Баренцево море: трагедия «Курска»

Андрей ГАВРИЛЕНКО
Владимир ГУНДАРОВ,
«Красная звезда»



    Связь с атомной подводной лодкой «Курск» была потеряна во время крупномасштабного учения Северного флота в акватории Баренцева моря в первой половине минувшего воскресенья. В настоящее время субмарина лежит на грунте на глубине 108 метров, в точке с координатами: 69 градусов 40 минут северной широты, 37 градусов 35 минут восточной долготы. По данным главного штаба ВМФ, на борту лодки - 116 членов экипажа.

    «Курск» - одна из современнейших лодок Российского флота, имеющая 30-процентный, самый большой в мире запас плавучести. Построенный в производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» и сданный флоту в декабре 1994 года «Курск» в январе 1998 года прошел плановый осмотр и гарантийный доковый ремонт. На Северном флоте лодка прослужила чуть менее шести лет. Экипаж, которым командует капитан 1 ранга Геннадий Лячин, и сама субмарина успели зарекомендовать себя только с положительной стороны. По мнению первого заместителя председателя Мурманской областной думы Александра Круподерова, это одна из лучших наших субмарин, получившая недавно приз губернатора области. Сомневаться в мастерстве экипажа не приходится.
    ...Всю ночь с понедельника на вторник работал спускаемый поисковый аппарат. Но на данный момент ситуация остается без существенных изменений ввиду неблагоприятных погодных факторов. В 9 часов утра 15 августа спасательные работы по оказанию помощи атомной подводной лодке «Курск» продолжались. Погода резко ухудшилась. Волнение моря 4-5 баллов, ветер северо-западный, при порывах до 20 метров в секунду. Неблагоприятные погодные условия, а также сильные подводные течения затрудняют работу спасателей.
    В районе аварии находятся еще одна подводная лодка, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов», спасательные суда «Рудницкий» и «Алтай». Всего привлечено около 15 кораблей и судов.
    Как сообщила пресс-служба ВМФ, грунт, на котором находится подлодка, представляет собой илистый песок. Подводные спускаемые аппараты в работе испытывают трудности из-за крайне плохой видимости на глубине.
     Оценивая ситуацию и обстановку вокруг спасательных работ, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов отметил, что в настоящее время «прогноз возможных последствий происшествия на АПЛ «Курск» для жизни ее экипажа представляется крайне тяжелым. Понимая это, военные моряки делают и будут делать все возможное для спасения людей в сложнейших гидрометеорологических условиях».
    Владимир Куроедов считает, что «возможность на благоприятный исход операции по спасению подводников в значительной степени определяется сейчас ситуацией внутри прочного корпуса подлодки... Эта ситуация может осложняться целым рядом таких факторов, как количество затопленных отсеков, повышение давления и температуры в отсеках, наличие запаса воздуха высокого давления. Эти факторы напрямую влияют на продолжительность пребывания людей в этих условиях».
    Одной из основных версий аварийного происшествия с российской подлодкой некоторые флотские специалисты, с которыми нам довелось вчера беседовать, считают столкновение с неизвестным пока объектом. Возможно, с иностранной подлодкой.
    По всей видимости, водой заполнены носовые отсеки атомарины, что и стало причиной погружения «Курска» на грунт. В то же время в главном штабе утверждают, что ни о какой угрозе экологической катастрофы речь не идет. Не подтвердили в главкомате и сообщения ряда СМИ о том, что авария «Курска» ставит под угрозу срыва осенний поход в Средиземное море авианосной многоцелевой группы кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Поход спланирован в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля сего года, объявляющим «Основы морской политики РФ на период до 2010 года», и должен положить начало присутствию России в ключевом регионе Мирового океана.
    Премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о создании комиссии по расследованию причин аварии атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (АПРК) «Курск». Комиссию возглавил вице-премьер РФ Илья Клебанов, заместителем председателя комиссии назначен главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов.
    В Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин» в Санкт-Петербурге, по проекту которого в 1994 году была построена атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) «Курск», создан оперативный штаб по оказанию экипажу технической помощи. Генеральный конструктор лодок проекта 949А «Антей» Игорь Баранов с группой специалистов ЦКБМТ «Рубин» прибыл в район Баренцева моря, где находится терпящий бедствие ракетоносец.
    Вместе с тем если произошло столкновение с каким-либо объектом, то он должен быть гораздо больше российской субмарины, подводное водоизмещение которой, по уточненным в главном штабе ВМФ данным, составляет около 24 тысяч тонн.
    По словам специалистов одного из оборонных предприятий, связанных с разработкой морской техники, предварительные результаты внешнего осмотра корпуса позволяют предположить, что взрыв в торпедном отсеке произошел после столкновения с неопознанным объектом, в результате которого носовая часть подлодки серьезно повреждена. Специалисты «Рубина», принимающие участие в спасательных работах в Баренцевом море, также высказывают предположение о возможно сильном взрыве в носовом отсеке атомохода.
    Представители главного штаба ВМФ и штаба СФ сообщили о том, что жертв среди подводников нет. Их, возможно, удалось избежать, если личный состав первого отсека в момент аварии успел перейти во второй отсек, а взрыв, если он был, раздался уже тогда, когда члены экипажа были в безопасном месте. По словам специалистов, причины взрыва пока не выяснены.
    Атомную энергетическую установку «Курска», пока лодка лежит на грунте, ввести в действие не удастся, так как циркулярные насосы, закачивающие забортную воду для охлаждения реакторов, могут быть забиты песком и илом. Высказываются также предположения, что в результате аварии испорчена система воздуха высокого давления, с помощью которого можно было бы продуть цистерны главного балласта и аварийного всплытия.

    На момент подписания номера поступила информация с Северного флота. Здесь прошла пресс-конференция с генеральным конструктором лодок проекта 949А “Антей” Игорем Барановым.
    По словам Игоря Баранова, лодка лежит на ровном киле, однако экипаж не сможет воспользоваться для своего спасения всплывающей камерой, так как первый, второй и третий отсеки сильно повреждены, в том числе и тот, в котором есть люк в камеру. О состоянии экипажа и корабля сведений у генерального конструктора нет. Связь с экипажем отсутствует. По мнению Баранова, в прочном корпусе корабля может работать аварийное освещение, но, скорее всего, экипаж находится в полной темноте. Запаса кислорода, по оценке Баранова, подводникам хватит не более, чем на двое суток. Это жестко регламентирует сроки вывода экипажа из аварийной подлодки. Он будет осуществляться из кормового аварийного люка. Сейчас из-за сильного подводного течения, связанного с приливно-отливным циклом, спасательный глубоководный аппарат Северного флота не может с прицельной точностью накрыть этот люк специальной камерой-присоской.
    По прогнозам гидрометеорологов Северного флота, незначительное улучшение погоды начнется в этом районе Баренцева моря после 16 часов 15 августа. До окончания суток должна начаться операция по спасению членов экипажа, которая продлится не менее 12 часов.
    Корреспондент “Красной звезды” связался по телефону с начальником штаба Северного флота Героем России вице-адмиралом Михаилом Моцаком, который на тяжелом атомном ракетном крейсере “Петр Великий” находится в районе аварии в Баренцевом море.
    Михаил Моцак подтвердил, что сведения об экипаже и состоянии корабельных систем с лодки получить не удалось. В каких отсеках находится экипаж, а какие отсеки затоплены – также неизвестно. Звукоподводная связь отсутствует. Связь с экипажем осуществлялась методом перестукивания до тех пор, пока не начался шторм. Специальному автономному снаряду из-за сильного течения не удается приблизиться к району кормового аварийного люка, через который будет осуществляться эвакуация подводников.
    Михаил Моцак сообщил, что на этой лодке был пятисуточный аварийный запас, в том числе и запас кислорода. За минувшие трое суток он частью израсходован.

    В последний Час

    В Баренцевом море во второй половине дня во вторник началась операция по эвакуации членов экипажа затонувшей атомной подводной лодки “Курск”, заявил, отвечая на вопрос “Интерфакса”, министр обороны РФ Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев.
    По его словам, шторм в районе места происшествия утих до 2-3 баллов, что позволяет проводить операцию по спасению членов экипажа подводной лодки.
    По словам И.Сергеева, в настоящее время пока еще нет информации о том, есть ли жертвы среди членов экипажа и затоплена ли часть отсеков подводной лодки.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства