на главную страницу

2 Февраля 2012 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Несмотря на холода, пули в цель летят всегда

Кирилл БЛИНОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Кто не слышал о скорбных сетованиях вражеских полководцев, обвинявших в неудачах своих армий на русской земле жестокого и неумолимого соперника – генерала Мороза. Первыми претензии к русским холодам предъявили, кажется, французы, страдавшие от русской зимы больше, чем от войск Кутузова. Затем пришёл черёд немцев. Сорокоградусный мороз и глубокий снег действительно не раз выручали наших солдат в битве под Москвой, в сражениях за Сталинград и в других крупных боях.
     В России привыкли мириться с морозом, сделав его частью национальной культуры. Мы даже бравируем перед всем теплолюбивым миром своей морозостойкостью, показывая, что в холода мы можем и созидать, и воевать.
     Зима на Дальнем Востоке разная. В Якутске она одна – минус пятьдесят и туманы, на Камчатке она несколько другая – частые снежные бури, которые затем могут смениться резким потеплением с дождями (сам был свидетелем), в Хабаровске генерал Мороз показывает характер под Новый год – дует пронизывающий ледяной ветер, не прекращающийся месяц, в Приморье зима тоже с норовом – с утра тепло, а после обеда – метель, заморозки, ветры.
     Приезжая зимой куда-нибудь на полигон или делая репортаж из части, чисто по-человечески испытываешь чувство сострадания к переминающимся с ноги на ногу контролёрам на КПП, кутающимся в неудобные овечьи полушубки караульным, щурящимся от морозного ветра наблюдателям на полигонных вышках. У самого неоднократно замерзал диктофон, разряжался фотоаппарат, застывали шариковые ручки. Журналисту проще: отснял положенные кадры, взял интервью – и в тёплый кабинет писать очередной материал. Военнослужащим несколько труднее. Свои задачи они должны выполнять в любую погоду.
     – Морозы для нас – явление ожидаемое, – рассказывает начальник отделения боевой подготовки 392-го окружного учебного центра Восточного военного округа подполковник Юрий Бахарев, – мы достаточно основательно изучили капризы хабаровской зимы и готовы оперативно отреагировать на резкое понижение среднесуточных температур.
     Допустим, Князе-Волконский полигон, где и проходит львиная доля практических занятий частей ОУЦ, при всей своей развитой инфраструктуре объект в географическом и климатическом плане довольно своеобразный. Во-первых, расположен он в болотистой местности. Летом, помимо, собственно, жары, курсантов одолевают рои разнообразного гнуса. А в зимние месяцы мороз усиливается ветром. И когда термометр показывает, скажем, минус двадцать, организму кажется, что на дворе все минус тридцать пять. Сложно, сурово, но офицеры говорят, что климатические особенности только закаляют характер.
     – Расписание мы составляем таким образом, чтобы в пик холодов, а обычно это новогодние, рождественские праздники и первые недели после них, максимум времени личный состав проводил в классах, – раскрывает секреты подполковник Юрий Бахарев, – в это время в большинстве подразделений идёт блок общевоинских дисциплин, где предусмотрен небольшой полевой выход со сдачей ряда нормативов. Первые дни обучения по специальности курсантов в основном знакомят с техникой, они водят боевые машины на тренажёрах, в тепле. Кроме того, существует указание начальника штаба округа, по которому, если температура воздуха опускается ниже отметки минус двадцать занятия надо переносить в помещения.
     Обычно самые злые холода фиксируются ночью и в утренние часы. Столбик термометра может показывать до минус сорока градусов. В связи с этим некоторой корректировке подвергается распорядок дня курсантов ОУЦ. Вместо традиционной зарядки, по словам подполковника Юрия Бахарева, военнослужащие, пока проветриваются спальные расположения, совершают утреннюю прогулку. Физические нагрузки они получают днём во время лыжных упражнений.
     – Часов до одиннадцати, пока не спадёт утренняя стужа, мы всё-таки стараемся проводить занятия в помещениях, – рассказывает подполковник Юрий Бахарев, – после некоторого потепления начинается жизнь и на полигонных объектах.
     И здесь, дабы избежать переохлаждений и обморожений у курсантов, учебный процесс построен по особому принципу. Во-первых, людям запрещено находиться на морозе свыше тридцати минут. Во-вторых, подразделения чередуют тёплые и холодные учебные точки. Например, занятия по тактике идут в специально оборудованных классах, отработка нормативов по разборке и сборке вооружения боевых машин – в отапливаемых помещениях на вышках. На директрисах и стрельбищах людей стараются подолгу не держать. Выполнил упражнения, узнал оценку – иди грейся.
     На каждом крупном полигонном объекте ставится пункт обогрева – специальная палатка, где затапливается печь. Курсантам во время отведённого перерыва можно здесь выпить горячего чая, подкрепиться хлебом, салом и луком.
     Особое внимание в период морозов командиры удёляют одежде личного состава.
     – На полевые занятия мы выдаём валенки, овечьи полушубки, тёплые ватные штаны, – рассказывает подполковник Юрий Бахарев, – в подразделениях должно быть меховых вещей из расчёта 60 процентов от штатной численности. То есть, пока одно отделение греется, другое занимается на улице в полушубках. Только в боевые машины, где требования безопасности не разрешают находиться в громоздкой верхней одежде, курсанты садятся в обыкновенных зимних камуфляжных куртках.
     Данные меры позволяют практически исключить случаи обморожения у личного состава. Кроме того, в ОУЦ проводится серьёзная работа, направленная на профилактику гриппа, пневмонии и острых респираторных заболеваний.
     – Практически сразу по приезде в часть мы показываем курсантам, как правильно вязать тёплые портянки, – говорит начальник штаба учебного танкового полка подполковник Алексей Клепиковский, – ведь если у тебя ноги в тепле, то и риск заболеть снижается многократно. Объясняем, что после физических нагрузок, когда тело разогрето, нельзя выходить на мороз. Велика вероятность простудиться. Казалось бы, абсолютно простая истина, но многие военнослужащие от нас слышат её впервые. Мы постоянно следим, чтобы расположения регулярно проветривались. Кроме того, прогнозируя возможный всплеск ОРЗ, мы подготовили специальное помещение под изолятор на 24 койко-места. Но пока оно пустует.
     Отдельного ухода требует техника. Если с танком Т-80 с его газотурбинным керосиновым двигателем всё просто, при наличии исправного аккумулятора он завёдется в любой мороз, то над БМП и МТ-ЛБ приходится «колдовать».
     Залог лёгкого запуска боевой машины – качественно выполненные мероприятия по переводу её на зимний режим эксплуатации. В системе охлаждения должен быть залит антифриз, поменяно масло, произведены другие регламентные работы. Для сохранения моторесурса двигателей специалисты технических подразделений учебного центра дополнительно монтируют на машины специальные котлы-подогреватели. С механиками-водителями организуются дополнительные занятия по особенностям эксплуатации БМП и МТ-ЛБ в суровых климатических условиях.
     Как сообщил подполковник Юрий Бахарев, техника, задействованная на занятиях, исправна. С момента начала очередного учебного цикла было несколько случаев поломок, но это, так сказать, издержки производства.
     В ОУЦе заявляют, что зимние «сюрпризы» процессу подготовки младших специалистов особого ущерба не наносят. Здесь давно научились мириться с погодой и оперативно вносить коррективы в расписание занятий, реагируя на её прихоти.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex