на главную страницу

23 Декабря 2008 года

Страна и мир

Вторник

Профессор КОЭН:
«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК
СТРЕМИТЕЛЬНО РУШИТСЯ...»



Мировая экономика, развивающаяся уже несколько столетий в рамках «капиталистической модели», столкнулась, пожалуй, с самым серьезным вызовом за все время своего существования. Неделю назад мы представили мнение видного западного экономиста профессора Даниэля Коэна, изложенное им в интервью французскому еженедельнику «Монд-2».
Проанализировав явления, происходившие в мировой экономике в 1980-е годы, он сделал вывод, что еще тогда наступил конец «капитализму предпринимателей», т.е. промышленному капитализму. Ему на смену под влиянием идей «рыночного фундаментализма» пришел финансовый капитализм. Так называемые неомонетаристы навязали правительствам западных стран курс на отказ государства от активной позиции как принципа регулирования экономики. «Рынок, лишенный регулирующей опеки государства, был провозглашен непобедимым. Безработица - естественной», - заявил Коэн. Вина на нынешний кризис во многом лежит на властях США - именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с завершающей частью интервью французского экономиста.


     С вступлением Алена Гринспена в США в должность директора Федеральной резервной системы были приняты решения, последствия которых мировая экономика сегодня ощущает. Он сделал широкодоступными «легкие деньги», разблокировал крупные ликвидные средства, которые способствовали высокорисковым кредитным операциям. «Рыночная финансовая система сфабриковала в таких условиях новую посредническую систему, полностью свободную от необходимости соблюдения правил, которые ограничивали деятельность классической финансовой системы», - отмечает Коэн.
     «Вскоре, следуя духу дерегламентирования, столь дорогого Рейгану и введенного Гринспеном, появился и второй слой посреднической системы, причем образовавший обходную линию вокруг банковской системы. То есть то, что принято называть теневой банковской системой, - говорит специалист. - Эта теневая система «весит» 10 триллионов долларов, т.е. столько же, сколько и классическая банковская система. Но с той разницей, что она свободна от различного рода регламентаций и подталкивающих к острожным действиям правил, касающихся деятельности депозитных банков. В данной системе действуют инвестиционные банки, которые занимают средства на рынке кредитов и действуют в рыночной сфере. Это также различного рода хеджевые фонды прямых инвестиций (private equity funds), различного рода страховые компании».
     «И все это - на абсолютно законной основе, пользуясь пробелами в системе регуляции, но также и определенным попустительством властей... Почему? Судя по всему, по той причине, что они попали под воздействие той воцарившейся атмосферы идей, новой парадигмы рынка, предоставленного самому себе, - идей, согласно которым финансовые операции были способны саморегулироваться».
     Отвечая на вопросы, касающиеся развития ситуации в США, Коэн отметил, что в сложившихся условиях «Ален Гринспен делал заявления в защиту стремления американцев жить в кредит, что было самооправданием проводимого им курса».
     

     В США неравенство между людьми достигло крайних пределов.
     

     н подверглись террористическим атакам так и не идентифицированной до конца тайной организации. - Ред.), который последовал за кризисом, вызванным рухнувшими надеждами на высокие доходы от деятельности в Интернете, Гринспен был напуган тем, что близость по времени двух этих событий может вызвать спад в США. Именно поэтому он проводил крайне попустительскую политику в отношении низкого уровня банковского процента и необходимости соблюдать нормы безопасности операций. И тем самым он лишь ускорил взрывоопасный процесс. Сначала произошло гигантское снижение объемов сберегательных средств американских семей, а за этим последовало и ухудшение платежного баланса США. Но американцы продолжали тратить деньги и потреблять так, словно они были столь же богаты, как и в прошлом. Им удалось противостоять усилению неравенства в доходах благодаря доступным кредитам. Они говорили себе: я зарабатываю меньше того парня с Уолл-стрит, но я куплю себе такую же машину, как он, такой же плазменный телеэкран высокой четкости и т.д. Куплю в кредит».
     

     Нас ждут два черных года.
     

     «В результате, - подчеркнул Коэн, - был создан механизм ускорения предоставления кредитов, затем возникла сфера сверхприбылей в недвижимости, судьба которой нам сегодня известна»...
     «В США неравенство между людьми достигло крайних пределов. Исследование, проведенное моими коллегами Томасом Пиккети и Эмманюэлем Саез, показали, что 1 процент населения, самый богатый слой людей, обрели статус, аналогичный богачам начала XX века. Их доходы составляют более 16 процентов национального дохода, тогда как после Второй мировой войны доход этой категории людей равнялся 7 процентам. Это подлинное извращение основ традиционного капитализма. Еще в своем классическом труде 1904 года «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер разъясняет, что если бы капитализм характеризовался исключительно лишь алчностью, жаждой денег, неравенством, то он мог бы возникнуть и на Ближнем Востоке у финикийских купцов или в богатой Венеции у торговцев специями. Однако он появился в Великобритании, а затем распространился на США и Северную Европу», - напоминает Коэн.
     Вебер признавал, что алчность является одной из главнейших основ человеческой деятельности, но в то же время он показывал в своем труде, как с первых своих лет капитализм содействовал рационализации труда, вносил рациональность в эту любовь к деньгам, создавал условия для существования доверия в экономике и финансах, уравновешивал всю систему с помощью принципа свободной конкуренции, правил, законов. Сегодня, судя по высказываниям Коэна, ситуация качественно иная.
     По его мнению, «в дальнейшем нам следует избежать, чтобы после нынешнего кризиса возникло впечатление, что капиталистическая система сама собой встанет на нравственную позицию. И что те, кто отличался вредоносным поведением ранее, прислушаются к критике и, осознав содеянное, откажутся от подобных действий. Не надо забывать, что человеку свойственно упорствовать в своих ошибках. Как говорил Спиноза, чтобы управлять судьбой, нацииВ США неравенство между людьми достигло крайних пределов.
     лучше полагаться на действие законов, чем на малонадежную эволюцию человеческой природы. То есть нам совершенно необходимы новые законы, регулирующие финансовую сферу».
     Отвечая на вопрос, как, по его мнению, будут развиваться в дальнейшем события, связанные с финансово-экономическим кризисом, Коэн отвечает: «Мы станем свидетелями всеобщего сужения зоны кредита - так называемого кредитного кризиса. Банки, страдая от понесенных потерь либо же просто из предосторожности, резко сократят общий объем предоставляемых кредитов. За этим последует замедление темпов экономического развития».
     «Ситуация рискует еще более усугубиться, - считает экономист, - так как нынешнее снижение темпов экономического развития еще почти не связано с финансовым кризисом, а вызвано повышением цен на сырье и последовавшим за этим усилением инфляции. Финансовый кризис показал свой оскал уже с лета нынешнего года. Главных пострадавших от снижения объема предоставляемых кредитов было двое - предприятия и семьи. Причем именно семьи пострадали наибольшим образом - особенно в сфере кредита на недвижимость».
     «Кредитный кризис нанесет удар по здоровому телу экономики, и весь вопрос заключается в том, как долго это продлится? - отмечает Коэн. - Будет ли это долговременный процесс, как кризис в Японии, то есть продлится ли он более десяти лет? Либо же, учитывая вливание 1000 миллиардов американских долларов и европейские национализации, мы пройдем через период кризиса без тяжелых последствий? Именно эта неопределенность отражается в нынешних колебаниях индексов на мировых биржах. Одно мне совершенно ясно - для нас 2009 год, и практически очевидно, что и 2010 год, станут годами в траурной каемке. Это будут два черных года, которые вызовут крупные переоценки ценностей в политической сфере как во Франции, так и в других странах мира».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex