на главную страницу

1 Февраля 2012 года

Штурманские вахты

Среда

Версия для печати

У них в союзниках звёзды

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».



Сегодня часть навигаторов Тихоокеанского флота находится в море, в дальних походах. Да и в базах ни на сутки не останавливается боевая учёба, штурманские боевые части (БЧ-1) надводных кораблей и подводных лодок готовят специальное оборудование и приборы, совершенствуют мастерство на тренировках. Чтобы глубже окунуться в их жизнедеятельность, наш корреспондент встретился с главным штурманом ТОФ капитаном 1 ранга Олегом МОРОЗКИНЫМ.

     - Олег Владимирович, прежде давайте посвятим читателя в суть вашей профессии, приоткроем её особенности и, может быть, даже некоторые секреты...
     - Что ж, для начала - пара простых сравнений. Если в салоне автомобиля повесить глухие шторки на окнах, то есть полностью перекрыть видимость для водителя, поедет ли он дальше? Ответ очевиден. А вот подводная лодка, находясь в тёмной толще воды и не имея каких-либо ориентиров, спокойно следует по намеченному курсу. Человек на земле всегда может найти нужную дорогу, используя знания географии, дорожных знаков, возможность уточнить что-то у обычного прохожего. А корабль движется в море, и мы видим вдали только водный горизонт, за которым зрительно - небесный свод. Впрочем, надводникам полегче: для них ориентирами могут быть звёзды и солнце. Но опять же надо уметь через них распознать свой дальнейший путь!
     Именно такого рода специалисты и несут вахты на каждом корабле, с помощью умных приборов они рассчитывают его местонахождение, определяют курс. Да, у штурмана подводного крейсера сегодня под рукой хороший помощник - целый навигационный комплекс, в котором более двух десятков наименований систем. Дело за «малым» - уметь грамотно пользоваться современным оборудованием. При этом офицеру нужно ещё своевременно рассчитывать поправки гиро- и магнитного компасов, чтобы не допустить ошибок на морском переходе или при выполнении учебно-боевых упражнений. К примеру, допущенная в расчёте неточность на один-два градуса сорвёт ракетный пуск. Не случайно в прошлых веках сложные девиационные работы на судах выполняли специальные люди, служившие в штурманских мастерских, а судоводители пользовались их расчётами в море. Ныне, чтобы определить поправки навигационных приборов, штурман в течение пяти дней занимается их регламентными проверками.
     На нём очень большая ответственность и в связи с реализацией международного морского права. Где начинаются территориальные воды иностранного государства, в каком случае наш корабль может в них зайти? Анализ по каждому конкретному случаю, оценку обстановки уже как юрист даёт штурман.
     - В бытность старых мореплавателей, скажем, Невельского и Крузенштерна для местонахождения судна и прокладки его курса использовался такой прибор как секстант. С тех пор навигационное оборудование продвинулось далеко вперёд, оно стало электронным, многофункциональным. Какая же роль сегодня отводится секстанту, который можно увидеть в руках корабельного офицера или курсанта на практике?
     - Это не только дань традиции - иметь на корабле подобный прибор. Да, мы полагаемся на надёжность астронавигационных систем. Однако, несмотря на обилие умных электронных приборов, на флоте продолжаю действовать принципы так называемого резервирования. Курс на корабле вырабатывают основные, резервные и аварийные системы. Секстант относится к аварийным. Случись нештатная ситуация и окажись вы в шлюпке, именно секстант поможет точно определить ваши координаты и курс к берегу. Привычной кнопки-то рядом уже не будет. А примеров различных аварийных ситуаций в океане ещё хватает...
     В силу традиции на кораблях есть и другой старый прибор - хронометр. Кажется, анахронизм, а ведь порой он используется даже при запуске ракет.
     - Ну а как обстоит дело с обновлением устаревшего оборудования на кораблях?
     - В последние три года мы получаем на вооружение БЧ-1 новые образцы приборов кораблевождения. Это гирокурсоуказатели (компасы ГКУ-5), магнитные компасы КФ-1. Последние особенно порадовали штурманскую службу: они автоматизированы и сводят к минимуму сложные операции по выработке тех или иных поправок при решении навигационных задач. Дело даже не в том, что КФ-1 облегчил труд специалиста; он точнее выдаёт указания независимо от каких-либо внешних условий. Был случай на подводной лодке, когда после ремонта неправильно установили компас - вблизи с перископом. Штурман, пока разобрался в чём проблема, замучился с вычислениями: ошибки шли одна за другой. Потом осенило: компас-то магнитный, а перископ - это та же «железка», которая при подъёме-опускании и нарушает его работу. Новейший же компас не только сводит какие-либо погрешности к нулю, бережёт время штурмана на измерениях, но при этом заметно экономится расход топлива, сокращаются подготовительные мероприятия к выходу корабля в море.
     Ещё один более совершенный прибор, который мы установили на нескольких кораблях, - приёмоиндикатор радионавигационных систем «Квиток». Раньше они имели лучевые трубки, что влияло на оперативность получения необходимой для штурмана информации. То есть это были системы чисто мирного плана. А современные аппараты просто и ясно высвечивают те или иные координаты, мгновенно выдают результат. При этом они более универсальны, их можно настроить - что особенно важно - на любую станцию. Флот работает по их поставкам напрямую с заводом-производителем, и думаю, в ближайшие годы «Квиток» установим на все корабли.
     - Олег Владимирович, то, что улучшаются навигационные приборы, - явление отрадное. Однако, полагаю, нельзя исключать значение человеческого фактора. Насколько, на ваш взгляд, подготовленными приходят выпускники штурманских факультетов? Позволяет ли существующая учебная база вуза дать все необходимые знания будущему лейтенанту или его уже приходится «доводить» в подразделении БЧ-1?
     - Доводить до ума каждого выпускника приходилось всегда. Просто если отличнику для становления в должности хватит одного года, то человеку с иным потенциалом - все три. Опять же для многих труднее идёт вхождение в должность на атомном подводном корабле. К примеру, инженер электронавигационной группы получает в заведование целый навигационный комплекс, насыщенный множеством приборов. Пока его освоишь!
     Хорошо, если подобные, а то и более совершенные с учётом происходящей сегодня на флоте унификацией приборов комплексы есть в наших военно-морских институтах. Тогда и обучение приближается к реальным потребностям штурманской службы. Мне, например, в своё время пришлось доучиваться на подводной лодке, потому что готовили в училище на другой аппаратуре. Тогда здорово подстёгивало желание не отстать от товарищей, овладеть техникой не хуже их.
     Так что выпускники по уровню подготовки приходят к нам разные. Из них есть возможность выбрать лучших, потому что офицерских должностей пока на всех не хватает. Это, с одной стороны, кадровая проблема, с другой - стимул для курсанта учиться лучше, досконально вникать в инженерную составляющую своей профессии, во время практики и стажировки показывать отличные знания, чтобы заметили.
     - Какие задачи решала штурманская служба ТОФ в минувшем году, что получалось качественно, а над чем ещё нужно поработать?
     - Главная задача для нас - обеспечение навигационной безопасности мореплавания. И тот факт, что в прошедшем году не было ни одного навигационного происшествия, красноречиво подтверждает успешную деятельность штурманов всех рангов.
     Второе - необходимое навигационное сопровождение кораблей при выполнении ими различных задач: от перевозки грузов и личного состава до участия в учениях и дальних походах. К примеру, при организации учебно-боевой стрельбы у практического оружия существуют ограничения, которые накладывают требования безопасности. Это ведь не военное время, мы не имеем права рисковать. Поэтому штурман обязан точно вести корабль по заданному маршруту, выдать командиру тщательно выверенные данные для применения артиллерийских установок, ракетного или торпедного вооружения. Если в ходе проверки выясняется, что гирокомпас врёт, то всё - выполнение упражнения откладывается. Или если ошибка местонахождения корабля превышает допустимые значения, то и здесь руководитель учения запрещает стрельбу.
     В 2011 году большую работу выполнили навигаторы десантных кораблей под руководством флагманского штурмана соединения капитан-лейтенанта Михаила Касьянова, который безопасно и точно вывел свои БДК на незнакомое побережье Камчатки, занятое условным противником. А перед этим корабли Приморской флотилии осуществили переход через Японское, Охотское и Берингово моря, пройдя более полутора тысяч морских миль. Там же дивизионный штурман камчатского соединения ракетных кораблей капитан 3 ранга Алексей Сапрыкин обеспечил точность ракетных стрельб по надводным целям.
     Около полугода находится в дальнем походе отряд кораблей ТОФ в составе БПК «Адмирал Пантелеев» (командир БЧ-1 капитан-лейтенант Александр Угоренко), большого морского танкера «Борис Бутома» (3-й помощник капитана Валентин Гончар) и спасательного буксира «Фотий Крылов» (Михаил Мамонов). С участием флагманского штурмана отряда капитана 3 ранга Николая Муромцева успешно разрешаются задачи обеспечения безопасности плавания при посещении незнакомых иностранных портов. Порой требуется ювелирная точность для расхождения с торговыми судами, при движении в «узкости».
     Кстати, штурман постоянно читает с полученных международных карт метеоцентров и прогнозы погоды, после чего командир принимает то или иное решение на дальнейший путь. Так было, например, во время рождественской встречи в северной части Индийского океана отряда кораблей во главе с «Адмиралом Пантелеевым» и ОБК, который возглавляет «Адмирал Трибуц» (последний держал курс в морскую зону Африканского Рога. - Авт.). Штормило, а надо было передать часть грузов с одного БПК на другой. Изучив обстановку, штурманы доложили руководителям похода, что океан спокоен в 25 милях отсюда. Вскоре вышли в этот район, действительно, - тишина.
     Среди лучших штурманов - и командиры БЧ-1 эсминца «Быстрый» - старший лейтенант Эдуард Новиков, большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» - капитан-лейтенант Владислав Шестопалов. Если отмечать подводников, то большой опыт подготовки подчинённых, в том числе и к ракетным стрельбам, имеют флагманские штурманы соединений атомных подводных лодок на Камчатке капитаны 2 ранга Сергей Лашков и Олег Мартынов. Они постоянно выходят с молодыми офицерами в море, обучают и контролируют их одновременно. Образцом для личного состава является штурман бригады дизельных подводных лодок в Приморье капитан-лейтенант Алексей Васильев. Весьма успешно на протяжении длительного времени выполняли правительственную задачу - обеспечение испытаний подводной лодки «Нерпа» - командир БЧ-1 гвардии капитан 3 ранга Сергей Крутов, командир электронавигационной группы гвардии старший лейтенант Иван Юдин и инженер ЭНГ гвардии старший лейтенант Иван Калигаев.
     

На снимках: капитан 1 ранга Олег Морозкин; с секстантом - один из лучших навигаторов кораблей капитан-лейтенант Александр Угоренко; курс на карте прокладывает капитан-лейтенант Владислав Шестопалов.

     Фото автора
     и Михаила Сажаева.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex