на главную страницу

31 Декабря 2008 года

Содружество

Среда

Лицом к соседям

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Уходящий год отчетливо продемонстрировал, что в своей внешней политике Российская Федерация важнейшим из приоритетов на международной сцене определила дальнейшее развитие и углубление политических, экономических, военных, научных, гуманитарных связей с государствами так называемого ближнего зарубежья. Президент России Дмитрий Медведев 12 июля утвердил новую Концепцию внешней политики России, в которой в духе преемственности была подтверждена приверженность целям укрепления коллективных и правовых начал в отношениях с ближайшими соседями. А 25 декабря на совместном заседании Государственного совета и Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев еще раз подчеркнул, что сотрудничество с этими странами для России имеет исключительное, приоритетное значение.

     Это сотрудничество в 2008 году осуществлялось как на двусторонней основе, так и в рамках существующих объединений государств. И в этом плане особый интерес вызывает деятельность СНГ. Как заявил в ходе неформального саммита глав государств Содружества, состоявшемся 20 декабря в Боровом (Казахстан), исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, «мы с оптимизмом смотрим в 2009 год. Нынешний был одним из наиболее успешных в принятии тех мер, которые способствуют укреплению Содружества».
     
Экономический потенциал

     Конечно же, сотрудничество - это длительный и сложный процесс, параметры которого определяются степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия. В развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой. Набирал обороты и процесс экономического и политического обособления государств - участников СНГ. На фоне внешнеэкономической переориентации большинства стран Содружества на «дальнее зарубежье» сворачивались взаимные хозяйственные связи. Поиск государствами - участниками СНГ собственного места в мире порождал расхождения в подходах к вопросам безопасности, многим региональным и глобальным проблемам. Складывалось неодинаковое отношение и к деятельности самого Содружества...
     Вместе с тем, несмотря на то, что вплоть до сегодняшнего дня критика в адрес СНГ не утихает (его уже неоднократно хоронили), предаваться пессимизму все же не стоит. 2008 год показал, что позитив, несомненно, есть. Это и дальнейшее развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ, включая одобрение Стратегии экономического развития Содружества до 2020 года. Здесь и подписанные в ЕврАзЭС международные договоры, формирующие правовую базу Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана.
     На сегодняшний день ЕврАзЭС - безусловный лидер среди региональных объединений на постсоветском пространстве. Это качественно новая интеграционная организация, созданная в октябре 2000 года и имеющая сформулированную современную концепцию развития. Основной задачей во взаимоотношениях государств - членов ЕврАзЭС является экономическая интеграция, предполагающая три этапа интеграционного развития: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и единого экономического пространства.
     Очевидным свидетельством эффективности интеграционных усилий, предпринимаемых в Сообществе, могут служить следующие показатели. Товарооборот между государствами - членами ЕврАзЭС в 2008 году, как ожидается, превысит 130 млрд. долл. То есть увеличился за эти годы в 3,5 раза. При этом отмечается положительная динамика развития национальных экономик всех государств - членов ЕврАзЭС. Валовой внутренний продукт в среднем по Сообществу увеличился на 59 процентов, производство промышленной продукции - на 48.
     В октябре 2007 года на встрече в Душанбе был утвержден план действий по созданию Таможенного союза ЕврАзЭС. А в марте 2008-го Интеграционный комитет Сообщества определил ответственность каждого из участников союза - Белоруссии, Казахстана и России за разработку проектов документов по конкретным направлениям. Полный пакет включает 84 документа. Одновременно идет и ратификация договоров по созданию Таможенного союза.
     12 декабря на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, который подвел итоги проделанной работы, председатель Правительства России Владимир Путин констатировал: «Прежде всего речь идет о формировании и начале реальной работы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Нам сейчас крайне важно стимулировать взаимные товарные потоки, совместные инвестиционные проекты, производственную кооперацию, тем самым сохранить рабочие места, открыть новые рынки для наших предпринимателей».
     По итогам заседания совета, на котором были также рассмотрены вопросы формирования общего энергетического рынка, единой валютной политики, создания информационной системы ЕврАзЭС и трудовой миграции, было подписано 15 межправительственных соглашений. В том числе были утверждены положение о Комиссии Таможенного союза, структура и штатная численность секретариата, а также правила и процедуры. «Главный результат - комиссия Таможенного союза в самое ближайшее время может приступать к непосредственной работе», - резюмировал премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский.
     Следующим шагом после создания Таможенного союза должно стать создание единого экономического пространства (ЕЭП). Это закреплено решением глав государств - членов ЕврАзЭС в октябре прошлого года. Реальное создание единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии может начаться уже с 1 января 2010 года. «Есть все предпосылки, чтобы сделать это ускоренными темпами и уже с 1 января 2010 года унифицировать таможенные тарифы, режим администрирования и даже создать специальный наднациональный орган», - подчеркнул Дмитрий Медведев на совместном заседании Государственного совета и Совета Безопасности Российской Федерации.
     
Фактор безопасности

     Безусловно, в 2008 году укреплялось и многостороннее сотрудничество в сфере безопасности по линии ОДКБ. Эта организация также является интеграционным ядром Содружества. Она уже стала реальным фактором обеспечения региональной безопасности, противодействия терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества в формате СНГ.
     Прежде всего отметим, что сложившаяся структура ОДКБ позволяет сегодня принимать своевременные и адекватные решения, оперативно реагировать на происходящие в мире события, укреплять свои позиции среди международных структур безопасности. В настоящее время в рамках ОДКБ ведется активная работа по ускорению ратификации пакета документов по миротворческой деятельности организации, принятых в Душанбе в 2007 году. Осуществляется комплексное военное сотрудничество, предусмотренное Планом коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. На этом направлении основное внимание уделяется решению одной из ключевых задач первого этапа коалиционного военного строительства - созданию Объединенной группировки войск (сил) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.
     Получила развитие и укрепление нормативно-правовая база в сфере военного сотрудничества. Проведены конкретные мероприятия по совершенствованию Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, в том числе командно-штабные учения «Рубеж», а также ряд других мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и контингентов вооруженных сил государств-участников.
     Поступательно развивается военно-техническое сотрудничество. Применение льготных условий при подготовке военных кадров реально продвигает укрепление союзнических отношений в рамках Организации. Потребности в этой сфере ежегодно увеличиваются. В настоящее время суммарный ежегодный прием на этих условиях составляет более одной тысячи курсантов и офицеров.
     За годы динамичного развития в ОДКБ накоплен значительный опыт организации практического сотрудничества в сферах военного строительства, внешнеполитической деятельности, коллективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, терроризмом и экстремизмом. Естественно, что наиболее продвинуты на этом пути отношения ОДКБ с интеграционными структурами, существующими на постсоветском пространстве. И в первую очередь с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).
     На днях Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества». Документ принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года. Соглашение направлено на создание международно-правовой основы сотрудничества в целях обеспечения эффективной борьбы с терроризмом.
     Правильное понимание военной составляющей ШОС не должно вызывать аллергии у объективных экспертов. Ни в одном из программных документов, прежде всего в Хартии ШОС, не сформулированы военные или оборонительные цели и задачи. В качестве главных источников угрозы миру, безопасности и стабильности ШОС рассматривает терроризм, сепаратизм, экстремизм и незаконный оборот наркотиков. Согласитесь, усматривать что-то иное в данном подходе было бы алогично. На повестке дня ежегодных совещаний министров обороны стоят вопросы совместного противодействия международному терроризму. В ШОС не созданы органы военного управления и планирования. В сценариях учений с привлечением воинских контингентов в рамках ШОС четко просматривается антитеррористическая направленность. На крупные учения приглашаются военные атташе из различных стран без разделения по блоковому принципу.
     
Политический реверс

     Вместе с тем нельзя не отметить, что 2008 год принес не только успехи, но и оказался чрезвычайно напряженным в отношениях Российской Федерации с некоторыми ее соседями и прежде всего с Грузией и Украиной. При этом нельзя не подчеркнуть, что инициировала эту напряженность отнюдь не Москва.
     Агрессия Тбилиси в отношении Южной Осетии явилась закономерным итогом правления авторитарного режима Саакашвили, выпестованного заокеанскими покровителями. По сути, создав и обучив грузинскую армию, оснастив ее современными видами вооружения, США предоставили грузинскому президенту карт-бланш на силовой способ решения проблем во взаимоотношениях с Южной Осетией. И даже после того как Саакашвили открыто признал, что именно Грузия начала войну, Вашингтон не отказался от попыток протащить Тбилиси в НАТО. Достаточно вспомнить европейское турне Кондолизы Райс, предшествовавшее саммиту НАТО в Брюсселе, в ходе которого она пыталась уговорить основных европейских игроков - Германию, Францию, Италию, Испанию согласиться на предоставление Грузии плана действий по вступлению в альянс. Более того, США и далее намерены оказывать грузинскому руководству помощь в восстановлении военной машины. Об этом неоднократно заявляли высокопоставленные чины из Пентагона. А уходящая администрация Джорджа Буша намерена 4 января 2009 г. подписать с Тбилиси хартию о стратегическом партнерстве, компенсирующую Грузии отказ в предоставлении возможностей быстрого вступления в НАТО. Вероятно, таким образом Белый дом старается навязать новому президенту Бараку Обаме своеобразное наследство в лице Саакашвили, то есть в неизменности курса США на Южном Кавказе.
     В своем предновогоднем интервью Президент России Дмитрий Медведев так оценил события тех дней: «Грузинское руководство развязало полномасштабную кровопролитную войну с близким народом. Нами были приняты все необходимые меры. Я считаю, что в целом военная кампания, которая продолжалась всего пять суток, показала и эффективность наших ответных мер, и силу российского оружия, и силу духа наших граждан, наших воинов. Они смогли с минимальными издержками нанести военной машине Грузии полный и, по сути, невосстановимый урон. В результате этих действий был восстановлен мир на Кавказе и, самое главное, взяты под защиту десятки тысяч людей, которые стояли на грани истребления».
     Прискорбно, но в числе тех, кто принимал непосредственное участие в агрессии по отношению к Южной Осетии, оказались и граждане Украины. А руководство нашей ближайшей соседки массированным порядком снабжало Тбилиси боевой техникой и вооружением. Назвать это иначе, чем преступлением против российско-украинских отношений, невозможно. Данные факты документально подтверждены специальной следственной комиссией при Верховной раде Украины, которую возглавлял Валерий Коновалюк. Это еще больше осложнило и без того непростые отношения между Москвой и Киевом.
     С приходом к власти президента Ющенко и его «оранжевой» коалиции, и опять же не без помощи США, наши отношения стали развиваться по нисходящей. Причем это затронуло все аспекты двустороннего и многостороннего сотрудничества, от политических до гуманитарных. Евроатлантические устремления Киева, настойчивое желание украинских властей досрочно решить вопрос о пребывании Черноморского флота России в Крыму, непомерное раздувание пограничной проблематики, нежелание своевременно и добросовестно расплачиваться за полученные энергоносители, рейдерские захваты предприятий, принадлежавших россиянам, инициирование проблемы «голодомора», попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, прославление одиозных личностей, сотрудничавших в годы войны с нацистами, ущемление прав русскоязычных граждан - все это вместе взятое говорит о нежелании нынешнего руководства Украины выстраивать добрососедские, дружественные отношения с Россией. Как подчеркнул на днях Дмитрий Медведев, «все это вызывает чувство досады. Между Россией и Украиной должны быть особые отношения - отношения братские, отношения, основанные на тысячелетней истории, на общих ценностях, близкой связи экономик, генетической связи между людьми».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex