на главную страницу

2 Февраля 2012 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Проще и надёжней её не было

Мария КУЗНЕЦОВА.
  Нижний Новгород.



     ИСПОЛНИЛОСЬ 80 лет, как с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА. На протяжении почти трёх десятков лет эти автомобили, любовно прозванные в народе полуторками, безотказно работали во всех отраслях народного хозяйства и во всех уголках страны. Они были простыми, неприхотливыми, манёвренными, обладающими высокой проходимостью, а главное – очень надёжными машинами.
     Несмотря на общую простоту, конструкция полуторки для своего времени была достаточно прогрессивной. Основой шасси служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. До 1934 года кабина автомобиля изготавливалась из дерева и прессованного картона, позже было освоено производство металлической кабины с дерматиновой крышей.
     Оснащённая 4-цилиндровым двигателем мощностью 40 л.с., четырёхступенчатой коробкой передач, полуторка могла развивать скорость до 70 км/ч. Главным достоинством двигателя была его неприхотливость: он с лёгкостью потреблял недорогие виды топлива, а в прогретом состоянии или в тёплое время года мог работать даже на керосине.
     После модернизации 1938 года автомобиль получил более мощный двигатель (50 л.с.), усиленное крепление задних рессор, новый рулевой механизм и карданный вал, а также индекс – ГАЗ-ММ. Внешних отличий ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА не было.
     В НАЧАЛЕ Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих Горьковский автозавод был вынужден перейти на выпуск упрощённого военного грузовика с неоткидными боковыми бортами (погрузка велась только через задний борт), со сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, оставлена только одна фара головного света. Изменилась и кабина: сперва она стала деревянной, а потом её заменил матерчатый тент на каркасе. В целях экономии убрали бамперы, глушитель и передние тормоза.
     В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, кабина опять стала деревянно-металлической, позже вернулись передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.
     Полуторку с полным на то основанием можно назвать оружием Победы. Она была основным транспортом в блокадном Ленинграде. По Дороге жизни эти автомобили прошли более 40 миллионов километров, эвакуировали более миллиона человек, доставили более 270 тысяч тонн продовольствия и фуража, 32 тысячи тонн боеприпасов и вооружения. Кроме своего прямого назначения по перевозке людей и грузов, ГАЗ-АА нередко был задействован как платформа для установки зенитной пушки или пулемёта.
     На базе полуторки выпускались автобусы, самосвалы, газогенераторный грузовик и машины, работавшие на сжиженном газе, санитарные, полугусеничные автомобили, а также трёхосные грузовики ГАЗ-ААА. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ широко применялись при создании бронетехники: лёгких танков, бронеавтомобилей серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12, артиллерийских тягачей, «катюши».
     Последний ГАЗ-ММ сошёл с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года. Всего выпущено около 1 миллиона этих автомобилей.
     Сейчас Горьковский автогигант, объединяющий 18 предприятий в 10 регионах России, выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, легковые автомобили, строительно-дорожную технику, силовые агрегаты и автокомпоненты. И всё-таки в человеческой памяти как великая труженица и боец навсегда останется скромная полуторка. Машины проще и надёжней отечественная история автомобилестроения ещё не знала.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex