Готовность к погружению

Роман Фомишенко,
«Красная звезда».



    В Североморске завершили подготовку к операции по подъему АПЛ «Курск» 15 водолазов-глубоководников. В ближайшее время им предстоит дать окончательный ответ на главный вопрос: почему погибла российская субмарина? Правительственной комиссией проработано 17 версий гибели АПЛ «Курск». Российские эксперты остановились на трех наиболее вероятных, по их мнению, причинах катастрофы: столкновение лодки с неизвестным подводным судном; подрыв на мине; взрыв в торпедном отсеке.
    Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов в беседе с корреспондентом «Красной звезды» сообщил дополнительные, ранее не известные подробности спасательной операции и самой трагедии, рассказал о том, как проходили тренировки российских водолазов.

    По словам адмирала Вячеслава Попова, последнее донесение с борта «Курска» на КП СФ приняли 12 августа в 08 ч. 51 минуту. Командир лодки сообщал о готовности к выполнению торпедной стрельбы. Больше на связь лодка не выходила, и уже к вечеру начался ее поиск.
    - Мы все были одержимы одной целью: как можно быстрее найти лодку и спасти людей. На поиски «Курска» ушло меньше суток, хотя акватория была очерчена обширная, - рассказывает командующий СФ. - Вскоре наши акустики доложили, что слышат звуки, похожие на перестукивание. Последующий анализ показал, что эти звуки не могут быть приняты за сигналы аварийного прибора, установленного на наших лодках. Но тогда мы были готовы поверить в любую, самую спорную информацию.
    ...На счету была каждая секунда. Рассматривались различные рабочие версии. Были пробы и ошибки. Но наши спасатели делали все возможное и невозможное, - продолжает адмирал Попов. - Часто в сообщениях СМИ приходится слышать, что все сделали норвежские водолазы. Спасибо скандинавам за помощь. Но основную, наиболее сложную работу выполнили наши соотечественники. 50-тонный спасательный аппарат приходилось опускать в штормовых условиях. На стреле крана амплитуда раскачивания батискафа достигала 2-3 метров! Моряки не раз рисковали своей жизнью, но не прекращали операцию. Не случайно 12 наших спасателей поощрены Правительством России...
    По словам адмирала Попова, резкие, необоснованные нападки со стороны ряда газет и телевизионных каналов только добавляли проблем в работе и “вгоняли приехавших в Видяево родственников в истерику”. Чтобы успокоить родных, упрекавших военное руководство в бездействии, командующему пришлось пойти на риск и вывезти на боевом вертолете в район трагедии трех отцов подводников. Они воочию убедились, насколько активно проводится операция.
    - Надежда на спасение экипажа теплилась до последнего момента. Даже когда сам понял, что в живых на «Курске» никого не осталось, я не верил в случившееся. Поэтому и попросил норвежских водолазов открыть нижнюю крышку люка 9-го отсека. Думал: может, один - два человека спаслись благодаря воздушной подушке... Только после этого я сделал заявление о гибели лодки...
    Из числа всех вероятных причин гибели АПЛ «Курск» командующий СФ больше склоняется к версии столкновения лодки с подводным судном. По его словам, начиная с 1967 года наши подлодки 19 раз сталкивались с иностранными субмаринами. 90 процентов столкновений произошло близ наших территориальных вод, в полигонах боевой подготовки. В подтверждение слов адмирала Попова можно отнести и те непонятные звуки (их еще предстоит проанализировать специалистам), которые акустики слышали в начальной стадии спасательной операции. Не исключено, что недалеко от места трагедии устраняла неисправность неизвестная субмарина.
    Сомнения в необходимости подъема «Курска» у командующего вызывают как минимум три фактора. Как говорит адмирал Попов, у него нет четких технических расчетов, но исходя из своего опыта он не уверен, что вырезка технологических окон в прочном корпусе лодки, предложенная специалистами ЦКБ «Рубин», не скажется негативно при подъеме. Есть и другие технические проблемы.
    Существует и другая сторона этого сложного вопроса. Во-первых, согласно Международному морскому праву, затонувший с экипажем корабль считается воинским захоронением и по давней морской традиции тела погибших моряков не извлекаются с места катастрофы. Во-вторых, даже по известной на сегодня информации поднять весь личный состав «Курска» невозможно. Это очевидно. «С учетом выполненных расчетов и прогнозов мы вряд ли поднимем людей даже из второго и третьего отсеков, - рассказывает адмирал Попов. - По оценочным показателям, возможно, будет поднято на поверхность 25-30 процентов экипажа лодки...» Это также свидетельствует не в пользу подъема погибшего корабля.
    Однако, как отмечает командующий СФ, несмотря на развернувшиеся дискуссии, подготовка водолазов-глубоководников не прерывается ни на минуту. Только на прошлой неделе под руководством начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ контр-адмирала Геннадия Верича в Североморске закончили подготовку пятнадцать водолазов-глубоководников. Это лучшие водолазы России, представители Черноморского флота, экспедиционного отряда ВМФ, научно-исследовательского института Военно-Морского Флота, экипажа спасательного судна «Карпаты». Все вошедшие в состав группы имеют опыт спусков до глубины 200 метров. Некоторые экспериментировали до 300-500 метров. Всю предыдущую неделю водолазы провели в интенсивных тренировках на борту однопроектного с “Курском” атомного подводного ракетного крейсера “Орел”. В Североморске он находится уже около месяца. В первые дни аварии на нем работали конструкторы из санкт-петербургского ЦКБ «Рубин» и сотрудники Курчатовского института.
    Сутки у глубоководников расписывались буквально по часам: они должны были мало того что изучить техническое описание затонувшего крейсера, но и выучить наизусть маршрут из отсека в отсек, знать буквально на ощупь каждый сантиметр лодочного пространства. От этого будет зависеть жизнь самих водолазов, ведь на «Курске» предстоит работать без аварийного запаса воздуха. Причем в условиях, когда видимость будет составлять не более сорока-пятидесяти сантиметров. В «колоколе» будут находиться три водолаза: один норвежский и два российских. На самой же лодке планируется работа только российских специалистов. Руководить спусками будет командир экспедиционного отряда ВМФ капитан 1 ранга Василий Величко. О нем говорят как о человеке-легенде. За водолазные работы на затонувшем в восьмидесятых годах на Черном море теплоходе “Адмирал Нахимов” он удостоен ордена Красного Знамени.
    Сейчас глубоководники заканчивают физиологическую и психологическую подготовку в Санкт-Петербурге.
    Тем временем жизнь флота продолжается. РПКСН «Карелия», отдав воинские почести на месте гибели «Курска», успешно выполнил стрельбу баллистической ракетой из подводного положения, показав готовность флота решать поставленные задачи в любой точке Мирового океана. Доказательством тому служит и то, что с момента гибели «Курска» ни один из подводников СФ не подал рапорт с просьбой о переводе на берег или надводный корабль. «Наоборот, все с особенным желанием рвутся в море», - отмечает адмирал Попов.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства