Выходим в море, как на войну



    Герой России капитан 1 ранга Александр АСТАПОВ более двадцати лет отдал атомному подводному флоту. Офицерскую службу начинал на многоцелевой АПЛ 675-го проекта. В течение шести лет командовал однотипными с «Курском» подводными крейсерами «Орел» и «Омск». Звание Героя получил за сложнейший подледный арктический переход с Кольского полуострова на Камчатку.

    - Пару дней назад, - рассказывает Александр Сергеевич, - мне позвонили знакомые космонавты. Звонили, чтобы выразить сочувствие в связи с трагедией на Севере. У нас, сказали, много общего с подводниками. Но мы, космонавты, хоть Землю видим, а вы и этого лишены...
    Служба подводника экстремальна по определению, в море выходим, как на войну. Каждый раз идем на риск - разумный, оправданный риск: там, в глубинах Мирового океана, мы защищаем свое Отечество. Случись война - мы первыми вступим в бой. Тем более нужно быть уверенным, что и государство стоит за нас стеной. Воздаст каждому должное, никого не оставит в беде. Увы, нет у нас такой уверенности.
    Вы только посмотрите, как нищенствуют в своих базах, которые правильнее назвать дырами, военные моряки и их семьи. У них же порой нет самого необходимого! Когда такое было, чтобы подводники - элита флота - не могли обеспечить жен и детей? Чтобы офицер, уходя в море, больше всего переживал за благополучие оставшихся на берегу? Чтобы по возвращении в базу голова у командира болела о том, где раздобыть все необходимое для регламентных работ, как вытребовать специалистов с заводов-изготовителей? Раньше главный упор делался на боевую готовность, остальное прилагалось как бы само собой. В ходу была поговорка: нет проблем, есть только задачи. Решение этих задач теперь вот и выявило все наши проблемы.
    Все сейчас упирается в элементарное обеспечение. Нет аккумуляторных батарей, ЗИПа, нормальных аварийно-спасательных средств. Новые технологии практически не используются, флот остался во вчерашнем дне. Это же позор для России: «Курск» лежит на глубине каких-то ста метров, а флот, вся страна не могут ничего сделать! Ладно железо, с ним-то как раз успеется. А люди?! Они ведь до последнего выполняли свой долг, пытались спасти корабль. Все, что только можно, надо было сразу же бросать на их вызволение. Нельзя было медлить...
    Трагедия эта - увеличенный срез нынешней ситуации на флоте в целом, да и в стране тоже. Шли мы к ней не один год. Я лично, как командир, со всей остротой ощутил эту ситуацию во время подледного перехода через Арктику в 1994 году. Шли вслепую, без данных ледовой авиационной разведки - у нас ведь ничего сейчас нет. Лед над головой, а его уже, согласно долгосрочным сводкам, быть не должно. Трое суток экипаж бессменно находился на боевых постах.
    Подводники сегодня стали заложниками своей службы. Пока еще корабли способны выходить в море, мы, естественно, поставленные перед нами задачи выполним. Почему же тогда государство не выполняет свои обязательства в отношении военных людей, не может обеспечить им достойную жизнь, нормальную службу? Атомоход, любой другой корабль - это ведь территория России, ее частица. Почему территория эта государством не защищена? Военнослужащие - люди высокого долга, нравственной чистоты. Однако сколько можно качества эти эксплуатировать без соответствующей отдачи?
    Не буду сейчас, не имея на руках достоверных фактов о состоянии корпуса «Курска» и прилегающего дна, выстраивать версии о причинах катастрофы. С этим разберутся специалисты. Сегодня куда важнее сделать принципиальные выводы. Главный из них: страна должна твердо решить, какой флот ей нужен. Если государству нужны такие корабли, как «Курск» (а они, убежден, необходимы. В своем классе это лучшие подлодки в мире, способные противостоять целым авианосным соединениям), должно быть и соответствующее обеспечение, включая реальную заботу о людях. Успех в море закладывается на берегу.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства