|
|
Капитан 1 ранга запаса Михаил ВОЛЖЕНСКИЙ. |
Вчера было обнародовано заявление главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, в котором предстоящая специальная морская операция в точке катастрофы АПЛ «Курск» охарактеризована как работа высшего уровня сложности. Как снизить риск для тех людей, которые будут работать на глубине? Мы получили письмо, автор которого, безусловно, имеет право высказаться по этой важнейшей проблеме.
По долгу службы мне с 1990 по 1996 год в качестве уполномоченного постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ довелось участвовать в проведении испытаний многих подводных лодок. В декабре 1994 г. я координировал работу кораблестроительной и энергетической секций госкомиссии АПЛ «Курск» и участвовал в испытаниях его в Белом море. Могучий, современный, надежный корабль…
Случившаяся с ним катастрофа, по моему глубокому убеждению, стала результатом внешнего воздействия на корабль. Скорее всего, произошло столкновение с иностранной подводной лодкой, вызвавшее сначала взрыв двигателя торпеды и объемный пожар в помещении хранения боезапаса, а затем, через 135 секунд, взрыв 18 стеллажных торпед и гибель всего экипажа «Курска». При этом второй взрыв уничтожил все последствия первого, по которым можно было бы установить первопричину трагедии.
Судя по всему, у потерявшего плавучесть крейсера при падении со 110 метров на грунт крупногабаритное оборудование (главные турбозубчатые агрегаты с линиями валов; реакторы; автономные турбогенераторы; пароэжекторные холодильные машины; баллоны воздуха и газов высокого давления) могло сместиться со штатных мест крепления, загромоздить проходы, превратить кормовые отсеки в хаотичное нагромождение металла. По результатам обследования комингс-площадки аварийно-спасательного люка 9-го отсека, которая, находясь от места взрыва на расстоянии 130 метров, получила повреждения (оказалась расколотой), можно сделать вывод о том, что легкий корпус «Курска» сместился относительно прочного корпуса. Соответственно все размещенное в легком корпусе оборудование (а это прежде всего баллоны системы воздуха высокого давления) также находится теперь не на штатных местах. Это понятно всем специалистам.
Надеюсь, что решение о подъеме тел погибших подводников, которые могли сохраниться только в кормовых отсеках, принималось на основе внимательнейшего анализа обстановки в этих отсеках. Далее. Лишь получив возможность проникнуть в девятый отсек, можно оценить положение дел в восьмом и седьмом отсеках. Для этого не требуется тратить значительное время на выполнение разрезов в легком и прочном корпусе. Выполнение этих работ чрезвычайно трудоемко и опасно, так как при разгерметизации системы воздуха высокого давления с рабочим давлением 400 кг/кв. см, местоположение которой в сместившемся, деформированном легком корпусе, как уже говорилось, неизвестно, водолазы могут погибнуть. Для оценки обстановки в корме достаточно осмотреть состояние переборочных сальников правой и левой линий валов на переборке и состояние переборочной двери между восьмым и девятым отсеками.
Если переборочные сальники целы, тогда можно полагать, что основное оборудование паротурбинной установки осталось на штатных местах. Если переборочная дверь отдраивается, то можно заходить в восьмой, а при благоприятном стечении обстоятельств - и в седьмой отсеки.
Нельзя забывать, что каждый из кормовых отсеков - это почти 1.000 куб. м многоэтажного пространства. Штатные проходы между оборудованием узки - от 500 до 800 мм, множество настилов с люками и вертикальными трапами. Водолазу, действующему в глубоководном снаряжении, на страховочном конце, перемещаться в таком отсеке и обнаружить в полной темноте останки человека чрезвычайно сложно.
Поэтому первоочередной вопрос - в каком состоянии находятся погибший корабль и его атомная энергетическая установка. Если окажется, что кормовые отсеки полностью разрушены, то необходимо отказаться не только от плана подъема погибших, но и от плана подъема «Курска». В этом случае надо бетонировать паропроизводительную установку подводного крейсера и оставить его на месте гибели как морскую братскую могилу.
Что касается причин катастрофы, то следы столкновения с иностранной ПЛ надо искать в секторе плюс-минус 15 градусов радиусом 2-4 кабельтова по корме «Курска». Искать всеми средствами, в том числе с помощью буксируемых магнитометров, так как обломки могли уйти в ил.
|