на главную страницу

1 Февраля 2012 года

Штурманские вахты

Среда

Версия для печати

Его черта – предусмотрительность

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».
  Фото автора.



Командир штурманской боевой части большого противолодочного корабля «Североморск» Кольской флотилии разнородных сил Северного флота капитан 3 ранга Александр Фоменко(на снимке) - офицер предусмотрительный. На просьбу тележурналистов продемонстрировать работу с секстантом ответил вежливым, но твёрдым отказом. «Секстант - прибор для определения места с помощью высоты небесных светил. Надо мной же весь флот смеяться будет: все знают, что в январе у нас на Севере небо облачное, ни звёзд, ни Солнца не видно», - спокойно объяснил причину отказа Александр Фоменко.
Предусмотрительность, пожалуй, и есть главное профессиональное качество хорошего штурмана. Она позволяет избежать и в море навигационных опасностей, и в жизни подводных камней.

     В соединение противолодочных кораблей Кольской флотилии Александр Фоменко прибыл в 2003 году сразу после окончания Высшего военно-морского училища подводного плавания и вот уже девятый год входит в число лучших штурманов дивизии. Надеялся служить в подводном флоте, но судьба распорядилась иначе, направив молодого офицера на корабль, который предназначен как раз для борьбы с подводным противником.
     - Хотя в нашей семье военных не было, я со школьных лет мечтал стать подводником, уже с восьмого класса начал целенаправленно готовиться к поступлению в училище, - рассказал Александр. - В школе занимался боксом, был призёром Ленинградской области, входил в состав сборной Северо-Запада России. Одним словом, умел держать удар.
     Как потом показала жизнь, выработанные на спортивных состязаниях самообладание, умение сконцентрироваться и принять решение в считаные секунды Фоменко очень пригодились.
     - Ещё в училище я понял, что не ошибся в выборе специальности, - делится воспоминаниями Александр. - И хотя в школе любимыми предметами у меня были физика и история, в училище для освоения штурманской специальности больше всего пригодились знания по математике, черчению, астрономии. Учиться мне было интересно, с удовольствием изучал навигацию, астронавигацию, тактику и технические средства кораблевождения.
     Практику и стажировку Александр Фоменко прошёл на Северном флоте, на атомных подводных лодках в гарнизонах Гаджиево, Видяево, в Заозёрске. А офицерскую службу начал командиром электронавигационной службы на БПК «Адмирал Левченко», входящем в состав соединения противолодочных кораблей, которое на Северном флоте всегда отличалось самой высокой интенсивностью плавания. Пожалуй, такого знания ближней и дальней морской зоны, как у моряков больших противолодочных кораблей, нет больше ни у кого. Вот и Александру Фоменко удалось за 8 лет офицерской биографии поучаствовать в восьми боевых службах, что само по себе большая удача для штурмана.
     - Специальность штурмана - самая морская на корабле, и здесь без постоянных выходов в море, участия в дальних походах и учениях никогда не получить совершенных профессиональных навыков, поэтому мне очень повезло, что довелось служить на ходовых кораблях: моря всегда было в избытке, - с искренней улыбкой признаётся Александр.
     Первая боевая служба лейтенанта Фоменко проходила у берегов Шпицбергена. Тогда БПК «Адмирал Левченко» попал в девятибалльный шторм. В критических условиях, когда на корабль обрушивалась одна водная лавина за другой, экипажу оставалось только контролировать место нахождения корабля. И хотя БПК - корабль океанской зоны, ему всё равно досталось.
     - Корабль бросало из стороны в сторону, и для нас главной задачей было избежать захода в территориальные воды Норвегии, чтобы не допустить нарушения международного правового режима и не получить ноту протеста от Норвегии, - объясняет Александр. - Но командир корабля полностью владел обстановкой и своевременно выполнял манёвры, высчитывая, когда возможно повернуть, чтобы уменьшить влияние бортовой качки.
     В составе экипажа БПК «Адмирал Лев
     ченко» штурман Фоменко совершил пять длительных плаваний. В 2007 году после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ его назначили командиром штурманской боевой части БПК «Адмирал Харламов». А через год капитан 3 ранга Фоменко стал руководить штурманской боевой частью большого противолодочного корабля «Североморск», который ежегодно совершает дальние походы и участвует в важнейших международных учениях «Помор», «ФРУКУС».
     - Лично я все без исключения выходы в море, как краткосрочные, так и продолжительные, воспринимаю как проверку на профессионализм штурманской боевой части, так как на нас лежит обеспечение безопасности корабля в плавании, - убедительно объясняет Александр.
     В подтверждение этих слов капитан 3 ранга Фоменко пояснил, какая большая подготовка предшествует решению задач в море. Под руководством командира корабля штурман изучает по картам акваторию, разрабатывает предстоящее маневрирование, прокладывает курс корабля. Флагманский штурман соединения капитан 2 ранга Сергей Овчинников регулярно проводит сборы специалистов штурманской службы дивизии, командиров БЧ-1, на которых обобщается опыт дальних походов в различные районы Мирового океана, подробно разбираются сложные задачи маневрирования.
     Вспоминая недавний почти полугодовой дальний поход БПК «Североморск» в Аденский залив, Александр Фоменко сообщил, что перед выходом на боевую службу штурманская боевая часть откорректировала более тысячи карт и трёхсот различных пособий, выдержала десятки проверок.
     Зная из опыта коллег, что придётся работать в условиях высоких температур, специалисты штурманской боевой части и электромеханической боевой части установили дополнительные средства охлаждения. Без кондиционеров, когда жара в Аденском заливе доходила до 45 градусов, не выдержали бы ни люди, ни техника.
     - Чтобы уменьшить вероятность выхода техники из строя из-за перегрева мы составили график её использования при высоких температурах и выборочно применяли штатное оборудование: гирокомпас, автопрокладчик, лаг, спутниковые приёмоиндикаторы, радионавигационное оборудование, - уточнил главный штурман корабля.
     «Североморск» в 2011 году впервые ходил в Аденский залив, поэтому флагманский штурман соединения капитан 2 ранга Сергей Овчинников уделил большое внимание подготовке штурманской боевой части. Вместе с командиром БЧ-1 Фоменко подробно изучил и проанализировал опыт боевых служб БПК «Адмирал Левченко», БПК «Адмирал Чабаненко», а также кораблей Тихоокеанского флота, которые уже побывали в районе Аденского залива и Африканского Рога.
     - Перед выходом в дальний поход нам установили полный комплект электронных карт - на весь Мировой океан. Мы также изготовили бумажные карты предполагаемого маршрута следования корабля, - подчеркнул Александр Фоменко. - Помимо этого, у нас были фотографии с дальних походов в Аденский залив больших противолодочных кораблей «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», которые нам очень пригодились. Мы наклеивали фотографии на планшеты, чтобы легче опознать побережье и быстро сориентироваться. Так был использован положительный опыт коллег.
     Дальний поход БПК «Североморск» под командованием капитана 1 ранга Андрея Клименко продолжался с мая до октября 2011 года. За это время экипаж преодолел более 30.000 миль, побывал в портах Португалии, Греции, Джибути, Сирии и Испании, сопроводил 11 конвоев, которые состояли из иностранных и российских судов. Всего североморцы отконвоировали 41 судно.
     Штурманская боевая часть БПК «Североморск» под руководством капитана 3 ранга Фоменко получила огромный опыт, успешно решив все поставленные перед ней задачи. Если раньше для экипажа традиционным районом плавания была Атлантика, то теперь довелось держать курс корабля в Индийский океан, выполнять проводку БПК в незнакомые иностранные порты.
     - В этом походе одним из сложных был заход в Джибути, - вспоминает Александр. - Во-первых, мы столкнулись с несовпадением навигационных ориентиров, которые есть на карте, с теми, которые фактически отображались на экране локатора. Во-вторых, оказались в своеобразных для Африки гидрометеоусловиях: из-за пыльной бури невозможно было определить место по визуальным ориентирам.
     Однако для капитана 3 ранга Фоменко самой сложной за все годы штурманской практики была проводка корабля в порт Плимут в Великобритании, которая выполнялась в 2010 году на международном четырёхстороннем учении «ФРУКУС-2010». Тогда хозяевами учения были англичане и все манёвры проходили в Ла-Манше. Заход в Плимут осуществлялся по реке, когда у корабля было всего по два кабельтова слева и справа и ограничения по глубинам. Поэтому необходимо было поддерживать скорость 9 узлов, чтобы корабль не снесло ветром или течением. Узкость оказалась достаточно долгой, проходили её около получаса, испытав сильнейшее нервное напряжение.
     - Севший к нам на борт лоцман, сказал, что он на БПК «Адмирал Чабаненко» уже проходил эту узкость и понял тогда, что ему лучше не вмешиваться с советами, а просто наблюдать, - уточняет Александр. - И хотя мы с командиром проявили предусмотрительность и проработали маршрут, выбрав лоцманские ориентиры, всё равно заход в Плимут был очень сложным. Выходить обратно было уже значительно легче...
     Большое внимание на БПК «Североморск» уделяется штурманской подготовке членов экипажа. Капитан 3 ранга Фоменко разрабатывает документацию по штурманской подготовке и проводит занятия с офицерским составом, занимается подготовкой вахтенных офицеров. Вести специальную подготовку личного состава поручено командиру электронавигационной группы лейтенанту Павлу Швабрину, выпускнику военно-морского института 2010 года.
     Командир штурманской боевой части доволен своим подчинённым - лейтенант Швабрин после прибытия на корабль вовремя сдал зачёты на несение штурманской вахты, быстро освоил свою специальность и теперь оказывает большую помощь командиру, служит с интересом, не боится сложностей. И как положено штурману, никогда не паникует.
     Среди старшинского состава значительных успехов достиг командир отделения рулевых главный старшина Максим Кабаненко. Опытный рулевой служит по контракту с 2005 года, участвовал в пяти боевых службах и стал настоящим наставником военнослужащих по призыву. Уровень профессиональных навыков Максима Кабаненко позволяет ему заниматься с матросами штурманской подготовкой.
     Старший гидрометеонаблюдатель старший матрос Максим Кузыченко считается одним из лучших среди военнослужащих по контракту. На корабле он сначала служил по призыву, а потом заключил контракт.
     - В своих подчинённых я воспитываю точность, трудолюбие, предусмотрительность, уважение и любовь к своей специальности. Стараюсь создать в боевой части благоприятную обстановку, без нервозности и занудных нотаций. Один раз объяснил своим подопечным, что они взрослые люди, сами выбрали эту работу и должны добросовестно выполнять свои обязанности, и больше к теме профессиональных требований мы не возвращаемся, - сказал Александр Фоменко в ответ на вопрос, почему БЧ-1 в который уже раз становится лучшей боевой частью на корабле.
     Беседуя в штурманской рубке БПК «Североморск» о специфике службы североморцев, невольно коснулись о навигационных особенностей морского театра в Арктическом регионе.
     - На Севере высокие берега, они хорошо отбиваются на экране радиолокационных станций, поэтому легко определяться с использованием РЛС, - пояснил Александр Фоменко. - Побережья достаточно хорошо оборудованы маяками, поэтому визуально определить место можно без проблем.
     Что же касается гидрометеоусловий Арктического региона, то командир БЧ-1 убеждён, что в северных широтах только летом может быть хорошо, а в остальные времена года условия сложные - ветра, шторма, снежные заряды.
     - Самым напряжённым был последний полугодовой поход в Аденский залив, а самые сложные задачи мы решаем на Севере при выходах в полигоны боевой подготовки, при сдаче курсовых задач, потому что в течение года проходит большое количество учений в море и всем им предшествует тщательная подготовка, - уточнил Александр.
     По мнению капитана 3 ранга Фоменко специфика штурманской службы в современных условиях требует отслеживания новых компьютерных программ, которые позволяют принимать информацию на приёмники от иностранных станций. По мнению Александра, очень важно не работать по старинке, а развиваться, заботиться о своём профессиональном росте, совершенствовать электронные средства.
     Сейчас на кораблях широко применяется универсальная электронная навигационная информационная система, но она используется только как информационная, когда надо быстро рассчитать маршрут, определить время следования до заданной точки. Также её удобно использовать в качестве тренажёра. Но основными для российского флота были и остаются ручные графические исчисления. Кстати, как выяснили на международном учении «ФРУКУС» наши штурманы в общении с коллегами из Великобритании, в английском флоте, отличающемся нерушимыми традициями, тоже используют электронные карты в открытой морской зоне, а при направлении к берегу, как и в российском, - бумажные карты и радиолокационные пеленги.
     - Думаю, что со временем станем больше работать на электронных картах, но это не значит, что бумажные станут не нужны. Наоборот, именно они будут использоваться при подходе к сложным участкам и прохождении опасных узкостей. Но даже с развитием спутниковой системы навигации потребность в штурманах на корабле не отпадёт - без грамотного специалиста система GPS не спасёт. Ведь навигатор может лишь определить место, а прокладку выполнит именно штурман и никто другой, - подвёл итог нашей беседе штурман Александр Фоменко.
     
На фото: ПК «Североморск» в дальнем походе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex