на главную страницу

30 Декабря 2008 года

Новые книги

Вторник

Мифы – далеко не безвредны

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В издательстве «Вече» вышла первая книга из нового пятитомного проекта Арсена Мартиросяна «Запад против России» - «За кулисами Мюнхенского сговора. Кто привел войну в СССР?». Ее автор, офицер запаса, благодаря своему нестандартному взгляду на многие события нашего прошлого приобрел широкую известность среди интересующихся тайнами мировой истории. На этот раз Мартиросян представляет читателям свой особый взгляд на трагические события 1937 года и раскрывает роль британских спецслужб в тех событиях. По его мнению, правящие круги англосаксонского Запада «конвертировали» последствия «заговора Тухачевского» в Мюнхенский сговор 1938 года с Гитлером, что в конечном счете привело ко Второй мировой войне. На днях с Арсеном Бениковичем встретился наш корреспондент.

     - Арсен Беникович, надо ли опять поднимать тему 37-го?
     - Со времен ХХ съезда КПСС и выступления на нем Никиты Хрущева в нашем общественном сознании существует мнение, что-де «без Сталина, может, и войны бы не было». В последующие десятилетия в круговерти исследований о войне появилось якобы историческое объяснение этой мысли. Так, в интервью писателю Константину Симонову один уважаемый участник военных событий заявил, что «без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел...».
     - А можно ли верить появившимся в перестроечные и постсоветские годы многочисленным интервью, беседам, воспоминаниям уже ушедших из жизни военачальников и политиков? Посмертные мемуары, воспоминания, беседы, не публиковавшиеся ранее фрагменты, якобы изъятые из первых прижизненных изданий...
     - Это обширное поле для увлекательных журналистских расследований, как и для всевозможных инсинуаций. Много неясного в обстоятельствах появления воспоминаний Хрущева, Микояна, Судоплатова и многих других. К примеру, у Судоплатова более чем странные нестыковки по вопросам предвоенной деятельности советской разведки. Не хочу утверждать, что то были, как говорят профессионалы, активные мероприятия... А что творится со всякого рода дополнениями к мемуарам Жукова - ни пером описать, ни словами рассказать. Такое впечатление, что кто-то овладел искусством вызывать дух Георгия Константиновича и постоянно с ним согласовывает новые дополнения, естественно, с оглядкой на текущую конъюнктуру, как политическую, так и в исторических исследованиях о войне.
     - Вернемся к главной теме нашего разговора. Разве высшее командование РККА не было буквально выкошено в результате раскрытия «военно-фашистского заговора» и прочих громких дел?
     - Под чьим же тогда командованием наша армия сорвала нацистский блицкриг? Под чьим руководством были осуществлены контрнаступление под Москвой, победоносные Сталинградская и Курская битвы? Что, солдаты сами по себе дотопали до Берлина?
     - Вы хотите сказать, что репрессии не нанесли армии существенного вреда?
     - Даже в так называемый период репрессий иностранные военные атташе в Москве докладывали своему начальству, что высоко оценивают боевой потенциал Красной Армии. В апреле 1938 года - в разгар чисток - французский военный атташе Паласс сообщал в Париж, что РККА вполне в состоянии защитить собственную территорию, а ее наступательная мощь, хотя и является ограниченной, может нанести врагу серьезный урон. То же самое и тогда же сообщал в Лондон британский военный атташе Файэрбрейс: «Я по-прежнему считаю, что Красная Армия явится внушительным противником». В докладе от 20 апреля 1938 года американский военный атташе Феймонвилл достаточно высоко оценивал шансы Советского Союза противостоять нападению на него «коалиции агрессивных держав» - как с точки зрения подготовленности армии, так и обеспечения страны всем необходимым для ведения войны. Кто мог заставить военных атташе давать такие оценки?
     - Возразить трудно...
     - Утверждение, что без 37-го не было бы 41-го, необъективно. По завершении чисток Вооруженные Силы оказались качественно усилены - в том числе командными кадрами, была повышена оснащенность войск современной боевой техникой. Руководство СССР проводило громадную работу в целях повышения обороноспособности страны.
     - Вы невысоко оцениваете репрессированных военачальников...
     - Тухачевский и иже с ним не были ни гениальными, ни бездарными стратегами. Это были заурядные, нахватавшиеся верхушек военных знаний командиры незаслуженно высокого ранга. Кто-то из них был лучше, кто-то хуже, однако их общий уровень был таков, что всерьез говорить о каких-то «стратегических талантах» просто нельзя. Вся молва об их полководческой славе пошла со времен Гражданской войны.
     Если обратиться к серьезным исследованиям, то станет очевидным следующее: Тухачевский, Уборевич, Якир, Блюхер, Федько, Дыбенко, полуштатские «герои» типа Сокольникова, Лашевича, Смилги, Муралова, Мрачковского талантливыми полководцами себя не проявили. Всеми своими успехами они обязаны кадровым офицерам, перешедшим на службу в РККА. По данным Кавтарадзе, автора уникальной научной монографии («Военные специалисты на службе Республики Советов 1917 - 1920 гг.». - Ред.), в Красной Армии к концу Гражданской войны служили примерно 75 тысяч военспецов.
     - Можно поконкретнее?
     - В период Гражданской войны все главкомы Красной Армии были военными специалистами. Из 20 командующих фронтами 17 являлись военспецами, то есть 85 процентов, среди командующих армиями - 82 процента, среди начальников штабов армий - 90 процентов, среди начальников штабов дивизий - 70 процентов. Правда, из 75 тысяч военспецов 65 тысяч были офицерами военного времени. То есть сугубо кадровыми, обладавшими настоящим военным образованием, было всего 10 тысяч человек. Это столько же, сколько их было у Колчака, в два раза больше, чем у Юденича, однако в три раза меньше, чем у Деникина, кадровый офицерский состав армии которого насчитывал 30 тысяч человек. Преобладание среди военспецов офицеров военного времени объясняется прежде всего тем, что они представляли более демократические слои российского общества, чем кастовое кадровое офицерство.
     Десятитысячный корпус кадровых офицеров оказался очень внушительной силой. Занимая посты начальников штабов и помощников командующих, эти офицеры и генералы были подлинными руководителями фронтов, армий, корпусов и дивизий. Именно они являлись организаторами побед Красной Армии.
     - Как вы считаете, почему они шли служить большевикам?
     - Служили они не коммунистам, а России, которую, по их разумению, могла спасти от расчленения твердая государственная власть, на вершину которой взгромоздились лидеры большевиков. Приход офицеров в Красную Армию был обусловлен не принуждением, хотя и призывали военспецов в ряды РККА, а мощным всплеском русского патриотизма, вызванным наглым вооруженным вмешательством Антанты в Гражданскую войну. Бывшие царские генералы и офицеры понимали, что от Антанты, покровительствовавшей сепаратистам и ярым врагам России, хорошего ждать не приходилось. Они выбрали сильную и независимую от иностранцев национальную армию, хотя и с чуждой им идеологией.
     - Они и за кадром остались по идеологическим причинам?
     - Тухачевский и компания отблагодарили военспецов, принесших им незаслуженную полководческую славу, что называется, от всей души, спровоцировав дело «Весна», в результате которого многие бывшие царские генералы и офицеры были репрессированы еще в 1930 году. Кадровые офицеры, прекрасно знавшие стратегию и тактику иностранных армий, были изгнаны из армии, а очень многие угодили тогда за решетку.
     - Это дело, с которого фактически начинались репрессии в РККА, сейчас как-то не очень вспоминается...
     - Эти аресты предшествовали массовой чистке времен Ежова. Кстати, у выдающегося исследователя и публициста Вадима Кожинова, ныне покойного, в работе «Великая война России» есть заслуживающие внимания наблюдения по поводу арестов 1937 -1938 годов. Цитата из его книги будет весьма уместна в тексте нашей беседы:
     «Господствует мнение, что в результате репрессий 1937 -1938 годов место зрелых и опытных военачальников заняли молодые и неискушенные, и это привело к тяжелейшим поражениям в начале войны. В действительности же на смену погибшим пришли в основном люди того же поколения, но другие - и с иным опытом. Так, скажем, Я.Б. Гамарник, В.М. Примаков, М.Н. Тухачевский, И.Ф. Федько, И.Э. Якир родились в 1893 - 1897 годах, и в те же самые годы, в 1894 - 1897-х родились Г.К. Жуков, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин. Но первые, исключая одного только Тухачевского, провоевавшего несколько месяцев в качестве подпоручика, не участвовали в Первой мировой войне, а вторые (кроме окончившего школу прапорщиков Толбухина) начали на ней свой боевой путь простыми солдатами.
     Далее, первые оказались вскоре после революции на наиболее руководящих постах (хотя им было тогда всего от 21 до 25 лет...) - без сомнения, по «идеологическим», а не собственно «военным» соображениям, - а вторые, медленно поднимаясь по должностной лестнице, обретали реальное умение управлять войсками».
     - Выходит, армия в руках не прошедших должной выучки деятелей, которых принято считать героями Гражданской войны, боеспособной силы собой не представляла?
     - Вот архивный документ - я цитирую: «Плохая боевая выучка войск времен Уборевича и Якира была обусловлена не только низкой квалификацией командиров РККА, но и плохим воинским воспитанием. Об уровне последнего можно судить, например, по коллективному портрету комсостава 110-го стрелкового полка БВО, сделанному комдивом К.П. Подласом в октябре 1936 года: «Млад[шие] держатся со старшими фамильярно, распущенно... сидя принимают распоряжение, пререкания... Много рваного обмундирования, грязные, небритые, в рваных сапогах...»
     - Вы считаете, именно по этим причинам и начались чистки в армии?
     - Знаете, еще за 12 лет до чисток РККА была точно в таком же состоянии. Из-за этого руководство СССР, предварительно выгнав Троцкого со всех военных постов, вынуждено было начать глубокую военную реформу. Но спустя дюжину лет - опять то же самое: при всех реформах, при всем переоснащении оружием и техникой, повышении общеобразовательного уровня военнослужащих, резком улучшении материального положения, особенно командного состава, - тот же беспорядок.
     - Считаете, что чистки были вполне оправданны?
     - Ну а если эти люди даже порядок в войсках поддерживать не могли? Да и чем вообще были ценны эти военачальники для армии? Тухачевский вчистую проиграл польскую кампанию 1920 года и потом, до самого расстрела, доказывал, что в этом виноват кто угодно, кроме него. Блюхер был арестован после фактического поражения в дебюте советско-японского вооруженного конфликта на озере Хасан.
     Что же касается непосредственно самой сути утверждений об обезглавливании Красной Армии, то вранье об этом на орбиту пропагандистской войны против СССР вывел Троцкий. Именно он еще в июне 1937 года, едва только получил сведения о приведении в исполнение сурового приговора Тухачевскому, пустил по миру этот миф. Его статья, опубликованная в «Бюллетене оппозиции», так и называлась: «Обезглавливание Красной Армии». Когда с трибуны ХХ съезда партии заговорил в унисон с ним Хрущев...
     - А может, все-таки Хрущева впечатлили факты? 40 тысяч командиров РККА...
     - Якобы уничтоженных? Эта цифра появилась в докладе Хрущева ХХ съезду. Между тем подлинные цифры были опубликованы в 1951 году в книге «Военные кадры Советского Союза в Великой Отечественной войне». Там говорилось не о сорока тысячах уничтоженных, а о 36.898 человеках, до начала войны уволенных из РККА по разным причинам - в том числе по болезням, пьянству, хищениям... Вот документы из Военного архива. Это справки, в апреле 1940 года подписанные заместителем наркома обороны, начальником Управления по командному и начальствующему составу РККА Ефимом Афанасьевичем Щаденко.
     Приведенные в них таблицы в газете поместить затруднительно, но вот какие выводы там делаются:
     «1. В 1937 г. по политическим мотивам (арестованные, исключенные из ВКП(б) за связь с заговорщиками) составляют - 15.578 или 85% к общему числу уволенных в 1937 г.
     2. В 1938 г. по тем же мотивам - 8.162 чел. или 52% к общему числу уволенных в 1938 г., т.е. почти в два раза меньше против 1937 г.
     Если сравнить общее количество уволенных за два года (1936 - 1937 гг.), составляющее 24.335 чел., с количеством уволенных за 1938 - 1939 гг. - 18.240 чел., то получается, что за первые два года (1936 - 1937 гг.) уволено - 8,6% к списочной численности, за 1938 - 1939 гг. - 3,9% к списочной численности.
     В общем числе уволенных как за 1936 - 1937 гг., так и за 1938 - 1939 гг. было большое количество арестовано и уволено несправедливо. Поэтому много поступало жалоб в Наркомат обороны, в ЦК ВКП(б) и на имя т. Сталина. Мною в августе 1938 г. была создана специальная комиссия для разбора жалоб уволенных командиров, которая тщательно проверяла материалы уволенных путем личного вызова их, выезда на места работников Управления, запросов парторганизаций, отдельных коммунистов и командиров, знающих уволенных, через органы НКВД и т.д. Комиссией было рассмотрено около 30 тысяч жалоб, ходатайств и заявлений
».
     Как видите, приведены цифры, что из уволенных в 1937 году в рядах РККА был восстановлен 4.661 человек, в 1938-м - 6.333, в 1939-м - 184. Таково содержание подлинных документов. Уверен, что, только обращаясь к документам, можно прекратить распространение далеко не безвредных мифов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex