ВМЕСТО РЕКВИЕМА

Николай ЧЕРКАШИН,
капитан 1 ранга запаса.
Москва - Североморск - Полярный.



    Просматриваю скорбный список моряков с “Курска” и безотчетно ищу свою фамилию. “...Цымбал, Чернышев...” Не я... А ведь мог бы быть в подобном списке. Не в этом, конечно, в другом... Мог бы. Но миновала чаша сия. Пронесло. За нашу подлодку Б-409 молилась моя бабушка в марьинорощинской церкви. И не только за меня - за весь экипаж, “воинов, по морю странствующих”. Когда вернулся из многомесячной “автономки”, нашел за божницей девять церковных квитанций - за молебны во здравие и спасение. Отмолила бабушка. Это в советские-то годы.

    Не могу отделаться от ощущения, что в эту страстную неделю я снова во втором отсеке своей родной “Буки”-409. И два офицера, два близнеца, ожесточенно спорят во мне. Один - 27-летний капитан-лейтенант Черкашин, другой - вдвое старший - капитан 1 ранга Черкашин.
    Капитан-лейтенант: Какого черта ты защищаешь этих... с Большого Козловского? Разве ты сам не клял их, когда в Средиземном море нам доставили бракованные запчасти, когда вместо новостей о том, что творится в мире, нам гнали информацию сколько га свеклы засеяли в колхозах Украины, когда мешки с долгожданными письмами отправляли на другой корабль? Когда облетавшую штукатурку в казармах прикрывали красными транспарантами? Разве не у тебя щемила душа всякий раз, когда подлодка после километровых глубин пересекала 200-метровую изобату? Там, над бездной, смерть была бы мгновенной, но не приведи Господь, упасть на грунт в полигонах с нераздавленным сразу корпусом...
    Разве ты забыл, как глушил спирт в Полярном с докторами, которые доставали из отсеков С-80 трупы моряков, отстоявших под водой семилетнюю вахту? Трудно потрясти душу видавшего виды корабельного лекаря, но эти нехилые парни вытравляли из своей памяти спиртом то, что все равно будет стоять перед их глазами до самой смерти...
    Капитан 1 ранга: Я ничего не забыл. Я все помню. Но взгляд на флотскую жизнь через окружье верхнего рубочного люка и через окно штаба - это очень разные, полярные взгляды.
    Не адмиралов с Большого Козловского защищаю, а честь своего оружия, подводного флота.
    Только ленивый не швырнет сегодня камень в российских моряков. В газетах вой, как после Цусимы.
    “Все теперь против нас, будто мы и креста не носили...”
    Но именно в эти горькие дни я говорю всем: дорогие соотечественники, ну хоть теперь-то вы понимаете, какой великолепный флот был у вас, у нас и каким он еще пока остается?! Где, в какой еще стране и кто еще будет выходить в моря, зная, что, случись что, спасения не будет? Разве подводники забыли, как трагично спасали ребят с “Комсомольца”? Помнят, и все равно выходят в моря, и погружаются, и уходят под гильотину арктических льдов. Зная, что и похоронить-то тебя толком не смогут.
    Ни в одной стране флот не подвергался такому разорению и разграблению, как в постсоветской России.
    Но именно в эти немыслимо трудные и дико обидные для военных моряков годы, когда не выслужившие свой срок российские крейсера продавали под китайские увеселительные центры, когда из российских подводных лодок, распроданных по всей Европе, Америке и даже Австралии, делали плавучие рестораны, выставляя на потеху публике чучела в тужурках наших офицеров, когда офицеры-подводники, чтобы прокормить семьи, подрабатывали ночными сторожами и ночными таксистами, когда из нетопленных домов моряки забирали на зиму своих жен и детей в жилые отсеки подводных лодок, даже в эти немилосердные издевательские, глумливые годы флот делал свое дело, и как делал! Осваивал подледное пространство Арктики. Ракетами - из-под воды! - выводил в космос спутники, ставил мировые рекорды в точности и дальности стрельбы.
    Недавно был в родном Полярном. Некий капитан-лейтенант, командир тральщика, не буду называть фамилию, чтоб не нагорело ему от начальства, пригласил к себе на корабль. Зачуханный, забытый начальством, шефами и Богом, номерной рейдовый тральщик ютился в дальнем углу гавани. И командир под стать кораблю - щупленький, невзрачный. Сидим в его каюте, пьем чай...
    - А знаете, Николай Андреевич, мы сейчас тонем.
    -??!
    - У меня в носовом трюме течь. Сейчас мы воду откачиваем насосами с берега, а выйдем в море - будем своими помпами качать. В док нас пятый год не ставят - платить нечем.
    - Так вы и в море с течью выходите?
    - Так мы ж тральцы... Если мину рыбаки выловят, кто, кроме нас, пойдет...
    Я встал и обнял этого парня в обтерханной корабельной тужурке. Ну что я мог ему сказать?
    Дай Бог тебе, кап-лей, стать однажды главкомом!
    Пишу все это, не видя строк из-за слез.
    Мой письменный стол превратился в причал погибших кораблей: “Новороссийск” и “Нахимов”, С-80 и Б-37, К-129 и К-56... Душа устала стенать. Морские трагедии не повторяют друг друга ни одним мгновением. Всякий раз море принимает в жертву неповторимый венок человеческих судеб, где черные ленты моряцких смертей перевиты цветами счастливых - спасительных! - озарений, вспышек высокого духа...
    Прочный корпус К-56, как, надо полагать, и на “Курске”, взрезан таранным ударом чужого форштевня. Даже в том же месте - на стыке носовых отсеков. В первом, куда поступала ледяная вода, находились двадцать два человека. Дыхательных же аппаратов было только семь – столько, сколько подводников расписаны в торпедном отсеке по боевой и аварийной тревогам. Пятнадцать моряков обрекались на гибель от удушья и утопления. Среди них был и лейтенант Кучерявый, взявший на себя командование отсеком. Он не имел права на изолирующий дыхательный аппарат (ИДА), потому что был “чужим”, из другого экипажа. Его изолирующий противогаз остался на подводной лодке К-23. Спасительные “ИДАшки” могли надеть только те, чьи имена были написаны на их бирках: семеро из двадцати двух...
    В тот день жена лейтенанта рожала первенца. В отсеке об этом знали. И мичман Сергей Гасанов, старшина команды торпедистов, отдал Кучерявому свой аппарат:
    - Наденьте, товарищ лейтенант, хоть дите свое увидите...
    Лейтенант Кучерявый не стал натягивать маску. В ней трудно было отдавать команды. И тогда остальные – шестеро счастливчиков, которым судьба бросила шанс спастись, сняли дыхательные аппараты.
    - Погибать - так всем вместе...
    Самому старшему в отсеке – лейтенанту Кучерявому – было двадцать пять; матросам – едва за восемнадцать... Никто не хотел умирать. И потому все рьяно выполняли каждый приказ лейтенанта. Понимали его с полуслова. Все они остались живы.
    До сих пор крупнейшая в истории подводного плавания катастрофа приходилась на долю британского флота. В ночь на 31 января 1918 года при выходе из главной базы Розайт из-за неразберихи в походном порядке погибли сразу две новейшие по тем временам подлодки и три получили тяжелые повреждения. Тогда лишились жизни сразу 115 матросов и офицеров. Надо заметить, что британское адмиралтейство скрывало трагедию своего подводного флота от своей общественности 14 лет. Однако никто из англичан не подвергал сомнению необходимость адмиралтейства и флота для Британии. У американцев в 1963 году погибли на канувшем в бездну “Трешере” 129 человек. Это была первая в мире катастрофа атомной подводной лодки, через пять лет грянула вторая: “Скорпион” - 99 жертв. Однако никто не требовал лишить Америку атомного флота.
    У нас первая гибель подводного атомохода случилась в апреле 1970 года - Бискайский залив, К-8... Большую часть экипажа удалось спасти. Капитан медслужбы Арсений Соловей в задымленном отсеке надел свой дыхательный аппарат на прооперированного перед пожаром старшину Юрия Ильченко. Знал, что сам погибнет от угарного газа, но отдал свою маску больному, потому что был Врачом, а не начальником медслужбы.
    Потом ушли на дно океана К-219, К-278 (“Комсомолец”)... На всех них беда начиналась с пожара. Свыклись с мыслью, что самое опасное для подводной лодки - это пожар. Однако смогли справиться и с катастрофой, подобной той, что случилась на “Курске”. В 1981 году на траверзе острова Русский затонула взрезанная форштевнем рыбацкого рефрижератора
    С-178. В носовых отсеках остались 36 человек. Рядом с затонувшей субмариной легла спасательная подводная лодка “Ленок”. Впервые в мире была проведена уникальная спасательная операция: подводники выходили через торпедные аппараты и водолазы помогали перейти им под водой в шлюз спасательной подлодки. Блестяще справились сами. Старпом С-178 капитан-лейтенант Сергей Кубынин сумел вывести своих моряков через трубу торпедного аппарата. Последним вышел сам. Это был подвиг. Однако не нашлось для Сергея Кубынина Геройской Звезды ни тогда, ни сейчас, хотя представление к награде было подписано боевыми адмиралами.
    Помощь японцев или норвежцев не потребовалась и тогда, когда в 1983 году в Авачинской бухте затонула атомная подлодка К-429. Через торпедные аппараты вышли свыше ста человек благодаря решительным и мужественным действиям командира корабля капитана 1 ранга Николая Суворова и старшего на борту Героя Советского Союза капитана 1 ранга Алексея Гусева. Такого массового исхода из затонувшей субмарины история спасательных работ еще не знала. Прошло всего семнадцать лет, точнее, десять последних, и на флоте почти не осталось водолазов-глубоководников. Понятно почему - платить им нечем за их сверхтяжелый и опасный труд...
    Первым начал экономить на спасательной службе Главковерх Михаил Горбачев, который памятен подводникам тем, что, посетив одну из подводных лодок Северного флота, так и не рискнул спуститься внутрь по семиметровому входному колодцу. Под его верховной эгидой за несколько месяцев до трагедии в Норвежском море была расформирована единственная на Северном флоте спасательная эскадрилья гидросамолетов, тех самых, которые могли бы за час достигнуть места аварии “Комсомольца”. Но “экономика должна быть экономной”, а, значит, спасение утопающих подводников должно стать делом самих утопающих. Под этим девизом и дожили до “Курска”. А ведь в трех часах хода от места гибели атомарины стояла в Екатерининской гавани специально оборудованная спасательная подводная лодка типа “Ленок”. Она и сейчас там стоит - раскуроченная, обездвиженная, списанная “на иголки”. Стоит как надгробный памятник некогда славной АСС - аварийно-спасательной службы ВМФ. Ну разве это не фарисейство - заламывать теперь руки и стенать: норвежцы за два дня смогли открыть люк, а наши пять суток копались?!
    Гибель “Курска” - это не катастрофа, “допущенная по вине личного состава”. Это не просчеты конструктора... Нельзя упрекать человека в плохом здоровье, если он скончался от того, что в темном подъезде ему врезали молотком по голове. “Курск” - это убийство. Пусть непреднамеренное, неосторожное, но убийство.
    Только что пришло сообщение ИТАР-ТАСС: в 330 метрах от места гибели “Курска” найден кусок ограждения рубки иностранной подводной лодки...
    Флот начинается с берега. А берег, обустроенный из рук вон плохо, встречает усталые подлодки щедротами нищей мачехи. Любая насущная забота - от бани до смены перископа - становится делом ловкости и героических усилий всего экипажа. Худосочная инфраструктура ВМФ - гавани, доки, арсеналы и прежде всего судоремонтная база - из пятилетки в пятилетку определялась одним и тем же программным принципом: перетерпят, перебьются, пере...
    Эти слова были сказаны во времена пятилеток, когда хоть денежное довольствие моряки получали исправно. С тех пор жизнь на флоте стала неизмеримо хуже. А где она стала лучше? Что в стране, то и на флоте...
    Адмирал Вячеслав Попов ждет сегодня “холопскую пулю пониже петлиц...”
    ...Самая лестная характеристика по нынешним временам, которую довелось услышать об этом флотоначальнике из уст старого мичмана: “Не вор...” Четверть века в прочном корпусе атомных подводных лодок. Не сочтешь, сколько раз мог он разделить судьбу парней с “Курска”. Виноват он только в том, что в это время и в этой стране возглавлял самый мощный и самый опасный флот России. Смею заметить, что снятие его с должности, чего требуют некоторые бывшие физики и не шибко состоявшиеся политики, нанесет такой же удар по Северному флоту, как гибель “Курска”.
    Низкий поклон матерям, вдовам и сиротам моряков “Курска”. Страшная вам выпала доля - быть беспомощными свидетелями гибели своих близких. К вам слова Ирины Георгиевны Журавиной, вдовы старпома с К-129, потерявшей еще и сына:
    - Оглядитесь, вам еще есть ради кого жить... Надо жить дальше. И все равно ждать. Ждать, когда никто не ждет.
    Надо жить. И надо плавать. Завтра кому-то снова надо идти в этот проклятый полигон, отрабатывать задачи под водой.
    Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей. Счастливого плавания!

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства