на главную страницу

1 Февраля 2012 года

Дальневосточный рубеж

Среда

Версия для печати

Идущие впереди

Кирилл БЛИНОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Морозный воздух неприятно колол ноздри, осложняя дыхание. От вездесущего амурского ветра не спасали ни маскирующий комплект, ни куртка, ни тёплая подстёжка. Хотелось ускорить шаг, чтобы хоть как-то разогнать кровь в костенеющих руках и ногах. Однако спешка в работе сапёра, как известно, может привести к летальному исходу. Поэтому группа разминирования отдельной инженерной бригады Восточного военного округа шла осторожно, ведь на любом участке проверяемой дороги разведчиков вполне могли ждать неприятные сюрпризы.
Вдруг зимнее солнце отбликовало от металлической нити, натянутой поперёк трассы.

     «Растяжка», – тут же пронеслось в голове у командира группы. И он поднял руку, предупреждая подчинённых об опасности.
Группа залегла в тревожном ожидании. Боевое охранение заняло наиболее выгодные позиции, готовясь отразить нападение противника. Вполне возможно, что такая довольно простая «закладка» лишь отвлекающий манёвр. А из-за заснеженных кустов за сапёрами через прицелы наблюдают отнюдь не добрые глаза...
     Как пояснили офицеры соединения, практические занятия по теме «Обнаружение и обезвреживание взрывоопасных предметов» проходят в бригаде постоянно. Хотя правильнее было бы сказать: «будут проходить» постоянно. Ведь соединение начало полноценно функционировать с 1 декабря прошлого года. Пока что инженеры обживают базу Межвидового регионального учебного центра инженерных войск, чьим пунктом постоянной дислокации с весны этого года станет один из гарнизонов Нижегородской области.
     Первый набор военнослужащих занимает без малого полтора месяца. И офицеры, по их словам, результатами вполне довольны. На данном этапе можно говорить о достижении приемлемого уровня слаженности подразделений. Понятное дело, это только базис, но начало положено. А ведь параллельно командованию бригады приходится решать массу хозяйственных, организационных, жилищных вопросов.
     Как сказал начальник инженерных войск ВВО полковник Константин Смешко, это соединение станет выполнять весь комплекс задач инженерного обеспечения действий группировки войск в оперативно-стратегической глубине. С поступлением на вооружение бригады современных технических средств её личный состав будет способен устанавливать минно-взрывные заграждения, помогать войскам в преодолении препятствий, добывать воду, осуществлять широкомасштабные мероприятия по разминированию территории.
     Процесс модернизации технической составляющей службы военных инженеров набирает обороты. Постепенно на смену устаревших приходят современные образцы. Например, военнослужащие инженерно-сапёрных подразделений получили новые миноискатели и специализированные защитные костюмы «Дублон».
     – Эти миноискатели отличает повышенная чувствительность, – рассказывает командир инженерно-сапёрного батальона майор Игорь Кожемякин, – они позволяют не только определить глубину закладки предмета, но и установить, какой металл присутствует в его конструкции. Кроме того, с их использованием у сапёра появляется возможность обнаружить и идентифицировать взрывное устройство, установленное нестандартным способом, например мину, заложенную не горизонтально, а вертикально или под углом, либо фугас в каком-нибудь корпусе. С помощью графического сканера сапёр через дисплей может видеть контуры объекта.
     «Дублоны» в бригаду поступили в конце декабря прошлого года, причём буквально с конвейера. В ноябре разработчик изделия отгрузил партию Министерству обороны. Производители утверждают, что это защитный костюм нового поколения. При относительно лёгком весе, чуть более 23 килограммов, он способен обеспечить сапёру комплексную защиту при проведении специальных работ, связанных с риском для жизни. Комплект прикрывает не только голову и грудь человека, но также его руки и ноги. А применение в конструкции более чем полусотни лёгких титановых элементов позволяет военнослужащему быстро перемещаться с места на место.
     Первыми изделие по достоинству оценили в правоохранительных органах. Аналог «Дублона» «Заслон» сегодня активно используется в подразделениях спецназа МВД многих регионов России.
     Отдельная инженерная бригада – одно из немногих подразделений в округе, где службу несут собаки, натренированные на поиск мин и иных взрывоопасных предметов. С ними работают инструкторы, прошедшие подготовку в методико-кинологическом центре. Корреспондент «Красной звезды» смог воочию убедиться, что свой хлеб, вернее, корм четырёхлапые разведчики едят не зря. Спрятанный в классе, пусть и не слишком умело, рюкзак с тротилом пёс по кличке Элсон нашёл за пару минут. Деловито зашёл в помещение, принюхался и, повинуясь команде вожатого, стал искать. Обнаружив закладку, собака спокойно легла рядом.
     – Мы привыкли друг к другу. Уже думаю о предстоящем увольнении. Расставаться будет тяжело, – делится мыслями старший вожатый рядовой Илья Козлов.
     Когда Илья восемь месяцев назад прибыл на сборный пункт призывников, он и подумать не мог, что станет обладателем достаточно редкой в Вооружённых Силах специальности. Гадал, куда закинет судьба – в мотострелки, танкисты или артиллеристы. На этом познания парня, только недавно окончившего среднюю школу, в армейской специфике в общем-то исчерпывались. Каково же было его удивление, когда он получил направление в методико-кинологический центр служебного собаководства Вооружённых Сил. Пять месяцев обучения, и новоявленный вожатый прибыл на Дальний Восток. Говорит, после курса подготовки узнал о собаках многое. До этого заботился о домашних животных, но делал это скорее по наитию, руководствуясь сугубо интуицией. Сейчас же он точно знает, что кинолог, занимающийся специализированным служебным собаководством, – достаточно ёмкая и многогранная профессия. Как правильно кормить питомца, содержать его, организовать систему тренировок, чтобы он своим тонким собачьим обонянием уловил даже малейшие признаки тротила, – лишь видимая часть профессии.
     Ни один самый сверхчувствительный металлоискатель не идет ни в какое сравнение с надёжной работой обученного пса. Техника по-прежнему будет реагировать только на металл, а если оболочка мины из пластика? Собака же будет искать тротил и, как утверждают специалисты, в 99 случаях из 100 его найдёт. Один тот факт, что во время обеих чеченских кампаний боевики оценивали жизнь минно-разыскной собаки в пять тысяч долларов, говорит о многом.
     На данном этапе четырёхлапые «инженеры» соединения участвуют в проверке различных объектов округа, где в скором времени должны собраться большие группы людей. Прежде всего это касается заседаний военного совета ВВО, официальных мероприятий с участием командования округа и прочих.
     Привлекают их и к плановым занятиям. Например, Илья Козлов и Элсон шли в авангарде группы разминирования, о которой мы рассказывали в начале материала. После того как разведчики обнаружили растяжку, пёс и его вожатый поспешили укрыться за снежным бруствером. Сделали они это абсолютно вовремя. Как только один из сапёров попытался сдёрнуть «сюрприз» при помощи кошки, раздались автоматные и пулемётные очереди. «Группа диверсантов», поджидавшая военных инженеров, открыла ураганный огонь. Охранение стало стрелять в ответ. Бой длился всего пару минут. Потеряв фактор неожиданности, «боевики» поспешили раствориться в зимнем лесу.
     Сапёры, утроив бдительность, продолжили поиск. Через пару десятков метров служебная собака села у обочины. Подойдя поближе и обследовав грунт миноискателем и щупом, командир группы дал команду остановиться и залечь. В аккуратно выдолбленной и замаскированной ямке покоился мощный фугас, поставленный на неизвлекаемость. Обезвреживать бомбу было нельзя. Поэтому командир группы принял решение уничтожить её накладным зарядом. Смертоносная находка была нейтрализована за несколько минут. Путь для колонны бронетехники оказался свободен.
     Комментируя итоги занятия, командир инженерно-сапёрного батальона майор Игорь Кожемякин отметил, что за полтора месяца его подчинённые существенно продвинулись в освоении своих военно-учётных специальностей. Они получили допуски на работу со взрывоопасными материалами, изучили принципы работы большинства типов инженерных боеприпасов, стоящих на вооружении армии России и ряда зарубежных стран. Во время обучения было много практики. Занятия подобного сценария, по словам комбата, проходят в подразделении не реже одного раза в неделю. Пока офицеры закладывают на местности лишь пару «сюрпризов», давая возможность подчинённым почувствовать вкус к профессии. В дальнейшем замысел будет усложняться, приобретая очертания, более приближенные к реальности.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex