на главную страницу

31 Декабря 2008 года

Российское оружие

Среда

Горизонты армейской авиации

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
  Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ.



«Красная звезда» уже сообщала о заседании расширенной Государственной комиссии по рассмотрению итогов государственных совместных испытаний вертолетов и состояния дел по их серийному производству. Заседание прошло под председательством главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александра Зелина на базе летно-испытательного комплекса Московского вертолетного завода им. Миля и фирмы «Камов» и стало важной вехой на пути реализации государственной программы вооружения.

     Сегодня наш специальный корреспондент более обстоятельно информирует читателей о работе Госкомиссии в подмосковном Чкаловском.
     По оценке главкома ВВС, российская «оборонка» успешно решает стоящие перед ней задачи по обеспечению боевой техникой армейской авиации.
     «С положительным результатом завершены госиспытания круглосуточного, всепогодного вертолетного боевого комплекса Ми-28Н и получено предварительное заключение на опытную серию боевого вертолета специального предназначения Ка-52», - заявил генерал-полковник А. Зелин. Начинается поставка на вооружение Ми-28Н, а в 2009 году будут проведены и завершатся испытания Ка-52.
     Правительством России приняты решения по серийной постройке установочной партии вертолетов Ка-52 на арсеньевском предприятии. Ми-28Н в соответствии с гособоронзаказом будет выпускать ОАО «Роствертол». Поставку машин в строевые части планируется осуществлять подразделениями. Первые вертолеты после их освоения в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации поступят в Северо-Кавказский военный округ. В этом году новые вертолетные ударные комплексы все желающие смогут увидеть на воздушном параде в День Победы.
     На заседании государственной комиссии рассмотрены также итоги госиспытаний учебно-тренировочного вертолета первоначальной подготовки Ансат-У. По результатам испытаний, завершившихся с положительными результатами, принято решение о серийном выпуске машины на Казанском вертолетном заводе. Новая «летающая парта» заменит парк учебных вертолетов в Сызранском училище летчиков.
     Как сообщил главком ВВС, нынешний этап технического перевооружения и оснащения современной авиационной техникой позволит к 2015 году завершить перевооружение всего состава армейской авиации. Всего запланировано поставить в строевые части в ближайшие четыре года более 100 новых вертолетов, что повысит боевой потенциал армейской авиации в 2,5 - 3 раза. Поскольку теперь они смогут вести боевые действия днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях как на равнинной, так и в горной местности.
     Российскому вертолетостроению по силам выполнить гособоронзаказ. График поставок согласован, производственная программа сформирована. Кроме того, возможен и параллельный выпуск продукции для инозаказчиков.
     Генеральный директор компании «Вертолеты России» Андрей Шибитов отметил, что сегодня имеется 12 заявок на поставку Ми-28 по линии ФГУП «Рособоронэкспорт», огромный экспортный потенциал имеют Ка-52 и Ансат. Глава компании подтвердил имеющуюся информацию об интересе Турции к Ми-28, но при этом отметил, что пока компания официального обращения по данному вопросу не получала.
     В ходе демонстрационного показа статической экспозиции, состоящей из вертолетов Ми-28Н, Ка-52, Ми-8МТВ-5, Ансат-У, Ка-31, экипажи ГЛИЦ высказали свои мнения об этой технике и рассказали о новых разработках и модернизированных машинах.
     Не секрет, что до недавнего времени на информационном поле наблюдались весьма активные дискуссии между поклонниками одновинтовой и соосной схем. Однако большинство специалистов не поддержали искусственного противостояния.
     Желающие поставить крест на «Ночном охотнике» или «Аллигаторе», по мнению испытателей, с таким же успехом могут сравнивать недостатки или преимущества ежа и ужа. По оценкам экспертов ВВС, одновинтовая и соосная схемы, как и созданные боевые платформы, имеют и плюсы, и минусы.
     Вместе с тем Ми-28Н и Ка-52 весьма существенно дополняют друг друга. Их эксплуатация в армейской авиации дает ей ряд преимуществ. Ми-28Н «Ночной охотник», словно рыцарь, закованный в латы мощной брони, хорошо подходит для нанесения массированных ударов по противнику. Ка-52 оптимален для ювелирной работы по ведению разведки и управлению ударными группами, но в то же время обладает мощным вооружением.
     Генеральный конструктор фирмы «Камов», рассказывая главкому о ходе проводимых испытаний, особо отметил летный состав ГЛИЦ. Несмотря на то что испытания проводятся в весьма жестких временных рамках, экипажи выполняют свою работу весьма качественно. Благодаря этому с августа прошлого года уже выполнено около 150 полетных заданий, что и позволило столь оперативно завершить этап госиспытаний для получения предварительного заключения на постройку опытной партии машин.
     Аналогично обстояли дела и с другими машинами, в том числе учебно-тренировочным вертолетом начальной подготовки Ансат-У. Он оснащен цифровой комплексной электросистемой дистанционного управления КСУ-А. Ее можно «настраивать» под требования конкретного учебного полета с учетом ограничений летных условий на критических режимах эксплуатации. Функции автоматического управления и стабилизации на КСУ помогают быстрее обучать курсанта и в более сжатые сроки формировать у него необходимые навыки.
     По требованию Минобороны вертолет в отличие от других вариантов Ансат имеет колесные шасси. Машина оснащена двумя двигателями, имеет дублирование наиболее важных агрегатов и систем, обеспечивающее высокий уровень безопасности полетов на этапе летного обучения.
     Использование многофункциональных дисплеев позволило сделать приборную панель вертолета более компактной и в то же время более информативной для инструктора и обучаемого. Каждый из них может выводить на дисплеях показания тех приборов, которые ему необходимы при выполнении полетного задания.
     Не осталась без внимания конструкторов и «рабочая лошадка» вертолетчиков - Ми-8. Демонстрировавшаяся модификация Ми-8МТВ-5 стала очередным шагом в развитии вертолета.
     Как отметил генерал-полковник Александр Зелин, на новой машине сделаны доработки и учтены пожелания летного состава, а также Сухопутных войск, ВДВ, спецназа. Вертолет, оборудованный аппарелью и двумя сдвижными дверями, позволяет более оперативно производить посадку и высадку 35 военнослужащих.
     Стоит отметить и несколько других доработок, выполненных при модернизации. Кабина вертолета приспособлена для применения летчиками очков ночного видения, что расширяет возможности выполнения полетных заданий в темное время суток. Машина оборудована лебедочной грузовой системой СЛГ-300, позволяющей поднимать на борт с высоты 60 метров двух человек. Усилено бронирование кабины экипажа, важнейших узлов и систем вертолета, обеспечивающее более эффективную защиту от стрелкового огня противника.
     По мнению специалистов, новые машины в скором времени могут поступить на вооружение авиационной части, базирующейся в станице Егорлыкская в СКВО. Главком не стал опровергать это предположение.
     Не меньший интерес у генерал-полковника А. Зелина вызвал вертолет Ка-31. За счет радиолокационной станции кругового обзора с фазированной антенной решеткой, размещаемой под фюзеляжем, обеспечивается обнаружение низколетящих целей, а также малоразмерных морских целей. Имеющаяся на вертолете аппаратура позволяет не только идентифицировать и сопровождать выявленные цели, но и передавать получаемую о них информацию на командные пункты в реальном масштабе времени.
     Отвечая на вопрос журналистов о перспективах вертолета Ка-60, главком сообщил, что он включен в программу вооружений и по нему также весьма активно ведутся работы.
     В настоящее время в средствах массовой информации обсуждаются перспективы передачи армейской авиации в Сухопутные войска. По мнению главкома, такая реорганизация преждевременна и не отвечает требованиям развития Вооруженных Сил России на современном этапе. Переподчинение невозможно и из-за организационно-штатных мероприятий, проводимых в армии. Опыт совместной оперативно-боевой подготовки ВВС с другими родами войск говорит о том, что все задачи, возлагаемые на армейскую авиацию, решаются своевременно и в полном объеме. Разговоры, о каких либо проблемах в вопросах взаимодействия далеки от истинного положения дел.
     Генерал-полковник А. Зелин не исключил возможность такой передачи в будущем, но отметил, что формируемый на современном этапе новый облик ВВС будет в полной мере обеспечивать успешное выполнение всех задач, в том числе и в интересах Сухопутных войск.
     «Более того, мы четко понимаем роль и место армейской авиации в боевых действиях различного масштаба», заявил главком. «Прошедшее заседание госкомиссии позволяет в ближайшее время в максимально короткие сроки переоснастить армейскую авиацию новыми боевыми вертолетными комплексами и тем самым повысить боевую эффективность, и выполнять любые задачи в сочетании с огневой мощью Сухопутных войск», - отметил он.
     Здесь необходимо сделать отступление и напомнить, что в 2003 году при передаче армейской авиации в ВВС ее боеготовность находилась в плачевном состоянии. По мнению экспертов, проведенный тогда анализ состояния дел показал, что она часто использовалась неэффективно и нецелесообразно.
     К тому же перевод в другую структуру привел бы к увеличению управленческой структуры, а также породил ряд других проблем, для решения которых потребуется дополнительное финансирование или сокращение в государственной программе вооружения закупок современных вертолетных комплексов. Вряд ли любой из этих вариантов будет приемлем в условиях, когда необходимо минимизировать финансовые проблемы, порождаемые мировым экономическим кризисом. Даже при выделении дополнительных денежных средств их можно более успешно использовать для реализации других приоритетных направлений развития армейской авиации.
     По решаемым задачам, имеющимся системам и вооружению вертолетные комплексы по сути дела приближены к летательным аппаратам самолетного типа. Вертолеты благодаря своим возможностям и характеристикам имеют прекрасные перспективы. Большую роль в этом играют возможности внеаэродромного базирования, скрытого выхода на цель при решении тех или иных задач. Все это позволяет говорить о необходимости и возможности создания вертолетов следующего поколения. Они будут применяться там, где возможности других типов летательных аппаратов ограничены. Кроме того, уже сегодня вертолет помимо высоких тактико-технических характеристик должен обладать возможностью увязать в ходе боя свои цели с общевойсковыми командирами и обладать автоматизированным комплексом управления всем имеющимся у него вооружением.
     Как показывает опыт боевых действий, армейская авиация приобретает особое значение и в условиях современных локальных конфликтов. Оснащение ее современными образцами вооружения и военной техники приоритетно для обеспечения безопасности страны.
     Давая оценку прошедшему заседанию, заместитель генерального директора «Роствертол» Герой Советского Союза Виталий Павлов заявил, что лично для него это праздник, а для армейской авиации впервые за прошедшие пять лет действительно появилась реальная надежда на перевооружение и получение новой техники строевыми частями. Он пожелал экипажам найти, образно говоря, общий язык с вертолетами Ми-28Н, Ка-52 и слиться с ними в единое целое, как и подобает истинным профессионалам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex