 1920-е и 1930-е годы.
     На второй витрине выставки - основные документы о создании особых отделов Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Представлена также фотография первого здания на Большой Лубянке, где размещалась ВЧК.
     Большой раздел посвящен личности первого председателя ВЧК Феликса Дзержинского. Здесь его личные вещи: видавший виды портфель, табакерка, мундштук, а также документы, связанные с его деятельностью. Например, личный распорядок дня в последние годы его жизни. Согласно этому распорядку рабочий день у Дзержинского начинался в 9.15 и заканчивался в 23.30.
     Один из экспонатов этой части выставки - бюст Железного Феликса. Он был вылеплен с натуры в 1920 г. английским скульптором Клер Шеридан, которая, между прочим, была двоюродной сестрой Уинстона Черчилля.
     Шеридан приехала в Советскую Россию сразу после окончания Гражданской войны, где сделала несколько работ, посвященных лидерам России того времени. О ее работе над бюстом Дзержинского существует легенда. Когда Дзержинский позировал, одновременно решая служебные вопросы, Шеридан якобы сделала ему комплимент: «Мне редко попадаются люди, которые так хорошо позируют, как вы, ведь вы фактически неподвижно сидите уже 4 часа. Как вам это удается?»
     «У меня была хорошая школа - я долго просидел в тюремной камере», - якобы ответил Дзержинский...
     Естественно, на выставке представлены материалы о наиболее ярких операциях «Трест» и «Синдикат-2», проведенных контрразведкой в 1920-е годы, которые впоследствии стали основой для литературных произведений и кинофильмов.
     Разработанная чекистами легенда, подбор участников, распределение ролей были так продуманы, что в «Трест» поверили бывший Великий князь Николай Николаевич, монархист генерал Кутепов, а также Борис Савинков и бывший российский подданный одесский еврей Сидней Рейли (последний за участие в заговоре британского посла Локкарта был заочно судим и приговорен к расстрелу в случае появления на территории нашей страны). В результате оперативной игры, кроме проникновения чекистов в зарубежные контрреволюционные центры, удалось заманить Рейли на территорию СССР. Он принял решение побывать в Советском Союзе для инспектирования «Монархической организации Центральной России», которая к тому времени была уже ликвидирована, а роли ее руководителей и рядовых членов играли чекисты. Рейли под контролем сотрудников нашей спецслужбы успел, кроме прочего, написать открытки своим друзьям в Германию и США «из большевистского логова». И был арестован. А 5 ноября 1925 г. привели в исполнение приговор, вынесенный ему в 1918 году.
     Итогом операции «Синдикат-2», как известно, стал арест на территории СССР активного борца против советской власти Бориса Савинкова.
     Понятное дело, что контрразведчики того времени защищали советскую власть. Права или не права была эта власть в тех или иных случаях, остается как бы за рамками выставки. Во всяком случае, по словам Артема Савинова, организаторы выставки не пытались давать этому политическую оценку.
     - Естественно, как и любая спецслужба, она защищала интересы правящей стороны, - говорит он. - А кто был прав и насколько - Савинков или советская власть - пусть думают и делают выводы зрители.
     Два стенда выставки посвящены 1930-м годам. Это время обычно называют большим террором. Вообще-то постановление Совнаркома «О красном терроре» вышло 5 сентября 1918 г., так что в 1930-е годы фактически продолжилось или, точнее, возобновилось начатое в первый год советской власти.
     - Именно в эти годы было расстреляно по приговорам судебных и несудебных органов более 600 тыс. человек, - привел печальную статистику Савинов.
     Генерал-лейтенант Христофоров, выступая на церемонии открытия выставки, отметил, что в 1930-е годы военная контрразведка, как и органы безопасности, пережила целую трагедию, когда была втянута в политические репрессии. При этом сотрудники военной контрразведки и сами пострадали во время политических репрессий - сотни их были необоснованно репрессированы и погибли в конце 1930-х годов.
     На стендах с помощью периодики того времени показана обстановка в стране и роль ОГПУ, затем НКВД - так сказать, в части касающейся. Кроме того, представлена докладная записка о работе Особых отделов за 1933 год за подписью Генриха Григорьевича Ягоды (он же - Енох Гершенович Иегуда), который был председателем ОГПУ, затем возглавил образованный в июле 1934 г. НКВД СССР, Главное управление госбезопасности (ГУГБ). Между прочим, именно под его руководством был учрежден ГУЛАГ...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex