Верить и спасать до последней минуты

В Баренцевом море продолжается спасательная операция и одновременно уточняются обстоятельства гибели подводной лодки «Курск»

Андрей ГАВРИЛЕНКО,
Владимир ГУНДАРОВ,
«Красная звезда».



    По словам председателя правительственной комиссии по расследованию причин аварии на субмарине Ильи Клебанова, “Курск” получил пробоину не менее одного квадратного метра между первым и вторым отсеками в результате столкновения с подводным объектом. Зарегистрировать этот объект не удалось. По мнению председателя комиссии, обнаруженные ранее в Баренцевом море мины Второй мировой войны “находятся в состоянии, способном привести к таким разрушениям, которые получил “Курск”. Вице-премьер подчеркнул, что надводного судна в районе учений Северного флота не было, а подводная лодка получила удар, находясь на глубине 16-18 метров.

    Начальник штаба Северного флота Герой России подводник вице-адмирал Михаил Моцак добавил, что в районе учений находились три зарубежные подводные лодки, среди которых могла быть и британская, так как Баренцево море – традиционный район для разведывательной деятельности британских ВМС. Михаил Моцак отметил, что в результате удара сдетонировали 3-4 единицы боезапаса мощностью 1-2 тонны тринитротолуола. Моцак опроверг информацию о том, что на лодке находились ракето-торпеды, отметив, что перед выходом на учения они не загружались на борт “Курска”.
    По положению выдвижных устройств и горизонтальных рулей уже сейчас с большой степенью достоверности можно реконструировать последние минуты работы экипажа атомной подводной лодки “Курск” до аварии. Возможно, корабль готовился выйти на сеанс связи или только что его завершил. Об этом свидетельствуют поднятые выдвижные устройства. На корабле, как обычно бывает в момент выхода на сеанс связи, объявили боевую тревогу. Личный состав находился на боевых постах согласно расписанию по боевой тревоге. В центральном посту капитан 1 ранга Геннадий Лячин лично отдавал приказания подчиненным. Большинство экипажа находились в трех первых отсеках субмарины.
    Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак впервые подробно рассказал о ситуации с атомной подводной лодкой «Курск» и состоянии ее экипажа.
    “Основываясь на результатах осмотров, которые провели наши автономные глубоководные снаряды, - рассказал Михаил Моцак, - нам понятны характер состояния корабля, состояние его прочного корпуса, надстройки и, в общем-то, на текущий момент времени ясно, что те огромные разрушения, которые произошли в носовой части корпуса корабля, в том числе связанные с разгерметизацией прочного корпуса, позволяют сделать вывод о том, что это тяжелейшая катастрофа в истории подводного флота.
    По моему мнению, весь носовой блок отсеков подводной лодки затоплен и весь находившийся личный состав в этих отсеках погиб в первые минуты аварии.
    Вместе с тем я хочу сказать, что я оцениваю и то, что может происходить сейчас в корме. После аварии, и об этом мы неоднократно говорили, мы слышали стук, который подает личный состав, действуя в соответствии с теми правилами, которые существуют в организации связи с затонувшими подводными лодками. Более того, характер анализа этих стуков позволяет сделать вывод о том, что личный состав кормовых отсеков сообщал нам о том, что в отсеки поступает вода фильтрационная и что подводники просили подать воздух.
    Несмотря на то что мы считаем, что винты подводной лодки не повреждены, причиной поступления воды могла быть разгерметизация дейдвудных сальников подводной лодки и фильтрация воды в кормовые отсеки через сальники, как это было на других подводных лодках. Может быть фильтрация воды и через неплотности деформированных или поврежденных переборок при ударе о грунт, вследствие которой происходило медленное заполнение концевых отсеков с повышением давления в них, что неминуемо приводило к сокращению времени возможности нахождения личного состава, к ухудшению его жизнедеятельности и сокращению того предельного времени обеспечения жизни, на которое мы могли рассчитывать.
    Возможно, сейчас отсеки находятся под очень высоким давлением, там существуют воздушные подушки, но мы пересекли ту критическую грань обеспечения жизнедеятельности, которую мы отводили по всем руководящим документам для личного состава экипажа.
    Более того, отсутствие какой-либо информации с подводной лодки позволяет судить о том, что, видимо, критическое состояние личного состава наступило. Как ни тяжело говорить, но, весьма вероятно, нам придется констатировать самое худшее ожидание, в котором мы находимся.
    Хотя, я считаю, попытки проникновения в подводную лодку и извлечения тел необходимо продолжать хотя бы для того, чтобы осуществить то, что нужно нам сделать на берегу. Мне тяжело говорить об этом, потому что я много лет знаю командира подводной лодки, потому что я был командующим этой флотилией, я его назначал на должность, я его готовил и провожал в прошлом году в поход, сам с ним ходил в море, проверяя подготовленность этого экипажа. Это действительно один из лучших экипажей.
    Мы должны, во-первых, критически оценить ситуацию и задать себе вопросы: почему мы до сих пор не проникли в корабль, несмотря на то что наши аппараты неоднократно подходили к подводной лодке, осуществляли посадку на комингс-площадку аварийно-спасательного люка. Причин тут может быть несколько. Первая причина - произошла деформация зеркала комингс-площадки при ударе подводной лодки о грунт. Вторая причина: возможно, произошло нарушение систем, обеспечивающих герметичность камеры.
    В нормальных условиях те системы всплытия, которые есть на корабле, обеспечивают самостоятельный выход по буйрепу либо самостоятельным свободным всплытием только с глубин до 100 метров. Возможно, кто-то пытался осуществить подобный выход и произвел разгерметизацию этой камеры. Мы, возможно, качаем воду, поэтому наши попытки осуществить присасывание заканчиваются неудачами.
    Поэтому очень важно было руками водолазов-глубоководников пощупать эту арматуру, привести, может быть, ее в исходное состояние, посадить колокол и войти в отсек подводной лодки. Мы будем пытаться до последнего решать эту задачу.
    На текущий момент времени мы на 80-90 процентов сводим все версии к двум, возможно, с подверсиями и, возможно, с имеющейся взаимосвязью между ними.
    Первая – весьма вероятно, что первоначальной причиной аварии подводной лодки явился сильный динамический удар. Причин сильного динамического удара может быть несколько. Первая причина - это столкновение с каким-либо объектом, и мы рассматриваем самые разные варианты. Вторая - взрыв внутри отсека подводной лодки. Причем первоначальная ситуация привела к разгерметизации прочного корпуса и быстрому заполнению отсека. И третья - это мина времен второй мировой войны, хотя некоторые считают, что это маловероятно. Но в период с 1992 по 1999 год в акватории Баренцева моря нами зафиксировано шесть мин времен второй мировой войны, последнюю обнаружили в сентябре прошлого года. Поэтому я не сбрасываю это со счета. Особенно с учетом того, что оцениваемый тротиловый эквивалент первого взрыва - не более 100 килограммов тротила. На подводной лодке нет боезапаса с таким минимальным тротиловым эквивалентом.
    Вследствие большого поступления воды, интенсивного заполнения первого и, возможно, второго отсека подводная лодка стремительно потеряла продольную остойчивость и с большим дифферентом, на большой скорости ударилась о грунт, что могло привести к детонации торпедного боезапаса, находившегося в торпедных аппаратах. По тротиловому эквиваленту это может соответствовать тому, что заявляют средства массовой информации.
    Вот 80-90 процентов версий, которые вмещают в себя возможную причину этой катастрофы. Но я подчеркиваю, что есть еще непроработанные варианты, подварианты, версии и подверсии, над которыми будем работать. Соответствующие задания, указания по разработке проекта подъема уже даны. Я понимаю, что это будет достаточно длительная перспектива”, – сказал Михаил Моцак.
    Как заявил командующий СФ адмирал Вячеслав Попов, подлодка была обнаружена через 3,5 часа после того, как не вышла на связь. Хотя район, в котором она выполняла боевые задачи, настолько большой, что на обнаружение субмарины по теоретическим расчетам требовалось около 40 суток.
    “С первой же минуты мы начали спасательные работы. Мы занимались только одним - спасением личного состава. На это были направлены все силы. Спасатели уже валятся с ног, но отдыхать не идут, понимая, что внизу их боевые товарищи. Я сам подводник и знаю, что такое находиться в отсеках аварийной подлодки. Но мы ни одной минуты не потеряли, ни одного часа”, – сказал адмирал Попов.
    В момент динамического удара у командира оставалось еще несколько минут, для того чтобы быстро оценить обстановку и отдать свои последних четыре приказа:
    - Боцман, всплываем!
    - Обе турбины вперед полный!
    - Продуть ЦГБ!
    - Поднять перископ!
    Что же произошло дальше? От удара сработали батарейные автоматы и произошло отключение аккумуляторных батарей от сети. Сработали автоматы главного распределительного щита (ГРЩ). Обесточились вспомогательные системы реактора. Сработала аварийная защита реактора, и компенсирующие решетки начали опускаться в нижнее положение. Если они даже и не дошли до конца, процесс деления прекратился, так как активная зона реактора была новой и “отравление” стержней – небольшим.
    Остававшиеся в кормовых отсеках подводники не смогли воспользоваться аварийно-спасательным люком девятого отсека. Скоре всего, в момент аварии были разрушены системы воздуха высокого давления (ВВД) и воздуха среднего давления (ВСД). А чтобы открыть нижний и верхний люк шахты аварийного выхода, нужно создать в ней дополнительное давление – примерно 45 кг. Но так как ВВД и ВСД были разрушены, давление в шахте создать не удалось. Вот почему и норвежским водолазам-глубоководникам не удалось сразу открыть верхнюю крышку аварийного люка. Норвежские спасатели обследовали отсек с помощью дистанционно управляемой телекамеры.
    По мнению бывшего командующего объединением атомных подводных лодок адмирала Ивана Литвинова, извлечь тела подводников из других отсеков – задача чрезвычайно сложная и почти не осуществимая, пока лодка находится на глубине 108 метров. «Эта работа страшнее, чем самый страшный сценарий для фильма ужасов», - сказал адмирал Литвинов.
    В то же время, по мнению одного из ведущих специалистов-подводников Великобритании Джефа Тола, в прочном корпусе «Курска» могут еще оставаться в живых до 20 членов экипажа. Если это так, то они, скорее всего, находятся в седьмом отсеке, сразу за реакторным. Именно здесь, по мнению специалистов, сохраняется температура выше 8 градусов за счет тепла, выделяемого реактором. Но и реактор в течение ближайших дней должен остыть, и тогда температура внутри отсека сравняется с температурой забортной воды – около 4 градусов.
    Спасательные работы продолжаются. В воскресенье утром под общим руководством российской стороны к работе в районе аварии приступили норвежские водолазы. Ими обследован корпус «Курска» с целью выявления повреждений и наличия в кормовых отсеках воздушных подушек. На норвежском спасательном судне в специальных цехах изготавливаются необходимые для работы инструменты. Во многом благодаря этому норвежским водолазам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка. Поднятый со дна автономный телевизионный аппарат, фиксировавший все, что видели водолазы, показал, что комингс-площадка, к которой предполагалось пристыковать английскую мини-подлодку, сильно деформирована.
    Вице-премьер Илья Клебанов сообщил, что примерно в 7 часов 45 минут в понедельник норвежским водолазам после непрекращающихся многочисленных попыток удалось открыть верхний спасательный люк. В шлюзе оказалась вода. никого из членов экипажа, о чем предполагалось ранее, в нем не было. Всю ночь с воскресенья на понедельник норвежскими водолазами совместно с российскими специалистами на специальных тренажерных устройствах отрабатывалась операция по проникновению в лодку. На состоявшемся трехстороннем совещании российских, норвежских и английских специалистов принято решение о нецелесообразности применения английской мини-субмарины «LR-5». Группа норвежских водолазов вскрыла нижний люк шлюзовой камеры.
    Говоря о возможности поднятия лодки при помощи понтонов, Илья Клебанов сказал, что в среду состоится совещание, на котором будет рассматриваться эта проблема, но уже сейчас известно, что обычными понтонами, находящимися в распоряжении Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов, это сделать невозможно.
    Вице-премьер РФ также отметил, что английская мини-субмарина не сможет пристыковаться из-за серьезной трещины, препятствующей создать вакуум. По его мнению, состояние корпуса лодки показывает, что уже через 2,5 минуты после аварии лодка получила серьезный крен и упала на дно. Незатопленными оставались два или три кормовых отсека. Вице-премьер считает, что признаков внутреннего взрыва в отсеках лодки нет. Основной причиной аварии остается динамический удар снаружи. Кроме того, Илья Клебанов утверждает, что спасательная операция в Баренцевом море началась еще вечером 12 августа. В ней на сегодняшний день принимают участие более 20 различных «боевых единиц» Северного флота.
    «Нет никаких оснований подозревать наших военных моряков в непрофессионализме, а подготовка и оснащенность Военно-Морского Флота России всегда были предметом зависти зарубежных коллег», - отметил начальник пресс-службы ВМФ капитан 2 ранга Игорь Дыгало.
    В администрации Северного морского пути службы морского флота Министерства транспорта РФ опровергли версию, выдвинутую адмиралом Эдуардом Балтиным, о возможном столкновении подлодки «Курск» с гражданским судном, в частности с ледоколом. «При проведении ракетных стрельб этот район является закрытым. Все суда подтвердили, что при следовании в Карские ворота это извещение ими получено», - сообщили в Минтрансе. О том, что в районе аварии не было российских гражданских судов, сообщил и Илья Клебанов. Все они находились достаточно далеко от района учения.
    Родственники членов экипажа «Курска» продолжают приезжать на Северный флот. Для их встречи командование флота выделяет специальный автотранспорт. Им оказывают помощь офицеры-воспитатели, психологи, флотские медики. В настоящее время в Видяево находятся более 200 родственников моряков с «Курска». С ними встретились вице-премьер Илья Клебанов, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов.
    Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов на заседании правительства сообщил об увеличении финансовой помощи семьям подводников «Курска» до 1,5 млн. рублей. В понедельник из Москвы вылетел специальный самолет с семьями моряков. Администрации ряда регионов России оплачивают проезд членов семей подводников в Мурманск. Администрация Курской области, например, оплатила проезд семей семи военных моряков, проходящих службу на «Курске». По словам председателя комитета администрации Курской области Олега Сазонова, шефские связи с экипажем субмарины были налажены в 1996 году. С тех пор как минимум два раза в год делегация области приезжала на лодку. Шефы привозили продукты питания, подарили подводникам автобус и уазик. А в ноябре 1998 года моряки с «Курска» приезжали с семьями в отпуск в Курскую область. Их встречали в лучших традициях подводников - жареным поросенком. Отдыхали моряки в местном пансионате.
    Телефонная «горячая линия» в главном штабе ВМФ к настоящему времени получила более 3.000 звонков со всего мира, в том числе из России, стран СНГ и Балтии, США, Израиля, Голландии, Италии, Франции. Основные темы телефонных контактов: наличие родственников или друзей в составе экипажа АПЛ «Курск»; предложения различных способов спасения экипажа и корабля, предложения помощи морякам, их родным и близким.
    В главном штабе ВМФ сообщили об открытии еще одного счета для помощи семьям подводников: Финансово-экономическое управление ВМФ, счет № 40503840800060000055, Россия, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 16. Внешторгбанк, Свифт :VTRRUMM.


    На снимках: подводная лодка «Курск»; манипулятор, с помощью которого норвежские водолазы пытаются поднять верхнюю крышку кормового люка; схема расположения отсеков лодки.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства