|
|
Владимир ДЕРНОВОЙ, Дмитрий ЛИТОВКИН, «Красная звезда». |
Спасательная операция в Баренцевом море по оказанию помощи терпящему бедствие экипажу атомной подводной лодки Северного флота «Курск», как никогда раньше, высветила давнишние проблемы нашего военно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил. Основной из них давно уже стало недостаточное финансирование, в результате которого были приостановлены или даже полностью свернуты многие научно-технические разработки, так необходимые в сегодняшней критической ситуации морякам-североморцам.
Надо отдать должное командованию Северного флота, которое в условиях недофинансирования приложило немалые усилия, чтобы «Курск» - этот современный подводный корабль - прошел в 1998 году плановый ремонт на верфях Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске, где он и создавался. И в свой последний поход «Курск» вышел полностью боеготовым и технически исправным. Ведь через каких-то несколько месяцев атомоход должен был в составе авианесущей группировки Северного флота уйти в дальний поход в Средиземное море.
«Я совершенно определенно подписал «Курску» и всем кораблям проекта 949 и 949А сертификат самого высокого качества», - заявил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС академик РАН, директор Государственного научного центра имени академика А. Н. Крылова Валентин Пашин. Еще на стадии проектирования кораблей данной серии проводились модельные испытания в лабораториях и бассейнах, на стендах института, и полученные результаты, по словам академика, позволяли с уверенностью судить об очень высоком уровне конструкторской разработки атомохода. По убеждению Валентина Пашина, в Баренцевом море произошло роковое стечение обстоятельств, приведшее к трагедии. В этом же уверен и генеральный конструктор лодок этого проекта Игорь Баранов из санкт-петербургского ЦКБ «Рубин».
Бывший начальник факультета радиоэлектроники Военно-морской академии, руководитель направления в научно-техническом комитете ВМФ, профессор Лев Томашевский считает, что причины столь серьезных неудач в спасении подводников вызваны серьезными сокращениями спасательных служб на всех флотах России. Причиной этого, как ни парадоксально, стала значительно возросшая надежность и безопасность наших подводных лодок. В результате этого тренировки спасательных служб флотов стали носить эпизодический характер и потеряли так необходимую системность проведения занятий.
На этом фоне еще более роковой выглядит информация о том, что, выделяя скудные средства на строительство современных атомных подводных лодок, страна фактически экономила на разработке и закупке современных образцов подводной спасательной техники, средств подводной связи. Еще десять лет назад Омский научно-исследовательский институт приборостроения, который является головным разработчиком радиоприемных средств для подводных лодок Российского флота, предлагал ВМФ уникальную аппаратуру для надежной аварийной связи терпящих бедствие подводных лодок. Проект, по словам директора Омского НИИ Валерия Левченко, из-за финансовых проблем заморозили. Его НИИ уже «устал» доказывать и демонстрировать специалистам уникальную аварийную аппаратуру, доработка и запуск в серию которой требуют мизерных средств. Речь идет и о бесконтактном аппарате «Шельф», который в морской воде обеспечивает аварийную электромагнитную связь с надводными и подводными кораблями без пристыковки к специальному разъему на корпусе подводной лодки. Вторым видом аварийной связи могла бы стать автономная радиостанция передачи информации с глубины при помощи выпускного буя. Но, увы, ее, как и другие проекты, на реализацию которых нужны деньги, постигла одна и та же участь – они оказались на запыленных полках разработчиков.
Московское опытно-конструкторское бюро специальных технических средств создало целую гамму пилотируемых глубоководных аппаратов: ОСА-3, «Океанолог», «Шмель», «Вихрь», «Риф», «Тритон», «Катран», «Лангуст». Многие из них могут вести работы на глубинах более 6.000 метров и противостоять подводным течениям. Знают ли о них в Военно-Морском флоте? Конечно, да, ведь многие из этих уникальных разработок прекрасно себя зарекомендовали в различных подводных экспериментах в морских глубинах. Вот только все из-за тех же финансовых проблем они так и остаются единичными экспериментальными образцами гения конструкторской мысли.
Рассуждать о том, что должно было быть у военных моряков, можно бесконечно долго. Наша «оборонка» богата на идеи и разработки, готова иногда из государственных соображений, за свой счет предоставлять эту технику военным. Вот только само государство в последние годы не хотело думать о безопасности плаваний моряков. Может быть, именно по этой причине в течение последних дней Президент России Владимир Путин несколько раз встречался с представителями военно-промышленного комплекса, учеными и академиками. На этих встречах, по словам президента, «разговор шел в широком плане, в первую очередь - по внедрению научных разработок». Президент подчеркнул, что «фундаментальная наука всегда должна быть в центре внимания государства», а «прикладная наука должна быть востребована государством».
|