|
|
Андрей ГАВРИЛЕНКО, Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда». |
Одна из основных версий причины катастрофы, которую изложил на пресс-конференции в Мурманске вице-премьер Илья Клебанов, является столкновение «Курска» с объектом большого тоннажа.
Столкновение произошло в районе с глубинами до 80 метров. Российская субмарина шла на глубине примерно 60 метров. Под килем оставалось 20 метров «чистой воды». В обычных условиях это, несомненно, отвечает условиям обеспечения безопасности плавания подводной лодки. Столкновение с подводным объектом было неожиданным, и катастрофа произошла в очень короткий промежуток времени – до двух минут. Лодка получила огромной силы динамический удар в районе группы цистерн главного балласта левого борта. Вдоль корпуса корабля в районе первого и второго отсеков отчетливо видна большая рваная трещина, сильно повреждена рубка. Забортная вода мгновенно утяжелила субмарину, с креном на левый борт она «нырнула» и ударилась о грунт. Этот удар также был большой силы за счет динамического удара, подводной скорости и инерции, а также мгновенного заполнения группы цистерн главного балласта левого борта.
После двух ударов вышли из строя системы бортового электропитания и сработала автоматическая защита реактора.
«Курск» еще несколько метров «протащило» по подводному плато и, достигнув его края, он сполз по крутому склону на глубину 107 метров.
Корпус скорее всего деформировался, в переборках образовались трещины, а люки заклинило. У находящихся в отсеках людей не было ни времени, ни возможности перейти из аварийных отсеков в кормовые. По словам Ильи Клебанова, взрыва на борту подлодки не было. Однако удар пришелся на те отсеки, где находился экипаж, поэтому «большая его часть, вероятно, погибла».
Редакция «Красной звезды» располагает списком личного состава атомной подводной лодки «Курск» и походного штаба объединения атомных подводных лодок, находящегося на борту субмарины, но по морально-этическим соображениям не считает вправе их опубликовать раньше, чем спасатели проникнут в прочный корпус субмарины, и будет окончательно выяснена судьба подводников.
На крейсере «Петр Великий» несколько часов продолжалось заседание правительственной комиссии, расследующей причины аварии «Курска». Принято решение о переходе к активной фазе спасательной операции. Параллельно с этим идет анализ сделанной со спасательных снарядов видеосъемки корпуса подлодки.
На пресс-конференции в Североморске руководитель правительственной комиссии по расследованию причин аварии подводной лодки «Курск» Илья Клебанов отметил, что он не видит «ни одного изъяна» в действиях командования Северного флота по проведению спасательной операции.
«Спасательная операция в Баренцевом море будет продолжаться до тех пор, пока в этом есть необходимость», — заявил на пресс-конференции в Мурманске председатель правительственной комиссии по расследованию причин аварии вице-премьер Илья Клебанов. По его словам, спасательная операция в Баренцевом море началась еще вечером в субботу - сразу после получения сигнала о том, что лодка легла на дно.
Сформирована группа ученых, состоящая из представителей конструкторских бюро и институтов, которая приступила к расчету вариантов подъема подлодки «Курск» при помощи понтонов для того, чтобы переместить субмарину в район с меньшей глубиной и силой течения. Как подчеркнул Клебанов, будут использованы все лучшие мировые достижения в области подводных работ.
Норвежское судно «Norman pioneer» с английской мини-подлодкой «LR-5» и экипажем уже вышло из норвежского порта Тронхейм к месту аварии. Судно идет с максимальной скоростью. Оно должно подойти к месту аварии во второй половине 19 августа. Об этом сказал представитель министерства обороны Великобритании.
«Norman pioneer» - многофункциональное судно, которое занимается прокладкой океанских кабелей. На его борту установлен специальный пневматический кран, который может спустить британскую мини-субмарину. В министерстве обороны Великобритании считают, что операция по спасению экипажа подлодки при благоприятных погодных условиях может продлиться 24 часа. По данным английского оборонного ведомства, вначале дистанционно управляемый подводный робот «Скорпион» проведет разведку места аварии и в случае необходимости расчистит путь к российской подлодке для мини-субмарины «LR-5». Затем к делу приступит английская субмарина. В течение приблизительно 45 минут она постарается приблизиться к «Курску» и навести на рубку гибкий переходный отсек. После откачки воды и стабилизации давления внутри отсека можно будет открыть люки и приступить к эвакуации моряков. За один заход мини-подлодка, управляемая тремя спасателями, может забрать 16 человек. Поэтому операцию по ее спуску придется повторить неоднократно.
В оперативную группу ВМС Великобритании входят 27 военных и гражданских экспертов, три члена экипажа, два морских офицера-координатора, четыре водителя, шесть врачей и двенадцать сотрудников группы поддержки. Возглавляет оперативную группу опытный моряк Дэвид Расселл.
Процессом причаливания и стыковки аппарата с «Курском» будет управлять механик-водитель Томас Херон. Он убежден, что «Курску» удастся помочь.
Если мини-субмарина не сможет состыковаться с «Курском», будет использован другой вариант. Прямо с «LR-5» будет запущен батискаф. Его маневренные возможности под водой, как утверждают конструкторы, практически неограниченны.
Есть и третий вариант. Он предусмотрен на случай, если состыковаться с субмариной вообще не удастся. Тогда «LR-5» начнет дрейфовать на глубине рядом с «Курском». Экипаж «Курска» выйдет через кормовой люк в водолазных костюмах и перейдет на борт «LR-5».
В четверг состоялся телефонный разговор Президента России Владимира Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами России поблагодарил британскую сторону за готовность оказать практическую помощь в спасении российских подводников.
В воскресенье в район аварии прибудет еще одно норвежское спасательное судно — «Сивен Игл». На его борту 15 глубоководных ныряльщиков. Все они работают на норвежских нефтяных месторождениях и имеют немалый опыт ныряния на большие глубины при низкой температуре воды. Возможно им удастся добраться до «Курска» и помочь в спасении моряков. Все расходы на транспортировку, а также оплату гонораров за спасение российских подводников взяло на себя правительство Норвегии.
В последний час
По сообщениям с места аварии АПЛ «Курск», минувшей ночью одному из спасательных аппаратов удалось пристыковаться к спасательному люку терпящей бедствие субмарины. Из-за деформации корпуса «Курска» экипажу спасательного аппарата не удалось достичь герметичного соединения. После нескольких неудачных попыток откачать воду из переходного тоннеля батискаф вынужден был всплыть для перезарядки аккумуляторных батарей.
Однако британские спасатели не теряют оптимизма. Имеются хорошие шансы на спасение экипажа «Курска». Такое мнение высказало командование британской спасательной миссии, находящейся на борту вспомогательного судна «Norman pioneer», которое следует к месту аварии российской субмарины. Британские офицеры основывают свою оценку на ряде факторов. В частности, минобороны Великобритании подтвердило, что аварийный люк «Курска» полностью совместим со стыковочным узлом спасательной мини-субмарины «LR-5». Стыковка с аналогичным люком на субмарине российского производства, находящейся в составе ВМС Польши, уже проводилась в ходе учений НАТО.
Британские спасатели главной причиной неудач своих российских коллег считают тот факт, что работающие в районе аварии спасательные глубоководные снаряды подвешены к надводному судну, а не действуют автономно. Поэтому спасательные снаряды подвержены влиянию состояния моря и подводных течений. Мини-субмарина «LR-5» совершенно автономна. Ее пилоты смогут произвести стыковку с кормовым люком «Курска», а также открыть сам люк без помощи российских подводников, томящихся сейчас в прочном корпусе атомохода.
Между тем стало известно, что в районе аварии российскими моряками обнаружены спасательные буи, которые не используются в Военно-Морском флоте РФ. Об этом в прямом эфире телекомпании РТР с места аварии атомной подводной лодки «Курск» сообщил корреспондент Аркадий Мамонтов.
Однако официального подтверждения этого сообщения не поступило. По информации ИТАР-ТАСС буй необычной расцветки на борт кораблей Северного флота не поднимался.
В связи с этой информацией повышенное внимание СМИ приковано к серии встреч со своими коллегами, которые проведет директор ЦРУ Джордж Тенет, неожиданно прибывший в российскую столицу в минувший четверг. Об этом сообщил корр. ИТАР-ТАСС представитель американского посольства в РФ.
|