Трагедия «Курска»: какие извлечем уроки?

Владислав ПАВЛЮТКИН,
«Красная звезда».
Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА
и из личного архива Ю.К. Сенатского.



    Контр-адмирал в отставке Юрий СЕНАТСКИЙ - один из крупнейших специалистов в области аварийно-спасательных работ и судоподъема. В Военно-Морском Флоте с 1940 года. По окончании подготовительного курса ВМУ имени М.В. Фрунзе и фельдшерского училища ВМФ служил на Балтийском флоте на тральщике. Участвовал в боевых действиях - осенью сорок четвертого за участие в десанте на остров Эзель (Сааремаа) награжден орденом Красной Звезды. В 1950-м, по окончании кораблестроительного факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, был назначен старшим инженером отдельного аварийно-спасательного дивизиона БФ.
    Главный инженер АСС Балтийского флота, главный водолазный специалист ВМФ, зам. начальника 12-й экспедиции особого назначения (судоподъем в Бангладеш), зам. начальника - главный инженер ПСС ВМФ, он на протяжении без малого четырех десятилетий участвовал во всех основных операциях отечественного флота по судоподъему и спасению экипажей терпящих бедствие кораблей. В том числе неоднократно в качестве разработчика и руководителя этих операций.

    В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ФЛОТСКИЕ ПОИСКОВИКИ И СПАСАТЕЛИ НАЗЫВАЛИСЬ:
    1923 - 1941 гг. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН);
    1941 - 1979 гг. Аварийно-спасательная служба (АСС) ВМФ;
    1979 - 1993 гг. Поисково-спасательная служба (ПСС) ВМФ;
    С 1993 г. Управление поисковых и аварийно-по настоящее время спасательных работ (УПАСР) ВМФ.


    - Если исходить из того, что еще в 1882 году была основана Кронштадтская водолазная школа, история отечественного спасения на море давно перешагнула уже во второе столетие. Причем какая! Только в годы Великой Отечественной усилиями АСС с морского дна поднято около двух тысяч кораблей, судов и катеров общим водоизмещением один миллион тонн - это без учета тех, кому успели оказать еще «прижизненную» помощь. Впору говорить, что был у наших спасателей свой «золотой век».
    - Да, примерно с середины пятидесятых до середины восьмидесятых годов. Не потому, конечно же, что этот период совпал с годами моей службы. Колоссальная, решающая заслуга в развитии не только аварийно-спасательных сил и средств, но и всего Военно-Морского Флота принадлежала тогдашнему главкому Горшкову. Может, и были какие-то перекосы, однако в целом флот развивался динамично и, что очень важно, сбалансированно: строили мощные боевые корабли, строили и предназначенные для их обеспечения суда - от танкеров до мусоросборщиков.
    Именно в тот период у нас были созданы самые современные в мире спасательные суда. Например, 527-го проекта. Высокомореходные, оснащенные всем необходимым для работы водолазов на глубине до двухсот метров. Также десятки водолазных судов 535-го проекта, много спасательных буксиров, водолазных ботов и катеров. Глубоководные водолазные комплексы, состоящие из специального снаряжения с гелиево-кислородной дыхательной смесью, декомпрессионных камер на борту судна, спасательного колокола, спускаемого на триста метров.
    Были созданы большие серии противопожарных судов проектов 1893 и 1993, противопожарных катеров. Построены спасательно-подъемное судно «Карпаты», мощные спасательные буксирные суда «Николай Чикер» и «Фотий Крылов». Глубоководные погружаемые аппараты «Поиск»-2 и «Поиск»-6, предназначенные для обследований на глубинах до двух и шести тысяч метров соответственно. Серия малогабаритных телеуправляемых аппаратов «Рапан» - для обследования на ста метрах. Спасательные подводные аппараты «Приз» - 300 метров и «Бестер» - 500 метров погружения соответственно. Именно такие устройства спускались и на затонувший «Курск».
    Кроме того, были у нас и спасательные подлодки «Ленок» - одна на Северном флоте, другая на Тихоокеанском. С декомпрессионными камерами на борту, водолазами, аппаратами «Приз» и «Бестер». Схема такая: «Ленок» ложился на грунт рядом с аварийной подлодкой, водолазы помогали состыковаться с ней «Призу» или «Бестеру», которые эвакуировали подводников на «Ленок». Там морякам оказывали первую помощь.
    Долго можно перечислять, что у нас было: в середине 80-х флот располагал 368 аварийно-спасательными плавединицами. Причем если другие страны ту же судоподъемную базу создавали, как правило, под конкретные проекты, временно, то у нас она была постоянной. Более отлаженной и надежной.
    - Однако же не мы, а американцы сумели, казалось бы, невозможное: поднять нашу ПЛ К-129, пусть и не совсем удачно, с более чем пятикилометровой глубины. Причем не сегодня и не вчера - 26 лет назад!
    - Операцию «Дженифер» не случайно сравнивают с высадкой человека на Луну - технологический прорыв вполне соизмерим. Но это, так сказать, разовый всплеск. Мы же, повторюсь, работали более целенаправленно и системно, аналогов нашей АСС - ПСС в мире не было. Не было ни у кого по совокупности и таких результатов.
    - Например?
    - Подъем линкора «Новороссийск» в 1959-м. Подлодки С-80 десять лет спустя - с двухсотметровой глубины, недалеко, кстати, от места затопления «Курска». Спасение в 1972-м в Атлантике атомной К-19, где произошел сильный пожар: еще несколько часов - и лодка, не подоспей помощь, затонула бы. В период с 1972-го по 1974-й, это уже в Бангладеш, подняли с грунта полсотни иностранных кораблей и судов: глубины до сорока метров, сильные течения. В 1981-м в бухте Золотой Рог с глубины около 50 метров вытащили дизельную подлодку С-178. Через два года на Камчатке - атомную К-429 с такой же примерно глубины. Удалось спасти 102 подводника. Это, между прочим, был первый в мировой практике подъем атомарины.
    - Многое, выходит, могли. Куда же это все подевалось - и техника, и специалисты, и опыт? Где они, сотни аварийно-спасательных плавединиц, о которых вы говорили?
    - На сегодняшний день их осталось всего 60. Половина из этого числа не эксплуатируется - требует ремонта. В строю, таким образом, три десятка судов и аппаратов на весь Военно-Морской Флот.
    А «сыпаться» все начало еще в конце 80-х годов, когда государство резко сократило финансирование. В лучшие времена на развитие АСС ежегодно выделялось 75-100 миллионов рублей. Тех еще, полновесных. Ну а сейчас... Сами знаете, как сегодня финансируется флот.
    - Меньше десяти процентов из минобороновского бюджета. По всем мировым стандартам - мизер.
    - Вот вам пример. В Нижнем Новгороде давно уже строится спасательный экраноплан, имеющий мореходность шесть баллов, способный брать на борт до 500 человек и развивать скорость свыше 400 километров в час. На глубине он, конечно, не спасет. Зато может быстро подскочить к месту аварии, подобрать со всплывшей подлодки, с надводного корабля, с морской поверхности людей. При необходимости доставить тех же водолазов. Будь у нас такой аппарат в 1989 году - спасли бы весь экипаж «Комсомольца».
    Степень технической готовности экраноплана сегодня составляет 95 процентов. Ну а теперь представьте: за три последних года готовность эта возросла всего лишь... на три процента.
    Необходимо четкое понимание, в том числе на государственном уровне, жизненной важности проблем, связанных со спасением на море. Как это, повторюсь, было раньше. Когда учения с экипажами «аварийных» подлодок вбивались в планы боевой подготовки, проводились регулярно и неукоснительно, а силы и средства АСС в полной мере соответствовали составу флотов и их потребностям.
    - Включая и водолазов-глубоководников?
    - Конечно. Если конкретно, Балтийский и Черноморский флоты - каждый - имели в своем распоряжении команды из двенадцати человек: четверо могли работать на глубине 120 метров, четверо - на 160, четверо - на 200. На Северном и Тихоокеанском флотах глубоководников было вдвое больше - при том же соотношении по глубинам.
    Кстати, проводились и испытания по водолазным спускам на 500 метров. Условия пятисотметровой глубины моделировались в гидробарокамере. Эксперимент по сложности и опасности был сопоставим с первым выходом человека в открытый космос, для испытателей разработали специальную дыхательную смесь. Погружение прошло успешно. За проявленные мужество и героизм водолазные специалисты капитаны 3 ранга Ватагин и Солодков были удостоены звания Героя Советского Союза, капитан 1 ранга Сластен и капитан 2 ранга Храмов - Героя России. Полковник медслужбы Семко получил Героя Соцтруда - за медицинское обеспечение испытаний.
    - Что-нибудь подобное имело место в других странах?
    - Я о таком не слышал. Сейчас в Ломоносове у нас есть отряд глубоководных водолазов быстрого реагирования, сформированный вскоре после гибели «Комсомольца»: около двадцати человек для работы на глубинах 120 и 160 метров. Тренировались они в последнее время или нет - не знаю. Но группа их вылетала на Северный флот для участия в учениях. Когда затонул «Курск», они как раз были там, на Севере, в районе учений.
    - Так почему же...
    - Звучит прискорбно, но факт остается фактом: на всем Северном флоте не оказалось ни одного спасательного судна, имеющего на борту глубоководный спасательный комплекс с водолазным колоколом. Ни одного! Потому-то и была вся надежда на «Приз» и «Бестер», спускавшиеся с «Рудницкого», которые с «Курском» состыковаться не смогли. Другие спасательные суда - «Памир», «Агатан», «Алдан», «Алтай», «Николай Чикер» уже или списаны, или проданы.
    - «Карпаты»?
    - «Карпатами» мы в 1969-м подняли с двухсот метров С-80: я тогда был и автором проекта, и главным инженером экспедиции. Судно имело все необходимое для таких работ, включая водолазный колокол, наблюдательную и рабочую спускаемые камеры. Увы, экипаж «Карпат» впоследствии расформировали, судно перевели в Кронштадт, где оно используется в качестве общежития и находится сейчас в критическом состоянии.
    - Принципиальное решение по «Курску» уже принято: в ближайшее время резать в корпусе «окна» для эвакуации погибших подводников. Потом, видимо, уже летом дело дойдет до подъема самой лодки. Насколько это трудно?
    - Подъем вполне реален, причем для этого не нужно ничего изобретать. Вся новизна будет заключаться в масштабе задействованных для этого средств и усилий. И вот тут надо хорошенько подумать над различными вариантами действий. Например, я считаю, что резать в легком и прочном корпусах так называемые окна не следует. Наоборот, сейчас очень важно сохранить хотя бы частичную герметичность внутренних объемов, прежде всего цистерн главного балласта.
    Что может произойти, если прорежут «окна»? Сразу же уменьшится общая прочность корпуса, он может просто не выдержать подъема. Внутренние объемы уже нельзя будет осушить. А это огромный лишний вес.


    На снимках: Ю.К. СЕНАТСКИЙ; спуск глубоководного водолазного колокола.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства