на главную страницу

1 Февраля 2012 года

Офицеры России

Среда

Версия для печати

Главная награда – экипаж

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Первой ступенью, ведущей на командирский корабельный мостик, наверное, становится мечта. Также нужна целеустремлённость, без которой сложно представить себе командира военного корабля.

     Кем мечтает стать в 16 лет мальчишка, который родился и вырос в Севастополе? Тут и с трёх раз угадывать не надо: конечно же моряком! А если в парнишке семейным и школьным воспитанием заложено понятие мужского долга, то метить он будет, скорее всего, в военные моряки. А уж если он от хороших книжек морской романтикой зарядился, то быть ему непременно штурманом. Так оно и вышло у Влада Горского, когда он сразу после школы вместе с большей частью одноклассников подался в военно-морское училище. Фрунзевка даже в середине 1990-х держала марку престижного вуза. Поэтому сложные экзамены прошёл только каждый пятый претендент на флотскую тельняшку.
     
Штурман – это звучит гордо!

     Васильевский остров, курсантская молодость, оптимизм который не могла пригасить даже проза неопределённости военной жизни той поры, приветливые питерские девчушки, экзамены, стажировки. Служба, конечно, поубавила яркости романтичным книжным впечатлениям, но мечты не поколебала. Командир курсантской роты капитан 3 ранга Юрий Дербин с первого курса не уставал повторять, как это здорово - учиться на корабельного штурмана в прославленном училище.
     - Есть такая профессия - Родину защищать, - любил он повторять слова из кинофильма «Офицеры», добавляя к ним свою концовку, - ...в морях и океанах!
     Сами-то курсанты знали, что училищные офицеры месяцами кое-как сводят концы с концами, но на службу свои проблемы не приносят - держат марку морских офицеров. Всеми силами они старались не давать разувериться своим молодым последователям в избранной профессии. Когда краснодипломника Владислава Горского спросили во время распределения, на каком флоте хотел бы служить, он, не задумываясь, ответил: «На Черноморском!» Корабли в Севастопольской бухте - это с малых лет как код памяти на всю жизнь. На палубу одного из этих красавцев - большого десантного корабля с бортовым номером «67» - и ступил штурманом в 2001 году лейтенант Владислав Горский.
     
Мореходная школа Гавриша

     Говорят, что характер военного моряка во многом формируется его первым корабельным командиром и первым кораблём. Можно считать, что Горскому повезло сразу по обоим вариантам. «67-й» был новым кораблём, несколько лет простоявшим на консервации и с самого начала двадцать первого века вышедшим в число наиболее ходовых кораблей Черноморского флота. Командовал им капитан 2 ранга Игорь Гавриш, снимавший БДК с консервации и сумевший за короткий срок выпестовать экипаж, способный решать задачи неимоверной сложности. Присвоенное кораблю в 2002 году имя «Ямал» экипаж и его командир прославили многими успешными милями боевых походов и блестяще выполненных боевых служб.
     - О таком командире, как Игорь Александрович Гавриш, можно было бы мечтать любому лейтенанту. Прекрасный педагог, грамотнейший штурман, хотя и окончил артиллерийский факультет военно-морского училища, блестящий командир, эталон российского морского офицера, - с теплотой отзывается о своём наставнике ныне сам уже командир большого десантного корабля капитан 2 ранга Владислав Горский.
     За первые два года корабельной службы командир БЧ-1 БДК «Ямал» лейтенант Горский избороздил всё Чёрное море и немалую часть Средиземки. Молодой штурман участвовал в обеспечении морского крестного хода по Чёрному морю в честь первой годовщины канонизации святого адмирала Ф.Ф. Ушакова. Николаев и Одесса, остров Змеиный и Новороссийск, Феодосия и Севастополь - по такому маршруту пролёг курс почётной миссии корабля. Прокладку этого курса пришлось вести молодому штурману «Ямала». И вообще штурманская практика Владислава Горского складывалась весьма насыщенно. Учения с высадкой морской пехоты чередовались с выходами на боевую службу, грузоперевозками, визитами в иностранные порты в рамках международных учений. Практически штурман жил на корабле, врастая в суть его жизнеустройства, как говорится, всем своим нутром.
     Осенние шторма в Восточном Средиземноморье - дело привычное. Но на этот раз «Ямал» подходил к сирийскому порту Тартус при сильном отжимном ветре в сплошной пелене дождя. Штурман и командир стояли на крыле мостика, пытаясь рассмотреть в бинокли вход в гавань.
     - Ну что, штурман, швартуемся с ходу? - в мимолётной улыбке Игоря Гавриша промелькнули и командирская лихость, и презрение к разгулявшейся стихии.
     А потом было время напряжённой работы всего экипажа от штурманской до электромеханической боевых частей, отточенная моряцкая работа ходовой вахты и конечно же филигранные действия командира корабля. Когда крутой дугой изрядно загруженный корабль пересёк гавань и лаконичным манёвром подошёл к причальной стенке, на палубы стоящих поблизости судов, несмотря на дождь, высыпало множество зевак. Как только швартовы БДК легли вокруг причальных кнехтов, моряки зааплодировали лихости и мастерству командира. А он, вытирая с лица дождевую влагу, похлопал Владислава Горского по плечу:
     - А ведь классно мы с тобой, штурман, ошвартовались!
     И было в этом «мы» чувство единения нелёгкой общей работой и признание уровня профессионального становления молодого офицера. В этом был весь командир корабля от Бога Игорь Гавриш, ставший для Владислава Горского эталоном профессионала и морского офицера на всём его пути.
     
«Киль» и «клотик» старпома

     Сегодня, командуя БДК «Николай Фильченков», капитан 2 ранга Владислав Горский уверен, что экипаж способен лучше любого зеркала отражать все плюсы и минусы как характера командира, так и его профессионализма. Понятие «экипажность» несёт в себе показатели морской выучки каждого и чёткую «притёртость» её в интересах коллективного применения. Причём выучку Владислав Горский рассматривает не как обычную натренированность по специальности, а как способность моряка морально и динамически подчинить себя требованиям боевой задачи. Это понимание закладывалось и во время учёбы на командирских классах, где он увлёкся литературой по прикладной психологии управления, и формировалось во время четырёхлетнего старпомства, которое пролетело как один день в своей насыщенности полным набором корабельных забот от «киля» бытоустройства до «клотика» военной педагогики. Карьерная старпомовская ступень - это как бы стажировка и практическая отработка ответственности за корабль. Правда, моряки шутят: «Если корабль считается плохим, значит, на нём старпом плох. На хорошем же корабле всегда хорош командир». А в каждой шутке, как известно, есть доля истины.
     
Надёжность людей и железа

     Старпомовская жёсткость давала о себе знать ещё полгода после назначения командиром корабля. Но с каждым выходом в море она постепенно сменялась пониманием того, что требовательность имеет определённую грань, за которой её созидающее начало теряется. У каждого человека своё восприятие строгого военного «надо» и своя способность ему следовать. Полезное действие требовательности подразумевает знание каждого подчинённого, его морального и профессионального потенциала. Этому капитан 2 ранга Владислав Горский теперь учит и офицеров корабля. В минувшем году БДК «Николай Фильченков» провёл несколько высадок морского десанта в рамках тактических учений, в том числе и межвидовых, участвовал в международном морском учении «Фарватер мира – 2011», прошёл инспекторскую проверку Министерства обороны. Даже с учётом почтенного возраста корабля моряки обеспечили высокую его боеготовность и качественное выполнение задач по предназначению.
     Владислав Горский с гордостью говорит о штурмане корабля капитан-лейтенанте Александре Загородневе, который своей рассудительностью, основанной на опыте службы, умеет задать подчинённым импульс профессиональной активности. Уважительные нотки звучат в отзывах Горского и о командире БЧ-5 капитане 3 ранга Николае Чечене.
     - В штормах, в доковом ремонте, на инспекторской проверке мы с механиком понимаем друг друга с полуслова, - говорит командир корабля. - Стопроцентная надёжность у человека!
     Командира БЧ-2-3 капитан-лейтенанта Юрия Соловьёва Владислав Горский готовил себе в старпомы. Искренне радовался каждому успеху офицера, коих в минувшем году было немало: отличные стрельбы по воздушным, наземным и надводным целям. Но готового старпома получит другой корабль соединения. С особой теплотой командир говорит о старшинах команд Дмитрии Редкине и Иване Поморцеве, боцмане Игоре Склонном.
     - Это действительно золотой фонд флотского профессионализма, - считает Горский. - В лейтенантские годы опытные мичманы научили и меня многим премудростям корабельной службы.
     О своём корабле капитан 2 ранга Горский, кажется, знает всё. Он умеет учитывать и заковыки в его мореходном характере, и несомненные достоинства «десантника», говоря о «железе», как о человеке - трудолюбивом, выносливом, отзывчивом. Иногда даже жена Татьяна ревнует его к кораблю. Впрочем, не без причины. На палубе Горский проводит больше времени, нежели в семье. Вот и сына пришлось провожать в первый класс без участия отца, и уже в который день рождения Глеба папы не было за семейным столом - корабль в море решал очередную задачу.
     Наград у командира БДК «Николай Фильченков», наморячившего десятки тысяч боевых миль, как говорится, в стандартном наборе - медали за выслугу лет и юбилейная. Но когда корабль в незагруженном состоянии, а значит, при повышенной парусности, попал в жёсткий шторм с круговертью коварного ветра «южака» и моряки своей безупречной слаженностью дали возможность командиру проявить лучшие качества кораблевождения в экстриме, он сказал: «Такой экипаж - награда для командира!» Пожалуй, так оно и есть на самом деле. Хотя бытует на корабле и иная точка зрения. От многих моряков БДК «Николай Фильченков» довелось слышать, что экипажу здорово повезло с командиром.
     
На снимках: капитан 2 ранга Владислав ГОРскиЙ; БДК «Ямал» и «Николай Фильченков» зачастую выполняют учебно-боевые задачи совместно.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex