на главную страницу

23 Декабря 2008 года

Армия и общество

Вторник

О ТРАДИЦИЯХ, ДОБЛЕСТИ И СЛАВЕ



     
ПРИВЕТ ОТ ФРОЛОВИЧА

     Почти 21 тысяча мичманов и прапорщиков, проходящих службу в частях постоянной готовности, продолжат службу в своих званиях до выхода на пенсию. Их не коснется объявленное упразднение института прапорщиков и мичманов, проводимое ныне в рамках оптимизации Вооруженных Сил. Об этом РИА «Новости» сообщил член комитета по обороне Государственной Думы России депутат Михаил Мусатов, рассказывая об итогах заседания комитета с участием представителей Министерства обороны РФ.


     Мой телефонный звонок заместителю командира БПК «Адмирал Левченко» по воспитательной работе капитану 2 ранга Александру Руденко застал корабль на Североморском рейде. Через пять часов кораблю предстояло покинуть Кольский залив и следовать курсом на Атлантику и Средиземное море.
     Перекинувшись со мной парой фраз, Александр Викторович вдруг выдал:
     - А тебе, кстати, привет от Комиссарчука!
     - От Фроловича? – это стало полной неожиданностью, так как я знал, что еще в феврале старшего мичмана Комиссарчука премировали квартирой в Подмосковье. – Так он еще не уволился?
     - Рядом со мной стоит, – сказал Руденко, передавая трубку Комиссарчуку.
     - Владимир Фролович, а что с квартирой?
     - Документы на подмосковную Купавну застряли где-то в «верхах» на утверждении, – с грустью в голосе ответил старый знакомый. – А я вот вновь ухожу в очередной поход...


     Не раз на большом противолодочном корабле (БПК) «Адмирал Левченко» слышал о человеке-легенде – старшем мичмане Владимире Комиссарчуке: своими руками он делает удивительные вещи. Корабль, на котором он появляется, образно говоря, обречен на успех. Однажды Владимир Фролович в базе на одном из БПК родного соединения выполнил ремонт, требовавший как минимум заводского вмешательства и... шестизначной суммы капиталовложений.
     - Нет такой неисправности, – свидетельствуют в электромеханической боевой части «Адмирала Левченко», – что поставила бы Комиссарчука в тупик...
     Старший мичман Владимир Комиссарчук, старшина команды машинной группы, более тридцати лет в дивизии противолодочных кораблей Северного флота. С 1975 года! Начинал на СКР проекта 159, затем – СКР проекта 1135. Прошел практически все корабли соединения. Десять боевых служб и восемь визитов в иностранные порты, не считая «мелкие» выходы в море – это на месяц-два. А конкретно на «Адмирале Левченко» – с начала девяностых годов. Ветеран корабля, в авторитете! Не зря на двери каюты командира БЧ-5 на табличке с фамилиями проживающих в ней под капитаном 2 ранга Куташевым значится: «Старший мичман Комиссарчук В.Ф.».
     Много лет назад Владимир Фролович окончил Николаевский кораблестроительный институт по специальности «инженер-механик по ремонту и эксплуатации газотурбинных силовых установок». И ведь запросто мог – с его золотыми руками и прямо-таки механическим даром – сделать себе более респектабельную карьеру, нежели выбрать стезю флотского мичмана.
     - Да нет, – рассказывал «дед», – мне как-то это больше по душе: зная слабые места корабля, устранять их. Даже в данный момент то одно полетит, то другое. Техника стареет, изнашивается. Поэтому мы что-то изобретаем, совершенствуем, вносим какие-то новшества в корабельную технику, проявляя инженерную мысль, и стремимся продлить ей срок службы.
     В электромеханической боевой части «Адмирала Левченко» Владимир Фролович старше всех, поэтому и кличут его все уважительно «дедом». Остальные, как сам говорит, «дети мои, всех выучил». Даже начальник электромеханической службы соединения капитан 1 ранга Юрий Сокол -ученик Фроловича: начинал рядом с ним лейтенантом. Словом, в дивизии много тех, кто постигал у Комиссарчука науку работать с «железом». Некоторые пошли вверх: преподают в военно-морских инженерных институтах, сами уже стали начальниками «железных» – электромеханических – кафедр. Их имена Фролович называет с особой теплотой – Лапшин Саша, Михайлов Володя...
     По прибытии на корабль лейтенантов механического профиля сразу отправляют на собеседование к Комиссарчуку. Как же «дед» встречает молодого лейтенанта? С чего начинает разговор с ним?
     - Да с главного – что такое газотурбинный двигатель? – без намека на какую-либо иронию говорил старший мичман. – Чтобы узнать, имеет ли вообще понятие о предмете предстоящей службы?
     Если не отвечает, значит, с ним бесполезно работать: он пять лет просидел в военно-морском инженерном институте, «прокурил букварь», не по заслугам получил диплом и пришел на флот «без царя» и мало-мальских механических знаний в голове. И таких уже не переубедить.
     А Владимир Фролович по глазам определяет, что из офицера выйдет толк: если они блестят, значит, парень выбрал дело по душе и все у него со временем и опытом сладится. Например, когда нынешний командир дивизиона движения БЧ-5 БПК «Североморск» старший лейтенант Алексей Рыженин пришел еще командиром группы в БЧ-5 «Адмирала Левченко», сразу было видно, что парень служит с желанием, стремится к «механическим» знаниям: не стеснялся задавать вопросы, прямо засыпал ими Фроловича. В экипаже тогда шутили, что Алексей за Комиссарчуком как нитка за иголкой тянется.
     Спустя три десятилетия флотской службы Владимир Фролович не жалеет, что так сложилась судьба. Да, высшее образование! Но это уже после срочной службы и школы техников. Когда стал мичманом, поступил в институт. Учился заочно, в промежутках между боевыми службами отправлял контрольные работы в вуз. Однако тогда нельзя было получить офицерское звание, так как в их институте отсутствовала военная кафедра. Когда же появилась теоретическая возможность стать офицером, уже не позволил возраст.
     Нет, старший мичман Владимир Комиссарчук не жалеет о судьбе, схожей с судьбами многих его сверстников даже тем, что после стольких лет службы долго ждал сертификат на жилье. Премировали наконец квартирой, так документы на нее застряли где-то в инстанциях. Поэтому и отправился 5 декабря Фролович в свой очередной дальний поход. Называть его последним у моряков не принято.


     На снимках: старшина команды машинной группы БЧ-5 БПК «Адмирал Левченко» старший мичман Владимир КомиссарЧук: в его глазах - опыт, в руках - ход корабля, на плечах - мичманские погоны; «Адмирал Левченко» в дальнем походе.
     
Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
Фото автора.

     
«ЗОЛОТОЙ ФОНД» ФЛОТА

     Происходящие в Вооруженных Силах преобразования затронули институт мичманов и прапорщиков, появившийся в Советской Армии и Военно-морском флоте в 1972 году. Применительно к ВМФ сокращены будут лишь «хозяйственные» должности, не входящие в штаты сил и частей постоянной готовности. Остальные же мичманы плавсостава, прапорщики морской пехоты и равные им продолжат службу в своих званиях и на своих должностях до завершения контрактов либо увольнения в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Это позволит сохранить боеспособность флота на «переходный период».


     
Первые помощники офицеров

     Форсированное упразднение должностей мичманов в соединении дизельных подлодок Тихоокеанского флота, по мнению его начальника штаба капитана 2 ранга Андрея Дергоусова, не лучшим образом сказалось бы на эксплуатации боевой техники и дисциплине в экипажах кораблей. Кстати, в профессиональном становлении Андрея Николаевича как офицера-подводника, специалиста и командира данная категория военнослужащих сыграла далеко не последнюю роль. Например, мастерством торпедных атак будущий начальник штаба овладевал под руководством старшего мичмана Валерия Соломина. Еще в пору курсантской практики в 1993 году на показательных торпедных стрельбах опытный старшина команды торпедистов чувствовал себя как рыба в воде, от начала и до конца безошибочно осуществив за командира минно-торпедной боевой части все необходимые действия. А позже уже старшина команды трюмных мичман Михаил Шахматов подавал пример педантичного отношения к вверенной материальной части – на корабле, куда новоиспеченный лейтенант Дергоусов получил назначение, лучше мичмана водоотливные и осушительные системы, пожалуй, не знал никто. Полученные от них опыт и знания офицеру пригодились, когда, покинув атомоходы, он продолжил службу на дизельных подлодках.
     - Мичман может заменить матроса или контрактника, но далеко не каждый контрактник способен сегодня стать мичманом, – считает капитан 2 ранга Андрей Дергоусов.
     В подплаве мичманы – это первые помощники и заместители офицеров как в вопросах эксплуатации машин и механизмов, так и в управлении боевой частью. А поскольку по своему положению они ближе к личному составу, то одновременно выступают заботливыми наставниками матросов и старшин. Кроме того, постоянного участия и напряжения сил требует сама специфика службы в подплаве. По своей психологии нынешний контрактник больше сравним с наемным работником, стремящимся, отработав положенное, поскорей покинуть горячий цех. Но даже при буквальном соблюдении всех условий – наличии авторитета у командиров, любви к кораблю и военной службе, незаурядного знания техники и умения руководить подчиненными – ранее, чем лет через семь непосредственного обучения на корабле хорошего мичмана из матроса-контрактника не получится.
     К примеру, экипаж капитана 2 ранга Юрия Конкина не так давно получил указание о предстоящем дальнем плавании. Несмотря на срочность и сложность задания, подводники спокойно, без нервотрепки осуществили цикл подготовки и своевременно покинули базу. И в том, что лодка сегодня успешно решает задачи боевой службы, немалая заслуга старшины команды торпедистов старшего мичмана Алексея Дмитриева, старшины команды трюмных старшего мичмана Юрия Киндеева, техника-радиотелеграфиста мичмана Евгения Шевеля и старшины команды электриков мичмана Алексея Исыпова – высококлассных, бесконечно преданных своему делу специалистов.
     - Незаменимых людей, как известно, не бывает, – подытожил капитан 2 ранга Дергоусов. – Однако, чтобы контрактники точно в те же сроки и с требуемым качеством сумели подготовить лодку и выйти на ней в море как мичманы, требуется качественно новый уровень их подготовки.
     
На Каспии судят не по погонам, а по делам

     - Пока сложно судить, как будут выглядеть грядущие изменения в контексте упразднения института мичманов: наше дело – точно и в срок выполнить приказ, – начальник штаба бригады охраны водного района (ОВР) Каспийской флотилии капитан 2 ранга Олег Малкин в разговоре не обходил острых углов. – Понятно, что офицерам придется перестраиваться психологически. Ведь офицер еще с училища помнит наказ преподавателей: по приходе на корабль необходимо учиться специальности и службе у мичманов. Именно они – «золотой фонд»! На их опыте, знаниях и умении работать с моряками во многом держалась и держится пока вся корабельная организация.
     Общее настроение мичманов в ОВР в целом спокойное: от замены двух серебристых звездочек «лычкой» главного корабельного старшины на погонах в материальном плане мало что изменится. А вот в моральном...
     Бригада охраны водного района во многом уникальна. Из всех командиров, например, в гвардейском дивизионе артиллерийских катеров только командир МАК «Астрахань» – офицер. Остальные – мичманы. Схожая картина и на дивизионе тральщиков.
     В итоге в бригаде ОВР восемью артиллерийскими катерами и речными тральщиками командуют мичманы, хотя штатом предусмотрены офицеры: штатная категория хозяина ходового мостика – старший лейтенант. Однако едва выпускник ввмуза приходит на должность, как через год-два ему пора уходить на повышение. А корабельная организация от частых командирских перемещений только страдает. Поэтому несколько лет назад командование флотилии решило воспользоваться правом замещения некоторых младших офицерских должностей наиболее подготовленными мичманами. Опыт оказался удачен как в отношении повышения боеготовности, так и укрепления воинской дисциплины. Командиры катеров и тральщиков гвардии старшие мичманы Андрей Емеров, Вячеслав Чижевский, Григорий Фомин и Сергей Заворотынский, старшие мичманы Василий Мешков и Евгений Иванов проявили себя достойно.
     - Сложно судить, как будет дальше, – помощник командира АК-044 мичман Олег Толкачев уже немало передумал о своей дальнейшей службе. – Однако из-за того, что стану, как предполагается, главным корабельным старшиной, с флота не уйду. А насчет престижа скажу одно: о нас в бригаде судят не по погонам, а по делам.
     Командир речного тральщика старший мичман Василий Мешков на ходовом мостике также не случайный человек. Служил на Камчатке, в нынешней должности уже больше пяти лет:
     - Нужно оставаться командиром в любых обстоятельствах. А на деле старший боцман и я будем в равных званиях – главными корабельными старшинами.
     Сейчас если должности техников, старшин рот и команд, инструкторов, начальников учебных кабинетов еще можно заместить главными корабельными старшинами, то с командирами катеров, которые по статусу – корабли 4 ранга, ситуация сложнее. Таковых на Каспийской флотилии немало. Кроме восьми катеров и тральщиков, в бригаде ОВР есть еще «мичманские» десантные катера типа «Серна». Водолазными и пожарными катерами также командуют мичманы. На подобных «единичках» к упраздняемым категориям относят помощников командиров и командиров электромеханических боевых частей.
     
Сокотра, «Волна» и ветераны флота

     - Возможно, что сегодня флот просто не готов в одночасье отказаться от мичманов, которые служат на боевых кораблях, – говорит командир большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» ТОФ капитан 2 ранга Андрей Кузнецов. – И причина тут одна: их некем заменить.
     Ведь для того чтобы подготовить хорошего специалиста для службы на боевом корабле, требуются годы. А большинство мичманов связали судьбу с флотом, подобно офицерам, на всю жизнь. Причем если офицер в ходе служебной карьеры нередко меняет место службы, то эта категория военных моряков, как правило, накрепко привязана к одному кораблю. Могу назвать многих мичманов, которые служат в экипаже «Маршала Шапошникова» больше десятка лет начиная со срочной. Среди них, например, старшины команд машинистов-газотурбинистов и боевой части связи мичманы Андрей Агарев и Сергей Новиков.
     А старшина команды артиллерийских радиометристов старший мичман Николай Карпа, который через год уволится в запас (ему уже за 40), и меня учил в лейтенантскую бытность, а ныне щедро передает опыт молодым, в том числе матросам-контрактникам.
     Мичманы – это люди, умеющие не только обслуживать технику и вооружение, но и ремонтировать ее, не дожидаясь заводских специалистов. Тот же мичман Агарев сколько раз выручал экипаж в море, если что-то выходило из строя! Причем в их руках любая, даже несовременная техника может нормально действовать, что немаловажно в условиях дефицита финансовых средств на ремонт либо приобретение новой. Помню, на боевой службе в 2003 году в Индийском океане, когда стояли у острова Сокотра, встречались со сторожевым кораблем «Сметливый» Черноморского флота России, в экипаже которого служили несколько мичманов в возрасте, мягко говоря, преклонном. Так вот эти ветераны так подготовили к учебному бою старый зенитно-ракетный комплекс «Волна», что отстрелялись на «отлично».
     Конечно, сейчас качественно меняется корабельный состав, на смену матросам, проходящим службу по призыву, набираем контрактников, что и предполагает постепенный переход всего экипажа на профессиональную основу. Но эти молодые люди пока еще не готовы связать судьбу с Военно-морским флотом таким узлом, как это сделали наши мичманы. И вообще контрактники по профессиональной подготовке не готовы в ближайшее время заменить тех же старшин команд. Для этого, повторюсь, потребуются годы и годы.
     
Найти равноценную замену?

     Недавно мы встретились с командирами трех ведущих бригад наводных кораблей Черноморского флота РФ: охраны водного района, ракетных катеров и спасательных судов, побеседовали с командованием флотского вертолетного полка, представителями кадровых органов. Мнение одно: в свете намеченных перемен обеспечить комплектование экипажей классными, подготовленными специалистами будет очень непросто. Дело в том, что обслуживание корабельного оружия и боевой техники требует не только глубоких специальных знаний, но и практического опыта, который приходит с годами. А мичманы, отдавшие службе на кораблях полтора-два десятка лет (а некоторые и более) в совершенстве освоили технику и в полной мере с ней на ты. Носители практического опыта, они настоящие профессионалы, надежная опора командиров кораблей, полков, эскадрилий, батальонов и рот. В случае необходимости они заменяют офицеров. Более того, молодые офицеры сами нередко обращаются за конкретной помощью к опытным мичманам.
     Недавно побывали на двух боевых кораблях, экипажи которых отличились в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Это МПК «Суздалец» капитана 3 ранга Вадима Джанунца и ракетный катер капитана 3 ранга Игоря Воробьева.
     Командиры, награжденные орденами, тепло и уважительно отозвались о мичманах, подчеркнули их важную роль в решении поставленных перед экипажами задач. Джанунц, например, отметил мастеров военного дела старшину турбомоторной команды БЧ-5 МПК мичмана Александра Кукурузу, старшину зенитно-ракетного комплекса БЧ-2 старшего мичмана Александра Михневича (кстати, опытнейшего специалиста в их дивизионе) и техника электронно-вычислительной группы мичмана Евгения Новосада. А капитан 3 ранга Игорь Воробьев назвал старшего боцмана, старшин команд ракетного оружия, малой зенитной артиллерии и РЭБ – старших мичманов Валерия Лескина, Виктора Штефана, Валентина Носатова и Дмитрия Порватова. Причем отметил, что двое из них еще принимали катер у «промышленности» и вводили его в состав сил постоянной готовности. Их знания и опыт не вызывают сомнений: они могут выйти из любых сложных ситуаций.
     Такого рода «зубры» есть и в полку морской пехоты ЧФ. Это прапорщики, побывавшие в Чечне, Ингушетии и Грузии, в других «горячих точках». Их боевой опыт бесценен. Они обучают морпехов тому, что нужно на войне. К их советам прислушиваются офицеры.
     Побывали и в управлении кадров ЧФ РФ. В отделе, который занимается мичманами и прапорщиками, сообщили, что в отношении мичманов есть только ориентировки. И речь идет о сокращении всего лишь 30 процентов военнослужащих этой категории.
     Заглядывая в перспективу, надо учесть специфику Черноморского флота РФ: набрать необходимое количество военнослужащих-контрактников с российским гражданством для службы на украинской территории взамен увольняемых в запас мичманов и прапорщиков будет сложно.
     
Легендарные «технари»

     Начальник отделения организационного отдела ОМУ штаба Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Анатолий Ступаков, прошедший в свое время путь от командира БЧ-3 до командира МПК, рассказывает:
     - Мичманы появились на флоте в начале 70-х годов прошлого столетия при переходе матросов и старшин на трехгодичную срочную службу. Техника становилась все сложнее, и мичманов назначали старшинами команд и командирами групп. На МПК по штату их было 15. Конечно, боцмана, баталера и кока-инструктора сложно отнести к техническому составу экипажа. Но остальные – технари стопроцентные.
     С большим удовольствием Анатолий Иванович вспоминает опытных и надежных мичманов, с которыми довелось ему служить. К примеру, одним из лучших гидроакустиков на ТОФ был мичман Владимир Смолянов. Кстати, благодаря именно ему бригада много раз завоевывала приз главкома ВМФ по поиску и «уничтожению» подводных лодок. Смолянов одним из первых стал мастером военного дела. Неоднократно на максимальных дистанциях обнаруживал иностранные субмарины, дежурившие у границы наших территориальных вод. Многие это помнят и подтвердят. А ведь чтобы подготовить такого специалиста, требовалось два года учебы в школе техников и затем как минимум три года службы на корабле. Причем ходовом.
     - Большинство мичманов честно и добросовестно выполняли свои служебные обязанности, были примером для срочников как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, – говорит капитан 1 ранга Ступаков. – Вспоминаю, какую самоотверженность проявили они при спасении оставшихся в живых и оказавшихся после катастрофы в воде членов экипажа малого ракетного корабля «Муссон». Не раз слышал, как уверенно и бесстрашно действовали мичманы во время случавшихся на флоте пожаров. И в этом нет ничего удивительного: ведь мичман, прослуживший несколько лет на корабле, прекрасно знает его устройство, а в боевом посту, отсеке ориентируется с закрытыми глазами.
     Конечно, мичманы разные встречались. Некоторые – перекати поле. Год-два – и начинают тяготиться службой. Но очень много и таких, для кого она стала смыслом всей жизни. На атомных подводных лодках, больших противолодочных кораблях можно встретить мичманов, которым уже перевалило за сорок пять. На них, без преувеличения, во многом и держится боеготовность этих подлодок и кораблей.
     Кроме того, на кораблях 3 ранга (например, МПК) мичманы несут вахту дежурного по кораблю, могут на время заместить командиров боевых частей, назначаются командирами расчетов и аварийных партий. Имея среднее техническое образование, затем, получив высшее, они нередко становятся офицерами. А если и не становятся, все равно в глазах подчиненных выглядят «почти офицерами».
     Например, на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» служит гвардии лейтенант Олег Строков, который, будучи молодым мичманом, принимал корабль от «промышленности». Благодаря ему в начале двухтысячных годов, когда изменились штаты, удалось с минимальными усилиями написать новую книгу корабельных расписаний. Потому что лучше его устройство и организацию корабля никто не знает. Командиры корабля, старпомы, помощники менялись. Два, три, четыре года – и уходили. Это понятно: надо расти! А Строков – старожил корабля. Поэтому и стал одним из авторов основного документа, по которому сейчас живет экипаж.
     На берегу, согласен Ступаков, иного мичмана или прапорщика может заменить старшина, сержант и даже гражданский человек. На корабле это сделать очень сложно. Техника совершенствуется. Есть работа, на которую не способен старшина и которую не будет делать офицер. Только мичман. Уйдет он – и конкретный механизм остановится.
     У старшины в зависимости от специальности может быть максимум пятый разряд. Если поставить на его должность мичмана, имеющего сейчас, к примеру, девятый разряд, то он потеряет в деньгах. Кто на это согласится? Выход один: мичман на должности старшины должен получать довольствие по своему прежнему разряду. При этом нельзя забывать, что мичман после долгих лет службы имеет, согласно законодательству, ряд социальных льгот. Старшина же, выслуживший те же сроки, таких льгот не имеет.

     На снимках: старшина команды комендоров БЧ-2 старший мичман Николай ТИМЕРГАЛИЕВ; инструктор по парашютно-десантной подготовке морской пехоты гвардии прапорщик Мади ТУРАШЕВ; по штату командир десантного катера типа «Серна» - мичман; в посту энергетики и живучести (ПЭЖ) БПК «Маршал Шапошников» (слева направо) старшина команды машинистов БЧ-5 мичман Николай ПОНОМАРЕВ и старшина машинистов-газотурбинистов БЧ-5 мичман Андрей АГАРЕВ.
     
Виталий АНЬКОВ, Константин ЛОБКОВ,
Владимир ПАСЯКИН, Евгений УСТИНОВ, Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда».
Фото Константина ЛОБКОВА и Александра ЧЕБОТАРЕВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex