на главную страницу

31 Декабря 2008 года

Страна и мир

Среда

Евразия: “перезагрузка матрицы”?



Многочисленные публикации западных и отечественных аналитиков предрекают скорое обострение политико-военной ситуации на Евразийском континенте, обусловленное намерениями влиятельных финансовых кругов провести глобальную реконфигурацию политического пространства на планете и радикально реформировать мировую систему финансов. А для «перезагрузки матрицы» удобным поводом является война. В связи с этим обращает на себя внимание недавняя статья Максима Калашникова «Евразийские суперБалканы» в аналитическом интернет-журнале «RPMonitor» (публикуется с сокращениями). Известный отечественный публицист утверждает, что США решили дестабилизировать весь громадный материк, и Пакистан - часть их плана.

     ПО МЕРЕ ТОГО как Соединенные Штаты все глубже входят в нисходящую спираль кризиса, обстановка в Евразии накаляется. События вокруг Пакистана пахнут большой войной. Но это лишь часть стратегии «экспорта нестабильности». Кажется, должна запылать вся Евразия - и на фоне нового мирового пожара Америка рассчитывает выглядеть «тихой гаванью».
     В принципе уже видно, где заполыхают очаги многолетней и кровавой нестабильности. Однозначно - в Ираке, откуда войска США уйдут. В Афганистане, где уже созданы все условия для нового витка гражданской (межплеменной) войны.
     Пакистан - отличный, почти беспроигрышный ход. В случае успеха в одном варианте здесь вспыхнет пакистано-индийско-китайский конфликт. В другом варианте - Пакистан подвергнется и расчленению, и принудительному лишению ядерного потенциала, и внешнему управлению. К тому же Пакистан прилегает к территории всех «проблемных» для США стран - и к Ирану, и к Китаю, и к Индии. Отсюда можно возмущать белуджей, побуждая их создать Белуджистан (часть Ирана и Пакистана). Здесь - чувствительное место для нефтеснабжения Китая.
     Что дальше? Дальше можно ожидать некоторой активизации курдского сепаратизма, что обеспечит огромные проблемы Ирану и Турции. В Турции нужно чуть-чуть помочь столкнуть лбами исламистов и пантюркистов, чтобы и эта страна полыхнула, отпустив в перспективе свою часть Курдистана.
     Может быть также усилена помощь тибетским и синцзян-уйгурским сепаратистам, что создаст Пекину неприятное дополнение к проблемам с Индией и Пакистаном. Политические проблемы могут в итоге притормозить экономический рост КНР. Тем более что и сам Китай ныне в сложном положении: из-за кризиса растет социальная напряженность и идут увольнения. Миллионы людей, лишившись работы в городах, возвращаются в деревни. Глядишь, и там что-то полыхнет?
     А дальше остаются всякие «приятные мелочи». Скажем, поддержка албанских сепаратистов в Македонии и левых движений среднего класса в главных странах Европы. Молодежный бунт в Греции уже показал, какое социальное напряжение накопилось в странах Евросоюза. Если надо, можно подогреть конфликт в Крыму и около него, сыграть на противостоянии «Москва - Киев» да и Тбилиси подержать.
     ПОЛУЧАЮТСЯ гигантские «евразийские Балканы», «суперЛиван». Главное - затраты на все это гораздо меньше, чем на «план Полсона». Зато выгод - море. Войны - далеко за пределами США. А они сами становятся действительно ковчегом относительной стабильности, парящим над схваткой.
     Самое примечательное, что прецедент в истории уже был. Вторая мировая, в ходе которой все потенциальные и реальные соперники США (СССР, Британская империя, Япония, Германия) ожесточенно молотили и обескровливали друг друга, открывая дорогу к глобальному воцарению доллара, к превращению Америки в сверхдержаву. Игра была виртуозной: даже формальные противники США поневоле действовали в американских интересах: Германия - против СССР, Япония на Дальнем Востоке - против англичан (уничтожая британское владычество на Тихом океане и в Индии).
     А истории свойственно повторять некоторые сюжеты. Если сегодня новый президент США объявляет об антикризисном экономическом плане, повторяющем многое из практики Франклина Рузвельта в 1930-е, то что мешает обратиться и к внешнеполитическому наследию тех же времен?
     И не готовят ли Евразии роль «пылающего острова»?
     У нас есть все основания думать, что разрабатывается именно такой сценарий. И дело не только в том, что Вашингтон готов бросить нефтеносный Ирак и сосредоточить усилия на афгано-пакистанском направлении. Есть еще и некоторые «проговорки» части американской элиты, ее умонастроения.
     


     
Информация для размышления

     19 октября 2008 года сенатор Джо Байден (тогда кандидат в вице-президенты от Демократической партии), выступая в узком кругу сборщиков средств для избирательной кампании демократов, заявил, что Барака Обаму, в случае избрания, ожидают суровые испытания уже в первые полгода правления - сравнимые с теми, что выпали на долю Джона Кеннеди в 1961-1962 годах. Грядет сильнейший международный кризис, когда Обаме придется принимать жесткие и непопулярные решения. По словам Байдена, для кризиса есть четыре-пять сценариев, и его источником могут стать Средний Восток, Афганистан, Северная Корея, Россия или Пакистан, «ощетинившийся ядерным оружием». Бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала высказывания Байдена всего лишь «констатацией факта».
     


     ЕЩЁ РАЗ вспомним недавнюю историю. Ради того чтобы сокрушить Советский Союз, Америка пошла на деловой союз с исламским фундаментализмом. С саудовскими ваххабитами и афганскими душманами, с пакистанскими фундаменталистами и с сепаратистами в советской Средней Азии. Была создана «дуга нестабильности» к югу от Советской России. Получилось! Тогда почему бы не повторить на новом уровне сей опыт? Конечно, игра рискованная, но ведь и кризис, угрожающий сегодня США, намного тяжелее того, с коим янки столкнулись в 1970-х и начале 1980-х годов. Приходится идти ва-банк.
     И выгоды в результате удачи велики. Если верны слухи о том, что в районе Африканского Рога (близ берегов Эфиопии и Сомали) есть богатые шельфовые месторождения нефти, то можно создать резервный район энергоснабжения, альтернативу Персидскому заливу и РФ.
     Итак, в США считают, что Евразия - подходящее поле для игры. Противоречия в ней назрели и перезрели. Мировой кризис их только накалил. Желающих перекроить границы - полно.
     Еще в 2006 году отставной полковник Ральф Петерс опубликовал план перекройки границ в мусульманской Азии. Так, разделу должен подвергнуться Ирак: его земли отходят новому «Свободному Курдистану», гипотетическому шиитскому Арабистану со столицей в Басре (эта страна должна включить в себя самые нефтеносные части Ирана и Саудовской Аравии), а сам Ирак сводится к небольшому суннистскому государству. Иран должен потерять земли, населенные в основном азербайджанцами - ради создания расширенного Азербайджана. Турция теряет курдские регионы на востоке ради создания Курдистана. Пакистан демонтируется - из него выделяется Белуджистан (с частью иранских территорий), а часть северо-западной территории Пакистана (Пуштунистан) уходит в состав расширенного Афганистана. Разделу подвергается Саудовская Аравия, создается Великая Иордания - расширяется на север Йемен.
     Впрочем, еще до того, в 1992 году, журнал Foreign Affairs опубликовал работу бывшего офицера британской разведки и историка Бернарда Льюиса «Переконструируя в уме Средний Восток» (Rethinking the Middle East), где предложил сходный сценарий. Отличия его от варианта Петерса не очень велики. Например, Иран предлагается сократить не только на азербайджанские, но и на туркменские регионы - с расширением на юг нынешней Туркмении.
     И это, кажется, не игры праздного ума. События вокруг Мумбаи-Бомбея, когда США начали политику стравливания Индии с Пакистаном, говорят о том, что план раздела последней страны начинает воплощаться в жизнь. Американцы наращивают присутствие в Афганистане и готовятся уйти из Ирака, оставляя там «кипящий котел».
     А от всего этого до «балканизации» всей Евразии - только один шаг. В сущности, Турция уже раздирается внутренним конфликтом. Отношения между Украиной и РФ «искрят», Крым становится «горячей точкой»...
     Добавим к тому еще одно обстоятельство: единственный альтернативный доктринам Петерса и Льюиса план мирного переустройства Среднего Востока («Новый Средний Восток») выдвинут в России пока лишь Юрием Крупновым («Красная звезда» расскажет о нем уже в наступающем году. - Ред.).
     Итак, не ожидает ли нас в Евразии новое мощное течение заокеанской политики с тенденцией на долгие времена?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex