на главную страницу

1 Февраля 2012 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

Коррективы вносит время

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Сегодня вниманию наших читателей мы представляем отчёты о двух последних январских выпусках программы «Военный совет», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда».

     В первом материале интервью даёт начальник Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Вооружённых Сил РФ полковник Юрий ТРОЦЬ. Во втором - начальник отдела боевой подготовки Воздушно-десантных войск полковник Сергей ВОЛЫК.
     - Этот год для нашей страны особый. Исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. А какой, интересно, в те времена была роль инженерных войск?
     - В то время достаточно широко использовалось военно-инженерное искусство. В первую очередь при подготовке театра военных действий. Когда наши войска отступали, они оставляли за собой местность, на которой противнику негде было взять ни провианта, ни фуража. Поэтому у французов возникли определённые затруднения со снабжением. Затем была знаменитая Бородинская битва, в ходе которой грамотное оборудование местности в фортификационном отношении позволило снизить потери наших войск, обеспечить их устойчивость. Что характерно, именно инженерное обеспечение позволило, скажем так, оставить за русскими войсками поле боя. Что и на тот период времени, и в настоящий момент остаётся одним из критериев победы. А победа, как мы знаем, в конечном итоге досталась русским войскам. Праздновали её в Париже, полностью разгромив армию Наполеона.
     - Инженерные войска существовали и до 1812 года?
     - Инженерные войска существуют столько, сколько вообще существует человечество. Инженеры занимались своим делом ещё в глубокой древности. Одним из наиболее известных инженеров, например, был Архимед, который, помимо того что обещал при помощи точки опоры перевернуть мир, создал систему противодесантных заграждений вокруг своего города Сиракузы. Это позволило нанести поражение римскому флоту.
     Инженерное дело развивалось по всему миру. Широкую известность в XV–XVIII веках получило передвижное полевое укрепление гуляй-город, представлявшее собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами. При необходимости из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы. Прочные щиты обеспечивали защиту от лёгкого стрелкового оружия, а вся конструкция помогала отразить атаку противника. Особенно актуальным это было при отражении атак тяжёлой рыцарской конницы, которой пехота - до появления огнестрельного оружия - могла успешно противостоять лишь в отдельных случаях.
     В Европе подобное укрепление имело такую разновидность, как вагенбург. В широком смысле, гуляй-городом (вагенбургом) называли любое передвижное фортификационное сооружение, внутри которого находились люди и оружие. Вагенбург предоставлял определённые преимущества в бою в период, когда широко применялась тяжёлая (рыцарская) кавалерия, а ручное огнестрельное оружие ещё не получило большого распространения. С развитием огнестрельного оружия стало выгоднее использовать линейное построение пехоты. А массовое появление полевой артиллерии, которая легко поражала деревянные щиты, превратило вагенбург в архаизм. Далее применение подвижной фортификации регулярными войсками носило, скорее, единичный характер...
     Но это только один из известных в истории инженерных приёмов. Были и другие. Для русской армии во времена Ивана Грозного взятие Казани, наверное, впервые в человеческой истории стало операцией, проведённой с комплексом мероприятий инженерного обеспечения. Город Свирск был построен в верховьях реки. Заранее была проведена инженерная разведка местности. Была подготовлена опорная база для русской армии, которую сплавом по реке доставили к пункту постоянной дислокации. Там в кратчайшие сроки была создана крепость, которая обеспечила опору нашим войскам. Затем оборудовали переправу, подготовили взрывным способом разрушение стен Казани. То есть, впервые комплексное инженерное обеспечение боевой операции было проведено ещё во времена Ивана Грозного.
     Дальше, конечно, инженерные войска продолжали развиваться, совершенствоваться. Формально инженерные войска создал Пётр I. Это объясняется тем, что до этого вооружённые силы у нас не считались регулярными. В 1701 году Пётр I выделил инженерные войска в отдельный род войск...
     - Теперь от истории, несомненно, очень интересной, перейдём к дню сегодняшнему. Какие задачи сейчас стоят перед инженерными войсками?
     - Опыт всех войн и вооружённых конфликтов свидетельствует, что победа невозможна без инженерного обеспечения. Ни одна операция и во время Первой мировой, и в ходе Великой Отечественной войн, и в дальнейших локальных войнах, вооружённых конфликтах без инженерного обеспечения не обходилась. В настоящий момент, по опыту последних войн, доля инженерных войск в структурах и группировках достигает трети. Имеются в виду, естественно, те, что принимают непосредственное участие в боевых действиях. Можно сказать, что большая часть решаемых задач осталась такой же, как и в прежние времена. К примеру, это инженерная разведка, оборудование местности, объектов, устройство заграждений, производство разрушений, проделывание проходов в заграждениях, разрушениях... Задача разминирования местности стала актуальной с момента появления огнестрельного оружия, взрывчатых веществ... Кроме того, содержание, подготовка путей движения войск, оборудование переправ. Сейчас среди важных направлений - обеспечение войск водой, их полевое электроснабжение. Немаловажную роль играет и маскировка. В последнее время выходит на передний план и имитация отдельных объектов...
     - Виктор Некрасов, который был военным инженером в годы Великой Отечественной войны, в своей книге «В окопах Сталинграда», писал о том, что и во время боевых действий, когда можно было месяцами находиться на расстоянии от противника в 70, 80, 100 метров, военные инженеры каждый день готовили различные специальные документы, чертили схемы, которые направлялись в вышестоящий штаб. А как сейчас выглядят будни военного инженера?
     - Документы никуда не делись, отчётность необходима. Все действия документируются, особенно если это связано со взрывчатыми веществами, то есть с производством особо опасных работ. Поэтому всё это осталось. При подготовке документов планирующего характера сейчас получает широкое развитие автоматизированная система управления инженерными войсками. Многое производится в электронном виде.
     - Время вносит свои коррективы. Вы представляете Научно-исследовательский испытательный центр. И что же можно сказать о каких-то новых, перспективных разработках?
     - Они есть. И их немало. Например, никто не снимает с повестки дня вопрос о фортификационном оборудовании местности. Ведутся разработки и в части укрытий путём создания лёгких переносных конструкций, которые снижают возможности противника по обнаружению наших войск, нашей техники. Они сочетают в себе и защитные свойства, которые дают возможность резко повысить живучесть на поле боя.
     Научно-технический прогресс позволяет создавать новые материалы, применять новые технологии, использовать высокотехнологичные сооружения полной заводской готовности. Теперь солдаты, сержанты, офицеры не должны что-то вырубать топорами, подтёсывать. Готовые сооружения привозятся на транспортных средствах, выгружаются в оборудованные котлованы или в оборудованные места. При этом личный состав в этих укрываемых сооружениях обеспечивается надлежащим уровнем защиты.
     На деле сегодня много новых направлений, решений в части средств инженерного обеспечения. По номенклатуре инженерных войск проходит до 2.000 образцов. Если говорить, скажем, о средствах разведки, то в настоящий момент проводятся работы по созданию машины инженерной разведки на новом базовом шасси, оборудованной как многоканальным миноискателем, позволяющим обеспечить поиск и обнаружение всех известных на сегодняшний день мин, так и другими средствами разведки, позволяющими разведывать местность, в том числе и водные преграды. Это средства разведки либо вмонтированные в машину, либо выносные. Ведь никто не отменяет труд сапёра, которому необходимо непосредственно на месте производить доразведку каких-то подозрительных объектов, местности. Предполагается участие в этом также беспилотного летательного аппарата, оснащённого самыми современными средствами оптической, оптико-электронной разведки. Это позволит, с одной стороны, снизить риск для личного состава, с другой - получить более полную картину, в том числе и для оператора, находящегося в машине, и передать её на пункт управления или старшему воинскому начальнику.
     Если говорить о машинах инженерного вооружения, то сейчас их переводят на унифицированные базовые шасси, единые для всех Вооружённых Сил. Это позволит резко сократить как номенклатуру базовых шасси, так и существенно снизить расходы и временные затраты на их ремонт и обслуживание. Когда все машины на одинаковых колёсах и гусеницах, соответственно, это снижает трудозатраты при обслуживании и затраты на обеспечение их жизнедеятельности. Создаётся инженерно-дорожная машина, которая позволит на современном уровне обеспечить проходы как в заграждениях противника, так и в различных разрушениях, произведённых в результате боевых действий. В то же время эта машина позволит принять участие в ликвидации последствий аварий. Она оснащена дополнительными комплектами ручного оборудования, электро- и пневмоинструментов в зависимости от того, какие задачи необходимо выполнить, что конечно же расширяет возможности войск.
     В решении вопросов преодоления преград мы не уступаем ведущим армиям зарубежных стран ни по одной из позиций. Нами разрабатываются как тяжёлые механизированные мосты, которые позволяют создавать переходы через преграды, так и безопорные мосты, позволяющие преодолевать преграды шириной до 40 метров путём надвигания конструкции. Всё это, несомненно, в целом повышает мобильность наших Сухопутных войск. Новые конструктивные материалы, технологические решения сокращают время и трудозатраты на производство этих работ.
     - Инженерные войска должны быть готовы к решению различных военных задач, а также в случае каких-то техногенных аварий, природных катастроф...
     - В ликвидации последствий всех крупных аварий, происходивших в стране, участвовали инженерные войска. Они обладают техникой для проведения большого объёма такого рода работ. У нас подготовленный личный состав, высококвалифицированные офицеры, способные решать серьёзные задачи.
     - Давайте ещё раз вернёмся к перспективным разработкам. Изучается ли зарубежный опыт? Что делается в плане защиты воина на поле боя?
     - Зарубежный опыт изучаем непрерывно. Получаем соответствующим образом оформленные информационные материалы по наработкам, ведущимся в других государствах, тщательно их анализируем. Всё, что для нас приемлемо, принимаем и рассматриваем, в дальнейшем совершенствуем. С точки зрения средств, которые обеспечивают защиту воина на поле боя, разработки также проводятся. Причём как по традиционным для нас подходам, в частности по повышению бронезащищённости, так и с использованием тех предложений, которые уже принесли положительный результат в ходе применения в других государствах.
     - А кто сегодня занимается исследовательскими, научными работами? Достаточно ли людей для этого? Не испытываете ли вы недостатка в таких кадрах?
     - Есть определённый кадровый запас. Государство потратило на его подготовку, обучение достаточно серьёзные деньги, и не использовать его было бы не рационально. Все эти специалисты непосредственно несут службу как в научном комплексе, так и в войсках. Отбор из войск - это один путь. Второй - подготовка внутри подразделений научного комплекса. Люди развивают себя, овладевают знаниями, защищают, например, кандидатскую диссертацию, что является непременным условием дальнейшего служебного роста. Что же касается гражданских специалистов, то одни из них приходят, скажем так, из народного хозяйства, другие - это те, кто отслужил достойно в Вооружённых Силах, стал военным пенсионером и пришёл к нам уже в качестве гражданского специалиста, продолжая работать в интересах обороноспособности страны уже в новом для себя качестве.
     - Беспилотные летательные аппараты, о которых вы уже говорили, - это та техника, за которой, как считают различные специалисты, будущее. Она заменяет человека. А могут ли технические устройства, компьютеры в перспективе полностью заменить людей и при решении задач инженерного обеспечения?
     - Пока человека полностью заменить невозможно. Искусственный интеллект, о котором говорят уже много лет, в том объёме, чтобы полностью заменить человека, пока не создан. А в инженерных войсках на каждом шагу возникают ситуации, когда именно человеку необходимо самостоятельно принимать решение, порой нестандартное. И это касается не только разминирования, но и действий в зоне техногенных катастроф. Потому и отбор личного состава для инженерных войск - весьма важная, значимая задача. И мы находим людей, способных качественно и в нужный срок выполнять все поставленные перед ними задачи.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex