на главную страницу

20 Декабря 2008 года

Армия и общество

Суббота

СОЗДАТЕЛЬ ЯДЕРНОГО АРСЕНАЛА

Начальник 12-го Главного управления Минобороны РФ генерал-полковник Владимир ВЕРХОВЦЕВ, генерал-майор в отставке Юрий РОМАНОВ.



     Размышляя о 90-летии со дня рождения маршала артиллерии Ефима Васильевича Бойчука, невольно вспоминаешь глубокие по смыслу слова русского поэта Н.А. Некрасова:

     Природа-мать! Когда б таких
     людей
     Ты иногда не посылала миру,
     Заглохла б нива жизни...


     Ефим Васильевич не состоял в ранге «выдающихся» и никогда к таковым себя не причислял. От природы он был и остается в нашей памяти великим военным тружеником. Армейскую косточку в него заложили предки из рода Бойчуков и прежде всего его отец Василий Кондратьевич. Морской артиллерист В.К. Бойчук – участник Свеаборгского восстания на крейсере «Память Азова» в 1906 году – обладал незаурядными способностями: на память, без таблицы он вводил поправки по углам и дальностям стрельбы. И это при двухклассном церковно-приходском образовании! За способности и усердие в службе матрос Бойчук был произведен в унтер-офицеры, а вот за участие в мятеже приговорен к десяти годам ссылки. Отец не только своими военными воспоминаниями стимулировал интерес сына к точным наукам, но и многие годы, вплоть до получения Ефимом Васильевичем воинского звания генерал-полковник (а прожил отец 92 года) был надежным другом и мудрым наставником..
     Под благотворным влиянием отца был сделан выбор – артиллерийское училище (сначала в Киеве, а затем после его расформирования – в Томске). Мирные лейтенантские годы, как и сама служба Е.В. Бойчука на Дальнем Востоке, продолжались недолго. Уже в феврале 1942 года, когда противник предпринял попытку контрнаступления, на участке 42-й стрелковой дивизии легкие орудия батареи лейтенанта Бойчука били по наступающей пехоте противника.
     Силы были неравными. Одно за другим замолкали орудия батареи. И когда фашисты прорвались непосредственно на позицию, ее командир вызвал огонь на себя. До позднего вечера наша артиллерия выбивала фашистов с позиций батареи.
     В ночь командиру полка доложили, что там никого в живых не осталось. К утру оформили списки погибших, письма родным (похоронки). Но около 10 часов утра в штаб полка прибыла группа солдат во главе... с лейтенантом Бойчуком. И хотя в живых остались лишь 4 человека, прорыв противника был сорван. Дивизия выполнила поставленную перед ней задачу.
     За этот бой Ефим Васильевич был награжден первым боевым орденом Красной Звезды. Однополчане и после отмечали отчаянную смелость и личную храбрость командира, умение находить нестандартные решения.
     Летом того же года Ефим Васильевич впервые ознакомился с работой реактивной артиллерии. Полку был придан дивизион реактивных минометов, вооруженных 300-мм реактивными снарядами М300. В отличие от широко известных систем реактивного огня БМ13 «катюша», снаряды М300 наши воины ласково и уважительно называли «ванюша».
     Нередко реактивные снаряды клинило в направляющих деревянных контейнеров, и тогда они взлетали вместе со своими ящиками. Впоследствии оставшиеся в живых фашисты говорили, что русские бомбят их чемоданами. Еще тогда, в далеком 1942 году, у Ефима Васильевича сложилась твердая уверенность в перспективе и преимуществах реактивных систем залпового огня. Уже в первые послевоенные годы это убеждение ему пришлось реализовывать на практике.
     Читая биографию Ефима Васильевича, написанную им, как говорится, собственноручно, обращаешь внимание на запись: «За границей был! Воевал в составе действующей армии (Румыния, Венгрия, Австрия, Чехословакия, Китай)». Записано более чем лаконично, ничего не скажешь. Чистая правда. Но что за этой записью стоит? Пять фронтов: Северо-Западный, 2-й Белорусский, 3-й Прибалтийский, 2-й Украинский и Забайкальский. Пройденный славный боевой путь отмечен четырьмя боевыми орденами: Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и Александра Невского.
     Награждение последним боевым орденом имеет свою интересную историю. Дело в том, что, как указано в наградном листе, начальник штаба армейской пушечной бригады майор Е.В. Бойчук представлен «за проявленное мужество и бесстрашие в войне с японским агрессором к правительственной награде – ордену Красного Знамени». По заключению военного совета 53-й армии – «достоин награждения орденом Богдана Хмельницкого». Решением же командующего войсками Забайкальского фронта – «представлен к награждению орденом Александра Невского».
     Конечно же, Ефим Васильевич за сделанное был достоин награждения любой из этих высоких наград. Но то, что в конечном счете он награжден орденом первопроходца, защитника земли Русской Святого князя Александра Невского – справедливо, заслуженно и почетно.
     Послевоенная служба и офицерская карьера Е.В. Бойчука не менее интересна, а еще более – государственно значима. Единственным высшим военным учебным заведением, которое окончил будущий маршал, была Артиллерийская академия имени Ф.Э. Дзержинского (ныне Военная академия РВСН имени Петра Великого). Все пять лет учебы был бессменным старшиной курса. Да, он не оканчивал Академию Генерального штаба, но служба в РВСН, Генеральном штабе Вооруженных Сил, 12-м Главном управлении Министерства обороны убедительно свидетельствует о том, что знаний ему и без того хватало. Как, впрочем, и многим другим военачальникам, прошедшим горнило Великой Отечественной войны.
     Конечно, офицерская служба во все времена и во всех армиях не отделима от военной карьеры. Вспомним, что еще А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Ефим Васильевич не исключение – он мечтал стать генералом и стал им. Но карьеристом Ефим Васильевич никогда не был. Отношение к делу, сама военная служба вносила свои коррективы. За мужество и отвагу еще в 1942 году, всего через три года после окончания Томского артиллерийского училища, он был произведен из лейтенантов в капитаны. В этом же году, через пять месяцев после присвоения внеочередного воинского звания, ему было присвоено воинское звание майор.
     После окончания с отличием академии полковник Е.В. Бойчук вновь был назначен на полковничью должность. И все же незаурядные способности и бесценный фронтовой опыт вскоре были востребованы зарождающимся новым видом Вооруженных Сил – Ракетными войсками стратегического назначения. Передачу своего фронтового опыта стратегическим ракетчикам Ефим Васильевич начал с ракетной бригады особого назначения, в командование которой вступил в 1954 году. Напряженный труд и нестандартный подход к делу позволили Ефиму Васильевичу по основным вопросам боевого применения и боевой подготовки вывести свою бригаду на передовые позиции среди других соединений. Проводя пуски ракет, он невольно вспоминал легендарные реактивные минометы «ванюша», наводившие ужас на неприятеля в годы войны.
     Опыт Ефима Васильевича был востребован и на ниве вузовской работы – подготовки военных кадров. Сослуживцы вспоминают, что начальник Камышинского артиллерийско-технического училища был не только строгим, но и заботливым педагогом-воспитателем, способным зажечь людей инициативой и своим примером. Ефим Васильевич был прекрасным спортсменом. Первое, что создавал на новом месте службы – спортивные площадки с обязательным наличием различных снарядов.
     Уже будучи маршалом артиллерии, он виртуозно исполнял и показывал упражнения на перекладине, в том числе известную всем военным «склепку». Уважительное и пристрастное отношение к спорту Е.В. Бойчук выработал еще в детские годы. В школу он не просто ходил, а бегал. Туда и обратно – 12 км ежедневно.
     Что же касается духовных, педагогических качеств, то прочные основы их сформировала мать Ефима Васильевича Пелагея Трофимовна, родившая и воспитавшая пятерых детей. Ефим был пятым, то есть самым младшим ребенком. И естественно, больше всего испытал на себе ласку, душевную теплоту и заботу любимой мамы. Прекрасные человеческие качества, унаследованные от родителей и выработанные повседневным личным трудом, Ефим Васильевич сохранил на всю жизнь, и сегодня они живы в нашей памяти.
     Особый след в судьбе и памяти Е.В.Бойчука оставил заместитель министра обороны, первый главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М.И. Неделин. «Не скучно работать начальником училища? Не закиснул ли ты еще на камышинских арбузах? – спросил при встрече легендарный главком. – Это, конечно, шутка. А суть ее состоит в том, что надо заняться созданием ракетных частей на земле седого Урала».
     Три года (с 1957 по 1960 гг.) полковник, а затем генерал-майор артиллерии Е.В. Бойчук руководил разведкой стартовых площадок и строительством объектов ракетных дивизий, которые и составили прочную основу ракетного корпуса, которым он командовал. Главными требованиями были срочность, надежность и скрытность. Работа была сделана в срок, с высочайшей степенью качества и надежности.
     Что же касается скрытности, то ракетные позиционные районы, с учетом требований того времени, строились в отдаленных от административных центров местах, как говорится, в «глухих медвежьих углах». Конечно, с развитием космической разведки вероятного противника это требование потеряло первоначальную значимость. Но когда в 1960-е годы ракетные дивизии корпуса сыграли решающую роль в мирном разрешении Карибского кризиса и, по сути дела, предотвратили третью мировую войну, отношение к скрытности резко изменилось. В то время в США даже не подозревали, что две уральские ракетные дивизии были вооружены стратегическими ракетами, которые по дальности стрельбы достигали территории США. Кстати, упоминавшаяся 42-я стрелковая дивизия была одной из них, но уже ракетной. Именно тогда шутливая поговорка стратегических ракетчиков о том, что «в глухом заброшенном краю Ефим Бойчук открыл Юрью», потеряла свое первоначальное значение, поскольку стало очевидным истинное значение маскировки. После разрешения Карибского кризиса стали поговаривать: «И хорошо, что он открыл ее».
     Свидетельством высочайшей работоспособности, компетентности и военного таланта генерала Е.В. Бойчука стала его 14-летняя служба в Генеральном штабе. Пройдя служебный путь от начальника отдела до первого заместителя начальника Главного оперативного управления Генерального штаба, он внес неоценимый вклад в становление и развитие РВСН, стратегии и оперативного искусства Вооруженных Сил.
     Когда же в 1974 году потребовался достойный руководитель важнейшего Главного управления Министерства обороны, ответственного за разработку, производство, обеспечение войск и хранение ядерных боеприпасов Вооруженных Сил, то выбор пал на генерал-полковника Бойчука.
     Первыми шагами в деятельности начальника 12-го Главного управления Минобороны было всестороннее изучение документов и методик по вопросам эксплуатации ядерного оружия. После широкого и всестороннего размышления и анализа стало очевидно, что многое устарело, не соответствует требованиям времени, что необходимы новые подходы к способам содержания ядерных боеприпасов. С разрешения Генерального штаба был проведен ряд опытных войсковых учений. По их результатам разрабатывались новые положения о хранении и доставке ядерных боеприпасов к средствам их применения. Эта весьма объемная и важная работа проводилась в течение нескольких лет.
     Практическое внедрение в практику войск нового Наставления по ядерно-техническому обеспечению значительно и существенно увеличивало надежность при работе с ядерным оружием, в несколько раз сократило сроки приведения его в боевую готовность.
     Именно за Е.В. Бойчуком было последнее слово о судьбе нового способа погрузки ядерных боеприпасов. Несмотря на кажущуюся опасность этого способа, он достаточно эффективен и, как свидетельствует многолетняя практика, менее опасен, чем предшествующие.
     Генерал гордился тем, что порученное ему сложное и ответственное дело «идет в гору» не без ощутимого понимания и поддержки коллектива. Достигнутые успехи окрыляли на поиски новых технологических и организационных решений. За очень короткое время он провел много специальных совещаний, конференций, учений и т.п.
     Под непосредственным руководством Е.В. Бойчука создавалась и принималась на вооружение специальная техника нового поколения. В каждом виде Вооруженных Сил и военном округе проводились учения по организации взаимодействия в ходе подготовки и ведения боевых действий, различных операций.
     Из 50 лет военной службы 11 лет Ефим Васильевич отдал ядерному главку. Его роль в развитии и упрочении позиций 12-го Главного управления Министерства обороны трудно переоценить. Под руководством Бойчука в боевой состав вводились новые объекты «С», сформирована организационно-штатная структура подвижных формирований. В 1980 году в 12-м Главном управлении создан штаб, а несколько ранее образован специальный филиал Центрального научно-исследовательского института, созданы медицинская и химическая службы.
     Сегодня со всей уверенностью можно утверждать, что к середине 1980-х – началу 1990-х годов 12-е Главное управление избавилось от «складского» облика и фактически стало войсками ядерно-технического обеспечения. Это была важная ступень на пути к официальному утверждению Президентом Российской Федерации в 2006 году Дня специалиста по ядерному обеспечению.
     Отличное знание дела, развитое чувство государственной ответственности, умение организовать коллектив на качественное решение поставленных задач, чуткость и командирская забота о подчиненных – это и есть основные составляющие секрета успехов Ефима Васильевича. За многолетнюю и безупречную службу в рядах Вооруженных Сил, весомый личный вклад в укрепление обороноспособности страны Е.В. Бойчук в 1984 году удостоен высшей государственной награды – Звезды Героя Социалистического труда. Он награжден двенадцатью орденами и шестнадцатью медалями Родины и зарубежных государств. В 1980 году ему было присвоено воинское звание маршал артиллерии.
     Вся его жизнь – убедительное свидетельство того, что Ефим Васильевич Бойчук – настоящий боец, и по праву принадлежит к плеяде великих солдат России. Тех, кто громил врага и создавал сверхдержаву.
     Недавно ушедший от нас Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II однажды сказал: «Что посеешь в этой жизни земной, то и пожнешь в жизни вечной!» Знал Ефим Васильевич эту заповедь или нет – неизвестно. Но даже эти краткие воспоминания, думаем, убеждают, что задел для жизни вечной он сделал колоссальный. Дело его живет в сердцах его друзей и товарищей, в душе и чувствах его любимой жены Людмилы Васильевны, сыне, двух дочерях и пятерых внуках и внучках. Сын Геннадий Ефимович – генерал-майор, дочь Елена Ефимовна – полковник, четверо из пятерых внуков и внучек – офицеры. Практически весь род Бойчуков – люди военные, продолжатели славных дел отца и деда.
     В знак глубокого уважения и памяти о маршале артиллерии Ефиме Васильевиче Бойчуке на здании 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации в этом году открыта мемориальная доска, а в помещении средней школы № 985 г. Москвы создан музей «Рожденные атомной эрой».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex