«Трешер», «Скорпион», «Патрик Генри»...

Об аварийности на атомном подводном флоте США

Н. МОРМУЛЬ.



    Внимание средств массовой информации приковано к трагедии, разыгравшейся в Баренцевом море. В публикуемых материалах не только даются сообщения о ходе операции по спасению подводной лодки «Курск», но рассматриваются возможные версии случившегося, приводится опыт действий спасательных служб различных стран, в том числе и неудачный. Так, в сайте «Российский подводный флот» Интернета размещен нижеследующий материал, который мы предлагаем вниманию читателей.

    Анализ аварийности на атомном подводном флоте начнем с ВМС США - пионеров освоения этого вида вооружения. Первое трагическое событие в ВМС США относится к 1954 году, когда в результате аварии главной энергетической установки погибли четыре человека.
    В июне 1960 года на борту «Сарго» при погрузке кислорода произошел взрыв, вызвавший пожар. Чтобы не допустить его распространения, лодку затопили прямо у пирса. После подъема ее поставили в сухой док и отремонтировали.
    В 1961 году было отмечено повышение радиоактивности на борту подводного ракетоносца «Теодор Рузвельт», вызванное неправильными действиями персонала при обслуживании первого контура реактора. В результате пришлось снять ракетоносец с боевого дежурства и провести его дезактивацию.
    В октябре 1962 года на атомной лодке «Тритон», стоявшей на судоверфи в Гротоне, возник пожар, который нанес значительные повреждения.
    Первая катастрофа постигла американских подводников 10 апреля 1963 года. Через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике затонула лодка «Трешер» (в переводе с английского «Морская лисица», тип сельдевой акулы) с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель «Челленджера» много лет спустя. «Трешер» была головной лодкой в серии из 30 единиц по плану строительства. Она знаменовала вступление в строй противолодочных атомоходов, обладающих высокой скоростью (30 узлов), большой глубиной погружения (до 360 м), продублированной ядерной энергетической установкой (до этого на американских подлодках был лишь один реактор) и 20-40 ракетоторпедами типа «Саброк». Строительство корабля, стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 года лодка была передана ВМС США под командование капитан-лейтенанта Д. Харви.
    Американские кораблестроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев. Летом 1962 года «Трешер» была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выяснить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.
    К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2.500 м, и операцию поручили океанографическому судну «Атлантис II» и батискафу «Триест». В поисковых операциях участвовали несколько десятков боевых кораблей (в том числе и атомные подводные лодки), а также другие суда и спецсредства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки «Трешер» и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно определить место ее гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41о43`c.ш. и 64о57`з.д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идет о катастрофах на подводных лодках, с точностью установить так и не удалось.
    В 1963 году на серийной строящейся лодке «Флешер» (типа «Трешер») — пожар. Трое рабочих погибли, двое получили тяжелые ожоги.
    Пять лет спустя после гибели «Трешера», в 1968 году затонула атомная подводная лодка «Скорпион», из 99 членов экипажа также никому не удалось спастись. Атомоход водоизмещением 3.100 тонн под командованием Ф. Слеттери вышел с военно-морской базы Норфолк для участия в учениях 6-го американского флота. На обратном пути «Скорпион» на 27 миль отклонился от курса и оказался юго-западнее Азорских островов. Командир сообщил об этом по радио 21 мая 1968 года Больше сообщений с лодки не поступало. Прибытие ее в Норфолк ожидалось 27 мая, но она так и не появилась.
    Через несколько месяцев батискафу «Триест-2» удалось обнаружить и сфотографировать останки «Скорпиона». Как и после гибели «Трешера», подъем лодки не предусматривался из-за значительной глубины затопления - 2.500 м.
    Гибель этой лодки стала последней в ВМС США, хотя тяжелые аварии происходили и позднее. Так, на лодку «Патрик Генри» рухнула запущенная с нее же баллистическая ракета. «Джордж Вашингтон», следуя в подводном положении на перископной глубине, протаранил японский сухогруз «Ниссиомарку», потопил его и скрылся, не оказав помощи терпящим бедствие морякам.
    Объективности ради следует отметить и тот факт, что в ВМС США основной ударной силой являются не подводные лодки, как в ВМФ СССР, а авианосцы. Именно с этими кораблями, а с 1942 года их построено 187, и связаны крупнейшие аварии в американском флоте. Достаточно сказать, что со времени взрыва на авианосце «Беннингтон» в 1953 году и до недавней аварии на «Айове» погибло около пятисот человек.
    После гибели «Скорпиона» командование ВМС США принимает организационно-технические меры, в том числе прекращает почти на пять лет арктические походы как наиболее опасные. Надо считать эти меры эффективными, так как уже в течение четверти века американским подводникам удается избежать катастроф.

    На снимке: подводная лодка «Флешер».

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства