на главную страницу

31 Декабря 2008 года

Вы нам писали

Среда

Время испытаний и надежд

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».



     ИСТЕКАЮТ последние часы 2008 года. Каким он был, уходящий год? Судя по редакционной почте, для многих наших адресантов он выдался под стать своему восточному символу - крысе, зверьку далеко не симпатичному. Более того, при одном только виде этого грызуна рука так и ищет - нет ли поблизости палки. Кое-кто из наших читателей похожее чувство испытывает не только к символу, но и в отношении всего «крысиного» года. И видимо, есть для этого повод. «К тому же високосный, 2008 год, будто крыса: подгрыз само мое основание», - сетует на жизнь офицер запаса А. Головкин из Кирова. По окончании учебных сборов ему выплатили 5.200 рублей в соответствии, как сказали, с его новой должностью и званием, а потом, уже дома, удержали 7.200 - его месячную пенсию. И это не единственная потеря Алексея Васильевича.
     Есть основания затаить обиду на «подъедающую» семейный бюджет «крысу» и у 27 бесквартирных офицеров учебного центра ВМФ из Обнинска Калужской области, от имени которых сигнал SOS в «Красную звезду» подали капитаны 2 ранга П. Балахонов, А. Шкарупа и другие. Полковник А. Трущелев из Ставропольского края, капитан А. Акимов из Санкт-Петербурга, О. Журавкова из Удмуртии, подполковник запаса В. Лютиков из Владимира, офицерская вдова Е. Шершнева из Подмосковья - этот список «друзей по несчастью» обнинских подводников можно продолжать и продолжать.
     Тема жилья занимает в редакционной почте одно из ведущих мест: 6,4 процента, уступая только пенсионной, набравшей несколько больше - 8,5. В 2007 же году, наоборот, «бесквартирные» письма опережали «пенсионные»: 7,3 и 6,2 процента соответственно. Приведенные цифры вряд ли свидетельствуют, что военнослужащие и военные пенсионеры жильем в 2008 году обеспечивались лучше, чем в 2007-м. Однако хотелось бы верить, что участившиеся телерепортажи о вручении офицерам, прапорщикам и мичманам ключей от квартир и сокращение числа поступающих в редакцию «жилищных» жалоб - не случайное совпадение, а отражение действительных перемен.
     Обоснованное объяснение имеет выросшая «пенсионная» почта. В 2008 году произошел ряд изменений в порядке пенсионного обеспечения военнослужащих запаса и в отставке. В частности, была введена выплата работающим военным пенсионерам второй, трудовой, пенсии. И тут же в «Красную звезду» посыпались письма: что да как? Конечно, редакцию не может не радовать такое внимание к газете. Но это внимание, согласитесь, не от хорошей жизни. Чего-чего, а избытка в информационном обеспечении нововведений в последнее время мы не испытываем.
     Всякий раз приходится сталкиваться с крайней неосведомленностью тех, кого непосредственно все эти перемены касаются. А ведь за каждой из них человеческая судьба, причем нередко круто ломаемая. А тут люди в неведении, раздражены, мысли заняты не службой, не работой, а наведением справок. Слухи зачастую служат основным источником информации. И реакция на них оборачивается, как правило, не в пользу тех, кто «хранит молчание». Ожиданием сокращений и готовых обрушиться на них бед живут питаемые слухами военнослужащие Тоцкого гарнизона Оренбургской области.
     А сколько вокруг примеров недоработок, поспешных решений, на поверку оказывающихся не только ненужными, но и вредными, неоправданно усложняющими жизнь людей. Взять хотя бы такой. Вначале, как помнят военные пенсионеры, чтобы получить при оформлении трудовой пенсии справку из военкомата, что ты являешься пенсионером Министерства обороны и служил в Вооруженных Силах с такого-то по такое-то, нужно было подать соответствующее заявление. При этом тебе говорили: через месяц приходите за справкой. Собранные в райвоенкомате заявления отправлялись в областной, где на основании личных дел пенсионерам оформляли требуемые справки. «Неужели нельзя все это ускорить, раньше умрешь, чем дождешься этой второй пенсии!» - возмущался офицер в отставке В. Рощупкин из Ульяновской области.
     И вдруг кого-то осенило: у каждого пенсионера в военном билете отражена вся его служба, и не проще ли, не загружая этим областной военный комиссариат, оформлять справки непосредственно в районном на основании записей в военном билете. Выписка справки автору этих строк, например, заняла в Балашихинском ОГВК не более трех минут. А возьмись я за оформление вместе с «первопроходцами», ждал бы полтора месяца.
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА - та лакмусовая бумажка, по которой можно определить настроение если не общества в целом, то хотя бы той его части, что не порывает связей с «Красной звездой». Много событий - и не только горьких - свершилось в минувшем году. Триумф наших хоккеистов, спустя 15 лет вернувших чемпионский титул, успех футболистов - сборной России и питерского «Зенита», пекинская Олимпиада, где наши спортсмены выступили, можно сказать, удачно. Но в редакцию по этому поводу не пришло ни одного отклика. Если уж спортивные победы не заставили никого взяться за перо, то, учитывая нашу читательскую аудиторию, восторгов по случаю победы на конкурсе «Евровидение» Димы Билана и совсем недавнего триумфа студентки, спортсменки и просто красавицы Ксении Сухиновой, ставшей «мисс мира-2008», редакция не ждала вовсе. Так оно и вышло.      Не откликаются наши читатели и на бандитизм сомалийских пиратов в Аденском заливе.
     А вот чтобы притупился интерес к политической жизни страны - это уже ново, непривычно. Традиционно самая политизированная часть населения - ветераны. Среди пишущих в «Красную звезду» они составляют 28 процентов. Никогда в прошлые годы не было такого, чтобы доля откликов на общественно-политические события составляла всего 0,2 процента поступивших в редакцию писем.
     Дело, скорее всего, не в притуплении интереса к политике, а в трансформации психологии. Некогда активные читатели (СССР, как известно, слыл самой читающей страной), мы постепенно превратились в пассивных телезрителей. Постепенно отвыкаем от пера и бумаги, средством общения для нас становится мобильный телефон. До письма ли тут в редакцию? Если уж только прижмет. Но и это не значит, что всегда, когда очень тяжело, человек обращается в газету. Иногда ему просто не до писем.
     За последние месяцы, после того как было объявлено о значительном сокращении численности офицеров и замещении офицерских должностей лицами гражданского персонала, а также упразднении института прапорщиков и мичманов, редакция вдвое больше стала получать писем от офицеров и прапорщиков. Причем от старших офицеров. Младшие офицеры, то ли не привыкшие к общению с газетой, то ли полагающие, что они не пропадут, эпистолярной активности не проявляют.
     Но мало кто и из старших офицеров, прапорщиков и мичманов, небезосновательно полагающих, что преобразования коснутся непосредственно их, выражает свое профессиональное отношение к существу ее. В основном это опять же вопросы: как быть? что делать? Потому что на местах, как видно из писем, люди не получают достаточной информации, о чем уже говорилось.
     Отношение к новациям в военном строительстве, как и ко всяким другим, особенно влекущим за собой коренные перемены в жизни многих, в обществе неоднозначное. Сколько людей - столько мнений. О том, как военные преобразования отразятся на обороноспособности страны, на судьбе армии в целом, больше размышляют ветераны: у них и жизненного опыта, и свободного времени для писем побольше. Письма же кадровых офицеров более «приземленные». Они - о самом насущном. Обидно читать, но и понять автора можно: «Мне сейчас все равно, что станет с армией, я увольняюсь и меня заботит совершенно другое». Под письмом автор, с которым, если ему верить, «обошлись не по-людски», подписи не оставил.
     ЕСТЬ у нас читательская категория, хотя и немногочисленная, чьи письма особенно горьки. Это вдовы офицеров, прапорщиков, мичманов - те, кто, может, больше остальных нуждается в помощи и поддержке, но получает ее в недостаточных размерах.
     Вот лишь фрагмент письма председателя женсовета вдов военнослужащих при Союзе офицеров города Таганрога Ростовской области Т. Смышляевой: «Мы, вдовы военнослужащих (нас в Таганроге 500 человек) живем в тяжелом материальном положении. Оставшись без мужей, мы не по собственной вине оказались в унизительном положении. Имея дипломы о высшем образовании, многие из нас не могли трудоустроиться по специальности и потеряли квалификацию. В связи с частыми переездами у нас отсутствовали возможности для карьерного роста и получения высокой зарплаты. В совокупности все это привело к нищенским пенсиям. Сегодня нам предлагают выбор между своей мизерной пенсией и пенсией по случаю потери кормильца - 30 процентов от денежного содержания мужей. Одну из двух. У многих разница между этими двумя выплатами составляет несколько десятков рублей. Ни на одну из этих пенсий нельзя прожить, не работая. Но не все вдовы - а большинство в преклонном возрасте - могут найти работу. По состоянию на 1 сентября 2008 года средняя пенсия вдовы военнослужащего а Таганроге составляла 3.500 рублей. А 50 вдов получают меньше 3 тысяч. «Рекордная» пенсия - это 2.580 рублей. Спрашивается: неужели наши мужья не заслужили для нас, вдов, право на получение нами двух пенсий - своей и по случаю потери кормильца. Тем более что прецедент есть: с недавних пор работающие военные пенсионеры получают помимо военной еще и трудовую пенсию».
     В свое время много говорилось и писалось о задолженности по военным пенсиям за 1995 - 1998 годы. В этом году государство выплатило долги здравствующим пенсионерам Минобороны и тем вдовам, которые получали пенсию по случаю потери кормильца в те годы. Тем же, чьи мужья, как выразилась одна из вдов, «умерли не вовремя», то есть после 1998 года, в выплате отказано, хотя государство и задолжало их мужьям. Поступающие в редакцию «вдовьи слезы» мы направляли для рассмотрения в различные инстанции, которые могли бы инициировать внесение предложений об изменениях в пенсионное законодательство; часть писем была опубликована. Однако ответа редакция так и не получила.
     ЧАСТЬ получаемых редакцией писем стоит особняком. Их в 2008 году поступило почти 5 тысяч, втрое больше, чем в году предшествующем. Это ответы на шахматные задачи, которые вот уже много лет задает читателям наш корреспондент мастер ФИДЕ Станислав Железный. Ежемесячные выпуски шахматного клуба «По коням» и еженедельные «Вечный шах. Каптерка» вовлекли в нескончаемый шахматный турнир сотни любителей древней и мудрой игры. Эта часть почты по-своему радует. Если человек находит время для решения шахматных задач, значит, не потерял присутствия духа.
     
* * *

     Мы вступаем в Год Быка. Как полагают на Востоке, он сулит удачу инициативным, напористым и терпеливым, а успех будет сопутствовать тем, кто трудится упорно, целеустремленно. В гороскоп можно верить и не верить, но если работать именно так, как советуют астрологи, то, может, и мировой финансовый кризис нам удастся преодолеть без крупных потерь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex